Ибо, что такое сила духа
русской народности как не стремление её в конечных целях своих ко всемирности и ко все-человечности?
Географические рамки развития
русской народности чрезвычайно широки.
Поэтому с чисто расовой точки зрения
русская народность IX и та же народность XX века существенно отличаются друг от друга.
Одно из важнейших последствий – образование новой, наиболее мощной ветви в составе
русской народности – великорусского племени.
Это было время формирования
русской народности. Само название «Россия» появилось именно в этот период, заменив прежнее – «Русь».
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: крабб — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Однако в те годы ученые-историки только начинали осознавать, что родственные связи между восточнославянскими племенами, ставшими основой
русской народности и племенами балтов имеют гораздо более глубокие корни, которые уходят в далёкую древность, во многом скрытую от нас туманом неизвестности.
Говорил неумолкно и большей частью по-французски – как и следует представителю
русской народности.
Интересно отметить, что образованию
русской народности некоторое время предшествовали этнические объединения по территориям (землям): псковичи, новгородцы, рязанцы, москвичи, нижегородцы и т. д.
Собственно русскими называются все слова (за исключением заимствованных), которые появились в языке уже после того, как он стал самостоятельным языком
русской народности (с XIV в.), а затем языком русской нации (русский национальный язык формировался в течение XVII–XVIII вв.).
Смысл этих немногих слов очень обширен: в нём заключается, можно сказать, изображение целого периода русской истории, изображение первоначального возраста
русской народности.
Но этому варяжскому вопросу он придаёт большое культурное значение как первому участнику в постройке на известный лад не только учёного, но и общественного воззрения на русскую древность и даже на
русскую народность вообще.
Кроме того, для «армян, болгар, греков и
русских народность неотделима от церковности, так что “православный” и “русский” становятся синонимами».
Защитники национальностей умолкают, коль скоро дело идёт о защите
русской народности, донельзя угнетаемой в западных губерниях, – так же точно, впрочем, как в деле босняков, болгар, сербов или черногорцев.
Каждая из этих двух
русских народностей жила в прошедшем своей собственной жизнью, имела свою самостоятельную историю.
Он поставил несколько важных вопросов, формулировка которых позволяет предположить, что надеждинская программа исследования
русской народности определила довольно узкое её понимание в этнографии.
С образованием и развитием древнерусского государства, с формированием единой
русской народности, с обретением единого русского языка, и с объединением различных культур и обычаев – начинает отмирать язычество с его многобожием, племенными традициями и варварскими ритуалами.
Русская идея, как идея
русской народности, заявляющей о своих законных правах в мире, также не вызовет неприятия у честных и серьёзных людей.
Но когда с татарским завоеванием порвалась политическая связь, – историческая жизнь северной и южной половин
русской народности пошла различными путями.
Если, таким образом, наша религиозная бесплодность не происходит ни от свойств христианской религии, ни от свойств
русской народности, то она может зависеть только от внешних условий, от неправильного положения нашей церкви и прежде всего от её обособленности и замкнутости, не допускающей благотворного воздействия чужих религиозных сил.
Поэтому немало были удивлены некоторые наши, впрочем, очень юные демократы, когда увидели, что их русский костюм не возбуждает в нас никакого особенного умиления, и именно потому, что русское платье обращено было ими в какой-то мундир демократизма, вместе с полнейшим неуважением к существенным элементам
русской народности.
На повестку дня встали вопросы завершения политического объединения
русской народности и расширения государственной территории до пределов русской равнины.
Между обеими расами (финской и славянской) установилось постепенное мирное смешение, которое и дало в результате
русскую народность…
Объясняя «образование великорусского племени», он выводит его «не из продолжавшегося развития этих старых областных особенностей», а из новых условий, возникших, «когда население центральной среднеднепровской полосы, служившее основой первоначальной
русской народности, разошлось в противоположные стороны», говорит о «разрыве народности» как моменте перелома в XII–XIII вв.
Он писал по поводу некоторых тогдашних высших сановников (министра внутренних дел и шефа жандармов), что для них «так называемая
русская народность есть не что иное, как вранье журналистов».
Конечно, причина этой религиозной бесплодности не зависит ни от христианского начала, которое заключает в себе полноту всякого духовного содержания, ни от особенного характера
русской народности, которая, напротив, могла бы быть наиболее способною для религиозной культуры, насколько эта народность соединяет в себе созерцательную религиозность восточных народов с тем стремлением к деятельной религии, которое свойственно народам западным.
Разрыв
русской народности на две половины, юго-западную и северо-восточную, удельное дробление последней, иноземное иго – эти неблагоприятные условия едва ли могли содействовать прояснению мысли о народном единстве, однако были способны пробудить или поддержать смутную потребность в нём.
К этому времени успехи в изучении
русской народности продвинули русскую историческую и общественную науку далеко вперёд и открыли широкое поле для деятельности научной и художественной.
Другое отличие школы от её первообразов заключалось в убеждении, что указания западной науки должны ещё способствовать к очищению и к укреплению
русской народности на её родной почве, – положение, неохотно допускаемое коренными славянофилами, которые видели в нём признак скрытного отщепенства.
