Проблемы русского космизма. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2013

Коллектив авторов, 2016

В данном издании содержатся материалы Международной научно-общественной конференции «Проблемы русского космизма», раскрывающие в определенной степени осмысление вопросов этого философского направления с позиций нового космического мышления. Такой подход к русскому космизму позволяет рассматривать его как целостное культурно-историческое явление, в пространстве которого объединены космизм философии Серебряного века России и философия космической реальности семьи Рерихов. Оба этапа эволюции русского космизма имеют общий источник – творческий импульс космической эволюции. Сборник предназначен для научных работников, преподавателей высших учебных заведений, аспирантов и студентов, интересующихся вопросами русского космизма и вообще русской культурой.

Оглавление

Из серии: Рериховская научно-популярная библиотека

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Проблемы русского космизма. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2013 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Торжественное открытие конференции

А.В. Постников,

президент Международного Центра Рерихов, академик

Международной академии истории науки (Париж), заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор технических наук

Милостивые дамы и господа, дорогие товарищи, друзья и единомышленники!

Открывая нашу конференцию, я хочу поделиться с вами некоторыми мыслями о русском космизме и творчестве уникальной семьи Рерихов.

Влияние космоса, неразрывная его связь с земной жизнью ощущались людьми на самых ранних этапах их эволюции, причем это находило отражение в палеолитической наскальной живописи, свидетельствовавшей о том, что искусство появилось задолго до письменности. Отдельные рисунки, особенно те, которые изображали ландшафт и являлись, по сути дела, древнейшими картами, реалистично показывают местность в ортогональной проекции, то есть с высоты птичьего полета. Ярким примером таких изображений являются «писаницы» на берегах Белого моря, часть из которых совсем недавно была уничтожена какими-то современными вандалами.

Каким образом древний человек мог составлять такие «карты», пусть даже хорошо знакомой ему местности? Может быть, это свидетельство значительно более тесной связи палеолитического Homo Sapiens с Тонким миром и космосом, чем у современного человека, возможности которого с развитием цивилизации все более и более ограничиваются высокотехнологичным, но, — увы, не одухотворенным материальным миром? Ограниченность эта, возможно, впервые была осознана и сформулирована русскими космистами, и особенно Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами.

В частности, Николай Константинович Рерих, изучая материальную культуру древних, осмысливая ее духовное содержание, убедительно доказывал, что они «были близки к природе, они знали красоты ее. Они знали то, чего мы не ведаем уже давно». Возвращению к первожизни Николай Константинович Рерих посвятил цикл картин о каменном веке и язычестве древних славян. Казалось бы, давно ушедшая эпоха, но сколько значительного для нашего времени нашел там великий художник! Его герои приобщаются к тайнам космической жизни, внимая подымающимся облакам в картине «Веления неба» (1915) или небесным сферам в картине «Знамения» (1915). Не дикарь, не полузверь, а человек тонкой душевной организации, которому были присущи удивительные способности, ныне почти утраченные, — таков древний герой Рериха. И если А.Л.Чижевский доказывал на основании научных фактов, что и живая клетка, и человек были созданы «напряжением творческих способностей всей Вселенной», то Рерих, погружаясь в древнейшую жизнь, словно невооруженным глазом прозревал «клочок звездного неба». В картинах Рериха о каменном веке все предстает живым, одушевленным. Вся природа, словно откликаясь на экстатическое состояние людей, участвует в призыве космоса. Похожий образ нашего предка представляется внутреннему взору П.А.Флоренского: «Человек везде и всегда был человеком, и только наша надменность придает ему в прошлом или в далеком прошлом обезьяноподобие. Не вижу изменений человека по существу, есть лишь изменение внешних форм жизни. Даже наоборот. Человек прошлого, далекого прошлого был человечнее и тоньше, чем более поздний, а главное — не в пример благороднее».

Драгоценное качество жизни с природой, ее духовное созерцание, любовь к поэтической природной образности глубоко ценили русские космисты в противовес наступающей, чуждой природе механической цивилизации Запада. Все это великолепно выразил С.Н.Булгаков: «Если новоевропейскую материалистическую цивилизацию с господствующим в ней «научным» рационализмом называют иногда языческой, то этим наносят обиду язычеству. Она стоит ниже язычества, как и вообще ниже религии, и ей надо предварительно научиться еще многому, чтобы понимать душу язычества».

