Технические достижения, как правило, оценивались отрицательно, и в этом пункте
русские футуристы сближались с немецкими экспрессионистами.
Таким образом подчёркивалось отличие
русских футуристов от западноевропейских.
Она крайне далека от чистой, самодостаточной («заумной», как говорили
русские футуристы) поэзии.
Отец подарил мне печатную машинку и я понемногу собрал антологии
русских футуристов, символистов и акмеистов, перепечатывая их собственноручно, двумя пальцами.
To, что дали до сих пор
русские футуристы – мне кажется – если не заслуживает полной и окончательной оценки, то во всяком случае, – серьёзного и объективного отношения.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: забрюзжать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Он был заметно разочарован тем, что
русские футуристы не пошли на контакты с ним, хотя и писал позднее в своих воспоминаниях, что они обиделись на его успех среди женщин.
Можем вспомнить французских про́клятых поэтов, немецких экспрессионистов,
русских футуристов.
При этом можно говорить о том, что в сфере радикального обновления формы и содержания
русские футуристы пошли гораздо дальше своих итальянских коллег.
Однако в целом его суждение о русском футуризме скорее снисходительно: «
Русские футуристы как-то по обязанности считают нужным сделать вид, что они живут лихорадочно-ускоренно, что они тоже захвачены лихорадочным потоком современности».
В этой книге легко обнаружить и вполне классические, даже постакмеистические стихи, и формальные, в лучшем смысле слова, эксперименты, идущие от
русских футуристов, и утончённый верлибр, и восточную минималистичность, и медитативные погружения в историческое и мифологическое пространства, характерные для поэзии балканских стран.
Однако он, очевидно, был весьма поверхностно осведомлён о последнем, не оценил самостоятельных открытий
русских футуристов, таких как заумь и вообще того стремительного выхода за пределы отдельных видов искусства и эстетики вообще, который совершался тогда на публичных диспутах, в театральных постановках, в рукописной книге или в раскраске лиц русских футуристов.
Впоследствии стремление художника к очеловечиванию машины будет подхвачено итальянскими и
русскими футуристами.
Спонтанность и непредсказуемость творчества, свобода художественных ассоциаций и немотивированность создания образов, неосознаваемые действия художника и его безотчётные поступки, воспринимаемые как наиболее аутентичный творческий акт, – такова манифестируемая
русскими футуристами программа авангардного искусства, имеющая много общего с идеями психоаналитического дискурса.
И многих прочих
русских футуристов…
Достижения
русских футуристов в теории и непосредственном творчестве были несомненны, но при этом, как и многие их современники, они теряли из виду отдельного человека – и как персонажа своих произведений, и как читателя.
Весьма характерно, что футуристы засыпают читателей своими произведениями (пусть странными и нелепыми), но никак не могут точно определить (особенно наши,
русские футуристы), к чему они стремятся.
Эксперименты
русских футуристов и заумников в этом плане вполне сопоставимы с творчеством западноевропейских дадаистов и сюрреалистов.