Что же касается до евреев, то всякое разъяснение этого вопроса – с одной стороны, поможет только ещё более разогнать мрак фанатического неразумия и слепой ненависти, а с другой – способно, может быть, будет и воздержать несколько от потворства лжи, от излишней и грешной любезности с нею, от вредного притупления нравственного чувства и от опасных уступок в ущерб
русской народности.
Цель книги – восстановление
русской народности, будто бы съеденной врагами нашими, немцами; вожделенное восстановление это торжественно совершается книгою через решение вопроса, что варяго-руссы были не немцы, а славяне, – чистые, породистые славяне, без всякой немецкой или другой какой еретической примеси.
В народных русских песнях, вместе взятых, не больше
русской народности, сколько заключено её в этой балладе!
Русское государство и
русская народность могли довольствоваться малым; им было достаточно иметь в северо-западном углу своей территории нейтральную страну и доброжелательную народность вместо неприятельского передового поста и господства враждебных шведов.
Российские исследователи
русской народности второй половины XIX столетия в таком понимании «духовной культуры» – на материале литературных и фольклорных текстов – сделали важный шаг на пути переосмысления понятий «народный» и «национальный», хотя подобная интерпретация народного творчества с этой точки зрения была общей тенденцией европейской фольклористики этой эпохи.
Особенности
русской народности, выявляемые из нарративных источников и устных текстов, по-прежнему воспринимались прежде всего как комплекс идеалов, ценностей и элементов картины мира.
Именно в связи с изучением истории формирования
русской народности проблема определения предмета и методов этнографии как отдельного научного направления волновала историков, занимавшихся вопросами материальной культуры и повседневного быта.
Уже в «Бесах» есть резкая насмешка над теми людьми, которые поклоняются народу только за то, что он народ, и ценят православие как атрибут
русской народности (12).
У иных, по странному противоречию, притязания на
русскую народность облекаются в зыбкие призраки туманной немецкой философии, так что добрый русак, не посвящённый в таинство гегелевского учения, и в толк не возьмёт, как ему надлежит окончательно обрусеть.
Известно, что российская наука опирается на выводы учёных о происхождении русских людей в следующей теории этногенеза: «
русская народность произошла из смеси алан, угров, славян и тюрок».
Сильное влияние таких факторов, как географический, геополитический, религиозный, условия материального производства, социальная организация и др., обусловили следующие особенности русской истории: способность русского народа к крайнему напряжению сил в течение длительного времени; возникновение устойчивой формы общинного уравнительного сожительства как условие выживания основной массы населения; характерное для русских людей чувство доброты, составлявшее важное качество их духовного строя, готовность оказания помощи нуждающимся, что подтверждено многовековой практикой крестьянских “помочей”; национальная терпимость русского народа в условиях полиэтничности страны; ускорение консолидации
русской народности с принятием христианства и обретение ею благодаря этой религии мощного духовного начала с сильной традицией коллективного устремления к лучшему будущему; утверждение общины в качестве первичной хозяйственно-социальной ячейки вместо частнособственнических образований западноевропейского типа; роль государства как основы или даже творца общества, нераздельность государства, общности и личности, присвоение корпорацией аристократической и бюрократической элиты функции “столпа” государственности и др.
Располагая силою в парламенте, они задумали целый ряд законов к подавлению
русской народности: изменение календаря, замену русского алфавита латинским, изгнание русского языка из русской школы, замену русского духовенства латинским, передачу иезуитам русских монастырей и духовных школ…
Истоки «женской темы» в российской историографии лежат в 1850-х гг. – изучая культуру и географию
русской народности, этнографы попутно открыли для себя «женщину низших русских классов, забытую чуть не с вечных времён».
На основной его территории сформировалась
русская народность, вернее, одна из составных её частей – старожилы, а на окраинах – её соседи: народности самодийского и финно-угорского происхождения.
За приставленными друг к другу соседними столиками справляла день рождения компания, состоящая из нескольких лиц мужского пола, как пишется в сводках, «кавказской народности» и нескольких лиц женского пола
русской народности.
Всероссийский национальный союз, исходя из мысли, что государство есть господство, ставит первой задачей господство
русской народности, провозгласив три высших его основы: православие, язык и кровь…
Возможно, что постепенное расширение областей отражает исторические этапы развития
русской народности от племени к союзу племён и от союза племён к народности.
Поэтому не пора ли нашим здравомыслящим экономистам и моралистам приняться за улучшение у нас репутации экономической науки и тесно связанных с нею философских систем и снять с них mauvais odeur – этот мрак, безбожие и что-то искусственное и напускное, которое окружает эти отрасли знания, имеющие громадное влияние на умственное, моральное и экономическое развитие
русской народности, цивилизации и государственного могущества.
Почему это так, и какую роль сыграл культ медведя в формировании и развитии
русской народности – вот те вопросы, на которые мы хотели ответить в этой книге.
Этот русофоб стал изобретателем пресловутой теории «двух
русских народностей», которая затем была тупо подхвачена всей советской исторической наукой, что сыграло катастрофическую роль в истории всей нашей страны.
По взгляду этой школы, только этот строй, в котором проявлялся дух
русской народности, соответствовал особенностям нации в области государственного устройства и обеспечивал жизненность созданных ею политических учреждений.
Этнографический акцент в исторических штудиях можно расценивать в качестве основной тенденции исследований
русской народности в 1870-1900-х гг.