Князь Евгений Николаевич Трубецкой, один из основных представителей метафизики всеединства, созданной Владимиром Соловьевым, определял русский космизм следующим образом: «Космизм наш есть специфическое мировосприятие и мироощущение, носящее характер преобладания Вселенского над индивидуальным».

Сегодня сообщество деятелей русского космизма представляется уникальным феноменом. Жившие и творившие примерно в одно время Н.А.Бердяев (1874–1948), С.Н.Булгаков (1871–1944), В.И.Вернадский (1863–1945), Н.О.Лосский (1870–1965), Н.К.Рерих (1874–1947), Вл. С.Соловьев (1853–1900), П.А.Флоренский (1882–1937), К.Э.Циолковский (1857–1935), А.Л.Чижевский (1897–1964) и другие космисты, подчас не знавшие друг друга, одновременно писали о красоте, о ее воплощении в образе вечной женственности, так поэтически очаровавшей Владимира Соловьева и всех его последователей. Русские космисты считали, что человечество попало под могучее и соблазнительное влияние идеи технического прогресса и механической цивилизации вместо того, чтобы стремиться к более высокой цели мирового процесса: созданию высшего бытия — космической красоты. Бердяев писал: «Императив творить красоту во всем и везде, в каждом акте жизни, начинает новую мировую эпоху, эпоху Духа, эпоху любви и свободы. Ценности культуры — священны, и всякий нигилизм по отношению к ним безбожен». Эти чувства и мысли выражены в еще более страстных словах Николая Константиновича Рериха о начавшемся «мировом процессе разрушения механической цивилизации» и «созидании основания культуры духа». Уже в первые послереволюционные годы отчаянной борьбы между механической цивилизацией и грядущей культурой духа он верил, что народ, оборонившись от пошлости и дикости, сложит «Кремль великой свободы, высокой красоты и глубокого знания» из оставшихся обломков и «из самородков, с любовью найденных». И опять, как в назидание нашему времени: «Продовольствие, промышленность — тело и брюхо. При всех новых созиданиях, при новом строительстве линия просвещения и красоты должна быть лишь повышена, но не забыта ни на мгновение».

В области естественнонаучной мысли также зарождалось понимание перспектив будущего развития человечества и планеты. В своем учении о переходе биосферы в ноосферу Владимир Иванович Вернадский широко трактует природные явления, включая в них социальные и духовные проявления человека. Обладая мощью огромной геологической силы, человечество, объединившись в единое целое, вышло на уровень, когда научная мысль стала планетным явлением. Биосфера под влиянием нового планетного феномена будет приобретать другое, более высокое качество ноосферы.

Концепция культуры Николая Константиновича Рериха в своих наиболее важных аспектах имеет точки соприкосновения с ноосферой Вернадского. Так, Вернадский подчеркивал, что «в ноосфере определяющим фактором является духовная жизнь человеческой личности» и вследствие этого необходимо «считаться с огромным культурным наследством, связанным с прошлым». В таком понимании ноосферное мышление должно включать в себя не только научное, но вообще цельное знание, и соединиться с глобальными этическими принципами. А Рерих утверждал значение не только культурных ценностей, но и факторов естественно исторических, природных, среди которых протекает жизнь человека и которые во многом определяют пути его эволюции. Культура (ноосфера) в понимании Рериха — это не только то, что созидается или будет создано, но и то, что уже было создано, как необходимое и вдохновляющее основание. Необходимо воскрешение памяти прежнего опыта, чтобы ноосфера была истинной, цельной и всеобъемлющей, без нарушений ее разумной оболочки, дабы, созидая что-то новое, не разрушить старое. Ноосфера без знания прошлого — ноосфера ошибок и строительства во вред прошлому. Только творчество в унисон с естественно исторической, культурно-энергетической поступью Земли станет настоящим подвигом человечности, подлинной ноосферой. Вскрывая пласты древней ноосферы, Рерих воссоздает их в своих картинах, где оживает гармония земли, человека и неба. Устремляясь в будущее, он воплощает космический устойчивый и завершенный образ. Ноосфера видится ему в законах красоты.

