Неточные совпадения
А когда зададут тему на диссертацию, он терялся, впадал в уныние, не зная, как приступить к рассуждению, например, «об источниках к изучению
народности», или «о древних
русских деньгах», или «о движении народов с севера на юг».
— Мне не нравится в славянофильстве учение о национальной исключительности, — заметил Привалов. —
Русский человек, как мне кажется, по своей славянской природе, чужд такого духа, а наоборот, он всегда страдал излишней наклонностью к сближению с другими народами и к слепому подражанию чужим обычаям… Да это и понятно, если взять нашу историю, которая есть длинный путь ассимиляции десятков других
народностей. Навязывать народу то, чего у него нет, — и бесцельно и несправедливо.
Именно в
русском империализме должна была быть всечеловеческая широта и признание всякой народной индивидуальности, бережное и щедрое отношение ко всякой
народности.
Но она не может быть рассматриваема как механическая смесь
народностей — она
русская по своей основе и задаче в мире.
— Лоца [Так все маньчжурские
народности называют
русских.] понимай нету, наша надо сам работай.
Православие славянофилов, их исторический патриотизм и преувеличенное, раздражительное чувство
народности были вызваны крайностями в другую сторону. Важность их воззрения, его истина и существенная часть вовсе не в православии и не в исключительной
народности, а в тех стихиях
русской жизни, которые они открыли под удобрением искусственной цивилизации.
Наконец, и Тебеньков, и Плешивцев — оба уважают
народность, но Тебеньков смотрит на этот предмет с точки зрения армий и флотов, а Плешивцев — с точки зрения подоплеки. Оба говорят:"Есть ли на свете другой такой народ, как
русский!"Но Тебеньков относит свои похвалы преимущественно к дисциплине, а Плешивцев — к смирению.
Говорили об уничтожении цензуры и буквы ъ, о заменении
русских букв латинскими, о вчерашней ссылке такого-то, о каком-то скандале в Пассаже, о полезности раздробления России по
народностям с вольною федеративною связью, об уничтожении армии и флота, о восстановлении Польши по Днепр, о крестьянской реформе и прокламациях, об уничтожении наследства, семейства, детей и священников, о правах женщины, о доме Краевского, которого никто и никогда не мог простить господину Краевскому, и пр., и пр.
— Более всего на начале разных местностей и
народностей, а частию исповеданий, а также и по наклонностям молодых людей к той или другой философской системе; это я знаю по собственному опыту: нас,
русских, в то время студировало только двое: Пилецкий и я, и он меня ввел в корпорацию мистиков.
Грустно и весело в тихую летнюю ночь, среди безмолвного леса, слушать размашистую
русскую песню. Тут и тоска бесконечная, безнадежная, тут и сила непобедимая, тут и роковая печать судьбы, железное предназначение, одно из основных начал нашей
народности, которым можно объяснить многое, что в
русской жизни кажется непонятным. И чего не слышно еще в протяжной песни среди летней ночи и безмолвного леса!
[Поразительно в этом отношении до комизма наивное утверждение
русских властей, насилующих чужие
народности: поляков, остзейских немцев, евреев.
Сначала это говорилось довольно неопределенно, в общих чертах, мимоходом, по поводу споров с «
Русскою беседой» о
народности, потом прямее высказали, что нам теперь нужно заимствовать многое от просвещенного Запада; наконец как-то в конце года, кажется по поводу статьи г. Григорьева о Грановском, решительно было высказано, что молодым ученым нашим полезно ездить учиться за границу.
Таким образом, от идеи своего народа и государства человек, не останавливающийся: в своем развитии, возвышается посредством изучения чужих
народностей до идеи народа и государства вообще и, наконец, постигает отвлеченную идею человечества, так что в каждом человеке, представляющемся ему, видит прежде всего человека, а не немца, поляка, жида,
русского и пр.
Он подружился с неправославными немцами, жил долго в Голландии, стране протестантской, и вследствие того пренебрег теми началами, на которых постоянно утверждалась
народность русская.
Утверждая это, г. Жеребцов вовсе не думает унижать народ
русский; напротив — он во всей книге, отстаивая
народность, силится превознести все
русское.
Такое положение дел продолжалось целое столетие, до тех пор, пока не было воздвигнуто новое знамя
русского развития с надписью: православие, самодержавие и
народность (том II, стр. 78)!
Из основного противоречия, указанного нами во взгляде г. Жеребцова, очевидно уже, что он, несмотря на объявление себя ревностным патриотом и защитником
народности, вовсе не думал о народе
русском, сочиняя свои воззрения.
Но что должен читатель подумать о
русском народе и о всей
русской истории, если он поверит г. Жеребцову, что Русь изменила своей
народности и мгновенно приняла новые начала цивилизации, уступая произволу одного человека?
