Потенциал
русского космизма, ставшего идейным вдохновителем космонавтики, на сегодня далеко не исчерпан.
Учёные назвали это грядущее мировоззрение третьего тысячелетия – антропокосмизмом и отметили, что наиболее близко к нему мировоззрение
русского космизма.
Потому что я до сих пор оцениваю советский строй, особенно сталинизм с его победой, как торжество
русского космизма.
Очень важно, что вы сказали про космизм. То, что мы недостаточно подарили миру и мир ещё недостаточно воспринял, – это философия и искусство
русского космизма.
Поэтому, наверное, пока довольно трудно представить системное изложение идей
русского космизма с академической кафедры.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: шевченковский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В таком контексте
русский космизм превращался в мощную традицию, которая зародилась в российской культуре ещё во второй половине XIX века.
Анализируя антропологическую проблематику
русского космизма, отметим, несмотря на то, что идеи космистов частью не доказуемы, а частью опровергнуты практикой, но их гуманистический и творческий потенциал актуален до сих пор.
По всей видимости, для понятийного осмысления
русского космизма ещё не пришло время.
Пожалуй, самая распространённая презентация
русского космизма включает в себя перечисление известных фамилий с кратким анализом их идей.
Поэтому в книге речь идёт не только о компьютерных технологиях, но и о научных подходах к телепатии, которые получили широкое распространение в 1960-е годы по обе стороны железного занавеса, а также о калифорнийской контркультуре 1960-х, развитии идей
русского космизма в 1920-е и о других утопиях безграничной коммуникации, появившихся в XX веке.
Может быть, поэтому, а может быть, и нет, но среди профессоров философии считается, что относиться к
русскому космизму критически, серьёзно, не полезно.
Мыслимо ли развитие этой школы и вообще, насколько возможна история
русского космизма?
Дело в том, что различные учения
русского космизма, как правило, используют публицистический, художественный или даже мистический язык описания.
Безусловно, подобная стратегия уже несколько приелась, поэтому в данном контексте мы решили порассуждать о генезисе
русского космизма как большого многомерного философского события.
Ясно одно,
русский космизм, и как философская школа, и как одно из уникальных проявлений мировой культуры, будет жить и развиваться.
Гипотетическому адепту западной философии, пытающемуся размышлять о
русском космизме, остаётся только удивляться.
Он полагал, что на самом деле, за языковой ширмой марксизма творилась иная история и продолжалась иная, более древняя и более русская, традиция, необходимым элементом которой был, в том числе,
русский космизм.
Наконец, какова методология философии
русского космизма и как верифицировать/фальсифицировать его заключения?
Наша гипотеза как раз состоит в том, что
русский космизм – уникальное философское учение, которое не сводится к гегельянству и прочим философемам исторического детерминизма.
Знаменитый
русский космизм (Фёдоров, Циолковский) – это ещё одно проявление интеллектуального отступничества.
Решающее влияние на пути развития человечества в XX веке имел
русский космизм (Фёдоров, Циолковский, Чижевский, Вернадский, Флоренский), показавший неотделимость земли от космоса и предложивший синтез науки и религии в свете стремления к «психократии», то есть власти духа над материей.
Поэтому особое место в философии
русского космизма занимает антропология.
И как авангардист, который воспринял потрясающую энергию двадцатых годов и перенёс её через тяжёлые, страшные времена сороковых и пятидесятых, он этот пафос грядущего, пафос конструктивизма и
русского космизма, если угодно, нёс в себе.
Разработанный нами компетентностный подход базируется на достижениях отечественных философов, в частности философов
русского космизма, которые обосновали тождественность мира и человека, микро – и макрокосма, внешнего и внутреннего миров.
Вечное стремление в заоблачные выси, склонность к созерцательности наиболее полно проявило себя в «
русском космизме».
Для начала рассмотрим различие антропологических представлений религии и
русского космизма в его мистических вариациях.
На наш взгляд, можно выделить пять общих черт
русского космизма: преобладание целого над частями (т.н. холизм); телеология; идеализм; антропология, утверждающая эволюцию человека; публицистский и художественно-мистический способ философствования.
Время появления
русского космизма как самоназвания философской школы – вопрос дискуссионный.
Но мы будем доказывать обратное, развивая истоки
русского космизма.
А
русский космизм, в свою очередь, тоже является некой ветвью платонической традиции, западноевропейской.
Её перевод на русский язык означает воссоединение традиций
русского космизма и глобальной футурологии.
Русский космизм, отмечает учёный, носит печать своего времени.
Именно
русский космизм, зародившийся как научно-философское направление в начале XIX века, реализовавшийся в практику в XX веке, задал человечеству вектор развития.
Я бы сказал, что это не идеализм, а космизм, это осколки, разбегающиеся рамификации от
русского космизма.
Не следует воспринимать философию
русского космизма как явление, исторически прошедшее, принадлежавшее исключительно XX веку.
Сами идеи о необходимости такого порядка, который бы обеспечил гармоническое совместное развитие человека и природы, уже давно были присущи отечественной философской мысли; течение это получило название «
русский космизм».
Участникам конференции «Проблемы
русского космизма».
Присоединяюсь к великолепным выступлениям предыдущих ораторов, говоривших о духовности, о
русском космизме, о его роли.
А во взаимопроникновении человека и материи, как таковых, развёртывается, в объективном синтезе их и субъективной реализации их, философия метагалактики, в реализации метагалактичности объективно-субъективного синтеза человека и материи, развёртывается философия миров, с итоговым ракурсом, согласно достигнутым распознанием фундаментальностей, явления философии синтеза, где синтез, взятый как метод математики, вырастает до явления, собственно, философии синтеза, разрабатываемый нами два десятилетиями в виде философия синтеза
русского космизма, и реализующий все виды синтеза, как такового, в синтезируемости всего во всём общей философской практикой современности, основанной на данных восьми разделах и явлениях.
Многие ответы на возникающие при этом вопросы можно и нужно найти в философских трудах основоположников
русского космизма.
Русский космизм представляет собой направление в русской философии, рассматривающее космос, окружающий человека мир, самого человека как единое взаимосвязанное целое.
Дореволюционное русское богословие, которое нередко принято пренебрежительно называть “схоластическим” или “школьным” и оценивать как нагляднейшее проявление “западного пленения”, коему противопоставляются «исконные» софиология, «богочеловечество», «
русский космизм» и прочее, вполне соответствовало стандартам западной рациональной теологии.
Сегодня сообщество деятелей
русского космизма представляется уникальным феноменом.
Возникновение
русского космизма было подготовлено всем ходом развития отечественной культуры, философии и науки.
Но, как я отмечал неоднократно, чаще всего через некоторое время человек забывает, что он «проснулся», хотя при этом не утрачивает состояния «бодрствования» и продолжает мыслить и ощущать мироздание в рамках так называемой «вселенской отзывчивости» или «
русского космизма».
Выражением этого мироощущения и стала философия
русского космизма.
История русской философии 19 – начала и первой половины 20 века хранит блестящие имена выдающихся мыслителей, создавших мощный пласт философии
русского космизма и «философии всеединства».
Можно ли говорить о «
русском космизме» как о новом мировоззрении наступившей эпохи?
Сегодня идеи
русского космизма требуют нового осмысления, так как именно космическое мировоззрение способно решить актуальные во всём мире вопросы воспитания и образования, этики научных исследований, мира и улучшения качества жизни.
Выделение и внимательное изучение последней было сделано в
русском космизме.