Николай Константинович Рерих внес неоценимый вклад в развитие идеи взаимосвязи вселенского и земного, макро-и микрокосма. Он акцентировал внимание на путях их гармонизации в бытии человечества в условиях беспредельно-вечной Вселенной. Согласно ему, «то, что человеческие руки разделяют, сама жизнь соединяет. Во времена, когда Восток и Запад условно противопоставляются, сама жизнь формирует основания для единой мудрости». Достижение же этой мудрости Николай Рерих связывал с двусторонним процессом, который включает оптимальное развитие каждого из составляющих человечество этносов и их объединение на началах космической эволюции. «При космическом строительстве, — читаем мы в «Иерархии», — напрягаются все смещения и каждый народ предопределяет свою карму и свое место в эволюции». Этическим лейтмотивом всего творчества Николая Константиновича Рериха является мысль об объединительном начале всех народов и культур, а установка на космизацию мироотношения органично переплетается с оценкой эволюции как макрокосма, так и включенного в его беспредельность микрокосма. Не случайно он подчеркивал: «Я не умаляю ни Запад, ни Юг, ни Север, ни Восток — потому что на практике разделения не существует, и весь мир разделен только в нашем сознании», а потому «все ступени Культуры ведут <…> за пределы национальных границ».

Близко мыслям Рериха о действенной силе духа было прозрение Павла Александровича Флоренского о пневматосфере. Вот что он писал Вернадскому в далеком 1929 году: «…хочу высказать мысль, нуждающуюся в конкретном обосновании и представляющую скорее эвристическое начало. Это именно мысль о существовании в биосфере, или может быть, на биосфере, того, что можно было бы назвать пневматосферой, то есть о существовании особой части вещества, вовлеченной в круговорот культуры, или точнее, круговорот духа. Несводимость этого круговорота к общему круговороту жизни едва ли может подлежать сомнению. Но есть много данных, правда, еще недостаточно оформленных, намекающих на особую стойкость вещественных образований, проработанных духом, например, предметов искусства. Это подозревает существование и соответственной особой сферы вещества в космосе».

Вещество, энергия, вовлеченные в круговорот духа, уже не ограничиваются земными рамками, а простираются до беспредельности — что также неоднократно подчеркивал Николай Константинович Рерих. Идея П.А.Флоренского так и осталась догадкой, не проработанной в деталях, однако, как следует из нее, должны существовать каналы взаимодействия с творческими носителями духа. Эта мысль, по существу, находит свое продолжение в интуитивных откровениях Н.А.Бердяева о свободном дыхании души в космосе: «У человека, задавленного условностью цивилизации, ее порабощающими нормами и законами, есть жажда периодически возвращаться к первожизни, космической жизни, приобщиться к ее тайне, найти в этом радость и экстаз». Елена Ивановна и Николай Константинович Рерих вместе со своими сыновьями были посвящены в эту тайну и приоткрыли ее завесу грядущим поколениям.

Свое вступительное слово я хочу завершить стихотворением Николая Константиновича Рериха, написанным в 1916 году:

Пора

Встань, друг. Получена весть.

Окончен твой отдых.

Сейчас я узнал, где хранится

один из знаков священных.

Подумай о счастье, если

один знак найдем мы.

Надо до солнца пойти.

Ночью все приготовить.

Небо ночное, смотри,

невиданно сегодня чудесно.

Я не запомню такого.

Вчера еще Кассиопея

была и грустна и туманна,

Альдебаран пугливо мерцал.

И не показалась Венера.

Но теперь воспрянули все.

Орион и Арктур засверкали.

За Альтаиром далеко

новые звездные знаки

блестят, и туманность

созвездий ясна и прозрачна.

Разве не видишь ты

путь к тому, что

мы завтра отыщем?

Звездные руны проснулись.

Бери свое достоянье.

Оружье с собою не нужно.

Обувь покрепче надень.

Подпояшься потуже.

Путь будет наш каменист.

Светлеет восток. Нам

пора.

А.П.Лосюков,

президент Международного Комитета по сохранению наследия Рерихов, Чрезвычайный и Полномочный Посол

Уважаемая Людмила Васильевна, уважаемый Президент Международного Центра Рерихов Алексей Владимирович Постников, уважаемые участники международной конференции «Проблемы русского космизма»!

Я с большим удовольствием приветствую вас всех в залах прекрасного музея имени Н.К.Рериха от имени Комитета по сохранению наследия Рерихов, только что официально получившего статус международной общественной организации. Комитет был создан в прошлом году как российская общественная организация и тогда же начал совместную работу с Международным Центром Рерихов. Рассчитываем в своем новом качестве активизировать сотрудничество с нашими единомышленниками в ближнем и дальнем зарубежье по сохранению наследия и продвижению идей этой замечательной семьи наших великих соотечественников.