Совершенно вопреки его предположениям, мнение о том, что
народность русская состоит в эклектизме, в подражательности, — было провозглашено именно одним из приверженцев космополитизма.
И вслед за этим, через две страницы, г. Жеребцов восклицает: «Вот что, по нашему мнению, должно понимать под именем
народности в науке, провозглашенной старою
русскою партией и навлекшей на нее столько насмешек со стороны приверженцев космополитизма» (стр. 550).
Впрочем, в последнюю четверть века и в этом отношении
русское общество далеко подвинулось благодаря началам православия и
народности, столь энергически провозглашенным в это время (том II, стр. 520).
В этом случае мы не можем согласиться с г. Милюковым, который все безобразие
русских сказок и песен складывает на
народность и говорит, что от нее нечего было ожидать без коренной реформы.
С самого начала, не понявши народного характера, она стала совершенно чуждою
народности русской и заключалась в тесной сфере своих схоластических определений.
Нет, милостивые государи: так нельзя объяснить огромный, повсеместный успех «Юрия Милославского» и собственное ваше сочувствие; не в одной живости и веселости рассказа, не в легкости языка надобно искать причины его, а в том, что весь роман проникнут
русским духом,
народностью.
Чувство
народности, согревающее весь роман, невольно пробуждает то же чувство, живущее в душе каждого
русского человека, даже забитого европейским образованием; и это-то чувство
народности понимают и ценят высоко самые иностранцы; и вот почему можно назвать Загоскина народным писателем.
Мыслящий
русский — самый независимый человек в свете. Что может его остановить? Уважение к прошлому?.. Но что служит исходной точкой новой истории России, если не отрицание
народности и предания?
«А ведь какие славные эти
русские старухи! — подумал Иван Ильич. — Всех оживила. Я всегда любил
народность…»
Все эти живучие элементы польской расы и
народности в театре еще легче и рельефнее можно было схватить
русскому, который никогда и раньше не имел никакой нетерпимости к «инородцам».
Чем ближе подходил он к Неве, тем страшнее казался ему подвиг, на который он решался; чем сильнее было впечатление, произведенное над ним встречею с
русским, не потерявшим своей чистой коренной
народности, тем более ужасала его мысль, что он скоро, может быть, навсегда расстанется, вместе с жизнию, с тем, что ему дороже жизни.
— Эх! пане, встали с кочетами, — сказал он с сердцем, перемешивая
русские слова с польскими и белорусскими; так как жизнь его прошла сквозь строй трех
народностей и ни на одной не установилась, то и в речи его была подобная смесь.
«Будто в западниках не было такого же чутья
русского духа и
народности, как в славянофилах?» «Мы хотели только заявить о несколько мечтательном элементе славянофильства, который иногда доводит его до совершенного неузнания своих и до полного разлада с действительностью.
Она — чего нам забыть не должно, — своим примером внушив немецкой княжне, что́ может
народность над сердцем
русского, подарила нас великою государынею, которая потому только в истории нашей не стоит на первом месте, что оно было занято Петром беспримерным.
Денисовым и просуществовавшая около 160 лет.] для соглашения споров, возникших в разных зарубежных согласиях [Общества раскольничьи.], и для обращения на путь истинный суетных [Не исполняющие в точности правил староверческих.] или отпадших членов своих, он умел вызнать господствующие в баронессе страсти и, несмотря на различие вер и
народности, заключить с нею против
русского государя оборонительный и наступательный союз.
Каждый
русский человек должен сказать себе: я сам народ, моя собственная глубина и есть глубина народной жизни,
народность раскрывается внутри, а не вовне, я чувствую себя народом и народным, когда я не на поверхности, а в глубине, где совлекаются все сословные и классовые социальные оболочки, и из этой глубины звучит голос народа.
Эманации великого
русского языка покоряли все
народности, населяющие Россию, духовной мощью своей заставляли признать
русскую литературу своей литературой, вызывали сознание принадлежности к единой, великой культуре Пушкина и Гоголя, Достоевского и Толстого.
В наше время не может не быть ясно для всех мыслящих людей то, что жизнь людей, — не одних
русских людей, но всех народов христианского мира, с своей, всё увеличивающейся нуждой бедных и роскошью богатых, с своей борьбой всех против всех, революционеров против правительств, правительств против революционеров, порабощенных
народностей против поработителей, борьбы государств между собою, запада с востоком, с своими всё растущими и поглощающими силы народа вооружениями, своей утонченностью и развращенностью, — что жизнь такая не может продолжаться, что жизнь христианских народов, если она не изменится, неизбежно будет становиться всё бедственнее и бедственнее.
Очень наивные люди, все эти
русские мальчики, мечтающие о братстве народов, о свободном самоопределении
народностей, об интернационализме и черпающие свое идейное обоснование у немецких социал-демократов!