Нынешняя конференция одна из серии ежегодных подобных собраний, приуроченных ко дню рождения Николая Константиновича Рериха. Посвящена она российскому космизму.

Космизм стал уникальным явлением в истории русской культуры на рубеже XIX–XX веков, нашедшим широкий отклик в философской и научной мысли, в художественном и музыкальном творчестве в России. Не будет преувеличением сказать, что русский космизм стал провозвестником начала космической эры, выводящим человечество на новую ступень эволюционного развития. Всем нам известны имена великих основоположников русского космизма. Вы видите их здесь, на этой картине — это философы Соловьев, Бердяев, Флоренский; это гордость нашей науки — Циолковский, Чижевский, Вернадский; это поэты — Блок и Белый; это композиторы — Скрябин, Рахманинов и Прокофьев; художник, композитор и поэт Чюрлёнис и, конечно, многие другие. Николай и Елена Рерихи занимают особое место в этом ряду.

Николай Константинович на рубеже двух последних веков, как известно, принимал активнейшее участие в творческой жизни России. Его картины, стихи, публицистика, деятельное участие в работе творческих объединений, а также интерес к сохранению памятников российского культурного наследия внесли неоценимый вклад в формирование и развитие философии русского космизма. Венцом философской деятельности семьи Рерихов стало Учение Живой Этики, которое, по существу, и вывело русский космизм и его творцов на уровень первопроходцев космической эры человечества. Тот факт, что именно в России так высоко было поднято знамя новой космической эры, не только вызывает у нас чувство понятной гордости за наших соотечественников, ставших основоположниками русского космизма, но и налагает на нас особую ответственность за сохранение и продвижение их идей. Как мне представляется, сегодня в нашем обществе эти идеи становятся все более популярны. Они являют хорошую альтернативу бездуховности и заметному падению культурного уровня современного общества, грозящим самим основам его существования. Именно поэтому, я полагаю, необходима активизация просветительской работы, нацеленной на более четкое понимание человечеством своей истории и возможных перспектив своего развития. Многие ответы на возникающие при этом вопросы можно и нужно найти в философских трудах основоположников русского космизма. Наша задача в этой связи привлечь более широкое внимание общества к их идеям. Именно в этом я вижу задачу нынешней конференции. И хотел бы пожелать больших успехов ее работе.

Спасибо за внимание!

Е.П.Челышев,

действительный член РАН, член президиума РАН, академик, сопредседатель Научного совета РАН по изучению и охране культурного и природного наследия

Дорогие участники конференции! Учитывая созданную здесь обстановку, думаю, что лучше всего обратиться к нашей аудитории «милостивые государи и милостивые государыни», как было принято в российском обществе до революции, когда происходили замечательные явления в нашей научной, культурной жизни, когда жили представленные нам здесь великие люди, основоположники теории космизма. Сегодня я с большим удовольствием выступаю перед вами на этой очередной конференции, которые стали частью нашей жизни, нашей науки, нашей культуры.

Недавно вышла моя новая книга «Усадьба Узкое и Владимир Соловьев». Меня, специалиста по индийской поэзии, связанной с идеями символизма, с идеями индусского мистицизма, интересовало творчество Владимира Соловьева, эта тема мне близка. И здесь сошлись интересы мои и Людмилы Васильевны Шапошниковой. Во время работы над книгой о Соловьеве я приезжал сюда, а Людмила Васильевна тогда опубликовала замечательную статью о Фридрихе Ницше и Владимире Соловьеве, где говорилось об удивительных совпадениях в их жизни: ведь они родились и умерли в один год, у них не было ни кола ни двора, ни семьи, ни детей, оба глубоко страдали от непонимания в обществе, в котором жили. Но на этом совпадения кончаются. Эти два человека, никогда не встречавшиеся друг с другом, «вели, — как писала Людмила Васильевна, — между собой спор по важнейшей проблеме эволюции человечества — с Богом или без Него. Богочеловек Соловьева был с Ним, сверхчеловек Ницше — без Него. Запад и Восток сошлись в философском споре, и Россия, находящаяся на их средостении, создала богочеловека, который нес в себе дыхание Высшего Инобытия и космическое мироощущение».

Владимир Соловьев был не просто замечательным философом. Наши ведущие философы П.П.Гайденко и А.П.Козырев, которые изучают и исследуют отечественную философию, считают его первым ученым философом-профессионалом в русской философской мысли, так же считал и Н.А.Бердяев, который много писал о Соловьеве. Соловьев был основоположником философии, искусства и культуры Серебряного века. Но при этом его, прежде всего философа, как ни странно, считают основоположником символизма в русской поэзии. Я вам прочитаю стихотворение «На смерть А.Н.Майкова», в котором выражена самая суть космической идеи Соловьева.

Тихо удаляются старческие тени,

Душу заключавшие в звонкие кристаллы,

Званы еще многие в царство песнопений, —

Избранных, как прежние, — уж почти не стало.

Вещие свидетели жизни пережитой,

Вы увековечили все, что в ней сияло,

Под цветами вашими плод земли сокрытый

Рос, и семя новое тайно созревало.

Мир же вам с любовию, старческие тени!

Пусть блестят по-прежнему чистые кристаллы,

Чтобы звоном сладостным в царстве песнопений

Вызывать к грядущему то, что миновало.

В этих словах — «вызывать к грядущему то, что миновало» — заключена мысль о непрерываемости жизни: сиявшее прежде отживает, но перед этим позволяет вызреть и взойти новому.

Когда В.С.Соловьеву было девять лет, с ним произошло нечто необъяснимое. В церкви во время утренней пасхальной молитвы он вдруг увидел, что огоньки лампад стали не видны, все вокруг осветилось каким-то неземным светом, и образ Божией Матери, перед иконой которой он молился, вдруг обратился в образ живой женщины — Она взглянула на него очень ласково и благословила. В течение жизни Богоматерь являлась ему трижды. Второй раз это произошло, когда он, студент Кембриджа, писал диссертацию. И еще раз в Египте: когда он заблудился в пустыне, Она указала ему верный путь. Эти случаи послужили основой для одного из самых лучших его произведений — поэмы «Три свидания».

Александр Блок считал себя учеником Владимира Соловьева, хотя они не встречались. Вот стихотворение Блока, которое фактически является копией жизненной позиции Соловьева:

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцанье красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

«О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены» — этим образом, образом Богоматери, Софии, пронизано все творчество поэтов Серебряного века, и прежде всего Соловьева, — божественная, неземная красота, которая украшает и наполняет смыслом и любовью жизнь человека.

Будучи адъюнктом в Военном институте иностранных языков (я там проходил один тур и писал кандидатскую диссертацию), я получил возможность познакомиться с творчеством Соловьева и еще тогда обратил внимание на то, что у него очень много общего с индийским религиозным символизмом. Моя диссертация была посвящена сравнительному анализу европейского романтизма английских поэтов-романтиков Китса, Водсворта, Теннисона, Браунинга, Шелли, которые оказали большое влияние на творчество Тагора и индийских поэтов-романтиков. И в индийской поэзии я вдруг увидел что-то очень близкое мне, то, что читал у Соловьева.

В заключение хочу сказать, что я благодарен вашему замечательному Центру: это одно из немногих мест, где свободно, без каких-либо препон развивается научная мысль. Я надеюсь, что мы вместе еще сделаем немало интересного и полезного для изучения этой увлекательной, загадочной темы — русский космизм. Об этом и об эстетических взглядах, философских понятиях и религиозной концепции Соловьева по философии всеединства и прочем, что так нужно сегодня для нашего общества, я рассказывал в недавно вышедшей статье «Загадочный Владимир Соловьев».

Спасибо за внимание, желаю участникам конференции успеха в работе.

А.Федотов,

директор Центра восточных языков и культур Софийского университета Св. Климента Охридского, профессор, доктор филологических наук, Болгария

Уважаемая Людмила Васильевна, уважаемый Алексей Владимирович, дорогие друзья!

Солнечный привет вам из Болгарии и с праздником всех вас!

Полагаю, тема нашей конференции в этом году столь всеобъемлюща, столь полна, она как бы первоосновна, что комментировать ее не имеет смысла: ведь мы рождены Космосом, мы рождены в Космосе и мы представляем этот Космос, о чем говорил Алексей Владимирович. Космос вокруг нас, Космос в нас самих. Как вы думаете, что человек сделал прежде всего, когда осознал себя человеком? Думаю, он посмотрел вверх, в этот необъятный небесный простор, который мы называем Космосом. Мне кажется, что первой его разумной мыслью было: «А что такое там наверху? Что нас окружает, и какое отношение это неизведанное имеет ко мне, человеку?» И с тех пор именно на вопросы «А что там наверху? А что в нас, внутри?» человек продолжает искать ответ, так как эти вещи взаимосвязаны.

И я хочу еще раз искренне поздравить всех сидящих в залах чудесного Международного Центра Рерихов, потому что, как я сказал, тема нынешнего года касается всех нас без исключения, независимо от того, физики мы, химики, лирики или востоковеды.

С праздником вас, здоровья вам и успехов!

Спасибо.

Ж.К.Нурманова,

ученый секретарь Евразийского национального университета имени Л.Н.Гумилева, Астана, Казахстан

Дорогая Людмила Васильевна, дорогой Алексей Владимирович, милостивые государи, милостивые государыни!

Позвольте мне по поручению нашего руководства передать в дар Международному Центру Рерихов небольшие подарки в знак глубочайшего уважения и почтения к тому замечательному делу, которое вы делаете.

Вот небольшое каменное изваяние тюркской эпохи, найденное в археологической экспедиции студентами и преподавателями нашего вуза.

В прошлом году мы с большим размахом отмечали юбилей Льва Николаевича Гумилева. К этому юбилею нами была подготовлена удивительная энциклопедия, которую мы также вам дарим.

И еще дарим книгу нашего уважаемого ректора, историка и общественного деятеля Ерлана Батташевича Сыдыкова «Шакарим», которая также в прошлом году вышла в Москве в серии ЖЗЛ. Как известно, Казахстан — родина Абая Кунанбаева, а Шакарим — его родной племянник.

Очень надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество с вашим Центром. И еще хочу выразить огромную признательность за возможность присутствия на такой удивительной конференции, где действительно царит дух дружбы, гармония человеческого общения. И особое, отдельное спасибо позвольте сказать Виктору Васильевичу Фролову, без участия которого был бы невозможен, наверное, мой приезд.

Спасибо большое, всем творческих успехов, крепкого здоровья и удачи!

Г.Н.Мезенцев,

член президиума Российского философского общества

Разрешите познакомить вас с приветствием Российского философского общества участникам конференции:

«Уважаемая Людмила Васильевна!

Уважаемый Алексей Владимирович!

Уважаемые участники и гости конференции!

В 2013 году исполнилось 150 лет со дня рождения В.И.Вернадского, и по этому случаю весной в Институте философии РАН была проведена представительная конференция «Философские идеи В.И.Вернадского и современная научная картина мира». Ваша конференция стоит в одном ряду значимых научных мероприятий в этом юбилейном году.

Идеи В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского актуальны в связи с исследованиями проблем экологии, устойчивого развития, сохранения культурного многообразия в эпоху глобализации. Феномен русского космизма нужно рассматривать не только в рамках культуры Серебряного века России, но и как один из важных концептов мировой культуры. Если анализировать явление космизма как холистическое мировоззрение, основанное на представлении о единстве человека и космоса, то его истоки можно усмотреть еще в античной и древневосточной философии.

Конференция «Проблемы русского космизма» проходит в Международном Центре Рерихов — Музее имени Н.К.Рериха, замечательного художника, мыслителя, ученого и общественного деятеля. Мировоззрение, сформированное у исследователей на идеях космизма, нашло свое отображение не только в философии и науке, но и в живописи, литературе, музыке. В этом отношении интересны проводимые в вашем музее выставки современных художников, скульпторов, концерты классической музыки. Философская система Живой Этики представляет собой оригинальное направление русского космизма. Осуществляемый в рамках мировоззрения космизма диалог философской традиции Запада и мудрости Востока, выявление объединяющих мировые цивилизации общих ценностей, безусловно, важны в современном мире.

От лица Российского философского общества желаю Вам успешного проведения конференции, интересных докладов, продуктивных творческих дискуссий, а также новых научных достижений!

С уважением, Президент Российского философского общества, академик РАН

В.С.Степин»

Б.Н.Кантемиров,

вице-президент Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского

Уважаемая Людмила Васильевна, уважаемый Алексей Владимирович, уважаемое собрание.

Мне поручено от имени президиума Академии космонавтики имени Циолковского огласить вам приветственный адрес, но я хотел бы сказать несколько слов от себя. Присоединяюсь к великолепным выступлениям предыдущих ораторов, говоривших о духовности, о русском космизме, о его роли. Но я хочу затронуть несколько иную сторону, и пусть вам не покажется мое выступление диссонансом.

Мы живем в мире техники, и как бы мы ни восторгались духовными порывами наших великих философов, мы все равно везде пользуемся техникой. И мы обязаны изучать эту технику, какое влияние она оказывает на человека, на цивилизацию. Этим занималась наша Академия, на прошлых конференциях ее члены выступали с докладами на эту тему. В этот раз получился сбой какой-то непонятный.

Еще Бердяев в 19–20-е годы прошлого века на своих лекциях о смысле истории обращал внимание на то, что техника, или, как он это называл, машины, изменит человека, изменит человеческую цивилизацию. И, к сожалению, исследования этого вопроса философами показывают, что действительно наша цивилизация меняется. От духовности она уходит в сторону рационализма. Я хочу сказать, что мы с вами призваны не только отдавать должное и изучать космизм как таковой, но нам нужно обязательно понять, что такое современная техника. Сейчас технику изучают философы, изучают историки-техники, изучают социологи, она может быть использована в педагогике, и какую сторону жизни мы ни затронем, мы увидим, что техника работает везде. И мы должны изучать и вредные, и положительные стороны ее влияния. Вот такой доклад мне хотелось бы сделать на этой конференции, подчеркнуть, что, как говорится, не духом единым жив человек. Нам надо понять, в какую цивилизацию мы попали и куда идем. Это очень сложный вопрос.

Это то, что я хотел сказать. А что касается нашего приветствия, думаю, мне нет смысла оглашать текст, который повторяет уже изложенные здесь мысли, я просто зачитаю последний абзац. Подписал это приветствие президент Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, член-корреспондент РАН Игорь Владимирович Бармин.

«Уверен, что обсуждение научных проблем, которые поднимает ваша конференция, даст импульс к новым научным поискам по определению места человека и его роли в космической эволюции».

Желаю конференции интересной и плодотворной работы, новых научных результатов и творческих успехов. Надеюсь принять участие в ее работе, побывать на круглом столе и там поговорить о роли техники более подробно.

Спасибо за внимание.

Г.Н.Фурсей,

вице-президент Российской академии естественных наук, вице-президент Международной Лиги защиты культуры, профессор, академик РАЕН, Санкт-Петербург

«Дорогая Людмила Васильевна, дорогие друзья!

Прежде всего, мне хотелось бы поздравить Людмилу Васильевну с юбилеем! Так символически совпало, что эта конференция проходит в знаменательные дни. Вчера был день памяти Великого Духа, Великого человека на Земле, который спас Россию, — Сергия Радонежского. И та тематика, которая здесь провозглашена, кажется фантастической для этого смутного, серого времени, в котором мы находимся. Я услышал здесь слова о предназначении, слова о том, для чего и зачем мы существуем. Есть два момента, о которых мы все хорошо знаем из всех религий, что предназначение человека заключается в исправлении несовершенств, которые в нем есть, в покаянии. И второй очень мощный позыв — это творчество, тот смысл, ради которого мы живем.

Президент РАЕН, доктор технических наук, профессор, лауреат государственной премии СССР, заслуженный деятель науки и техники РФ, лауреат Премии Правительства РФ в области науки и техники, президент Международного университета ДубнаО.Л.Кузнецов».

В заключение я хочу сказать вот о чем. Символом нашей Академии является Владимир Иванович Вернадский, поэтому нам очень близко, родственно близко все то, что происходит в пространстве вашего Музея. Думаю, сейчас необходимо наше мысленное усилие, чтобы преодолеть все темные стороны нашего бытия и с оптимизмом смотреть в будущее. Я глубоко убежден, что нам это удастся.

Я хочу закончить словами замечательного поэта и философа, который выступал в этих стенах, это Константин Кедров. Он говорил о молитве. Мне кажется, что все мы должны обратить наши мысли к свету, к тому, чтобы преодолеть это очень тяжелое время жесточайшей борьбы в области культуры.

…Молитва — это корабль,

Плывущий сквозь наготу,

Молитвенная луна

И солнце из поцелуя.

Молитва — это корабль

С младенцами на борту,

Когда он плывет в любовь,

Кормой океан целуя.

Спасибо за внимание.

А.Н.Коротаева,

заместитель главного ученого секретаря президиума Российской академии художеств, член президиума Российской академии художеств

Многоуважаемые дамы и господа!

Разрешите мне от имени президиума Российской академии художеств и всего нашего творческого коллектива передать самые теплые и искренние слова приветствия в адрес вашей замечательной конференции. Разрешите мне зачитать текст приветствия.

«Многоуважаемые дамы и господа!

Российская академия художеств приветствует основанный Святославом Николаевичем Рерихом Международный Центр Рерихов, Музей имени Николая Константиновича Рериха, участников и организаторов конференции: Российскую академию естественных наук, Российскую академию космонавтики имени К.Э.Циолковского, Российское философское общество, Институт истории естествознания и техники имени С.И.Вавилова Российской академии наук, Международную лигу Защиты Культуры, Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих и Мастер-Банк с открытием столь значимого мероприятия, определяющего актуальность художественного, философского и научного наследия Н.К.Рериха.

Качественно новая научно-эволюционная мировоззренческая основа конференции объединяет представителей различных областей науки, искусства, философских, духовно-этических учений и других направлений человеческой деятельности.

Примером стойкости и служения общему благу людей разных частей планеты служат Учение Живой Этики, гуманистические идеи, философско-художественное наследие и вся подвижническая жизнь семьи Рерихов.

Замечательные слова Елены Ивановны Рерих: «Истинное устремление к красоте приведет нас к пониманию высшей красоты законов, управляющих Вселенной, выраженных в Совершенном Разуме и Совершенном Сердце», — являются не только девизом выставки, но и пониманием всего мироздания.

От всей души желаем всем участникам столь значимого научного форума здоровья, благополучия, успехов в творческих и исследовательских проектах.

Президент Российской академии художеств

З.К.Церетели»

В.В.Плоских,

кандидат исторических наук, Кыргызстан

Добрый день, Алексей Владимирович, Людмила Васильевна, коллеги!

От имени Академии наук Кыргызстана приветствую вас и поздравляю с таким знаменательным событием. Мы в прошлом году проводили конференцию, посвященную 110-летию со дня рождения Юрия Николаевича Рериха «Культурно-историческое пространство Центральной Азии: от прошлого к будущему». Я вручаю вам материалы этой конференции и хочу пожелать всем творческих успехов, а также чтобы мы не просто поговорили и представили какие-то свои достижения, но и одухотворили то пространство, в котором находимся, и потом это одухотворение разнесли по своим рабочим местам, на свою родину.

Я благодарю вас за внимание, спасибо.

А.А.Мигунов,

кандидат исторических наук, преподаватель Института международных отношений и мировой экономики, Международной академии бизнеса и управления

Уважаемый Алексей Владимирович, уважаемая Людмила Васильевна!

Я хотел бы передать приветственное слово от имени президента Международной общественной организации «Восточное измерение» Михаила Ефимовича Николаева, ныне депутата Государственной Думы (перед этим он занимал пост заместителя председателя Совета Федерации РФ).

«Уважаемый Алексей Владимирович!

Уважаемая Людмила Васильевна!

Уважаемые гости и участники конференции!

Международная конференция, посвященная проблемам русского космизма, является заметным событием в научной жизни нашей страны. Одна из причин этого состоит в том, что в докладах, заявленных в программе конференции, предполагается исследовать актуальные вопросы философии, науки, искусства. Это говорит о том, что для культуры России мотивы космического мироощущения были привлекательны всегда.

Не случайно ученые Международного Центра Рерихов уже много лет плодотворно занимаются изучением космического мировоззрения семьи Рерихов. Ведущую роль в этом важном деле играет известный ученый-востоковед Л.В.Шапошникова, которая много внимания уделяет культуре Востока и в первую очередь культуре Индии.

Семья Рерихов долгие годы жила и работала в Индии, построив духовный мост между народами России и Индии. Сегодня МЦР налаживает научные исследования в Гималайском институте научных исследований «Урусвати», который был создан в Индии Рерихами в 1928 г. и в котором основой научных исследований было космическое мироощущение.

Это говорит о том, что цели Международного Центра Рерихов и Международной общественной организации «Восточное измерение» во многом совпадают, ибо важным направлением их деятельности является налаживание на основе культуры взаимопонимания между народами России и стран Азиатского региона.

Желаю участникам международной конференции плодотворной работы и продвижения на пути осмысления проблем космического мироощущения.

Президент международной общественной организации

«Восточное измерение», депутат Государственной Думы

М.Е.Николаев»

Оглавление

Из серии: Рериховская научно-популярная библиотека

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Проблемы русского космизма. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2013 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я