Вообще это характерная для
романтической эстетики антитеза.
Желание же устранить время, осуществимое не более, чем детское требование достать с неба луну, не только ложится в основу
романтической эстетики, но и предопределяет трагические судьбы самих романтиков.
Возвышенное, главная категория
романтической эстетики, связывается теперь с расширением внутреннего пространства, с самопознанием.
Получается, что
романтическая эстетика оказывается очень связанной со всякого рода манипуляцией сознания и, как следствие, возможной пропагандой.
Эта боевая стратегия, направленная своей дерзостью на психологическое воздействие, на аффект ужаса, вполне вписывалась в
романтическую эстетику возвышенного.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: возгореть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Вопрос о произведении как особом поэтическом целом является одним из центральных в русской
романтической эстетике первых десятилетий XIX века.
Этим словом он обозначает одновременно (так было принято в немецкой
романтической эстетике, во всей европейской художественной критике той поры) и современное ему литературное направление, и ту давнюю литературную традицию, на которую это направление опиралось.
Нахождение исследователя за рамками
романтической эстетики и взгляд на ситуацию «со стороны» представляет специальный интерес.
Под влиянием
романтической эстетики «дикая» или не освоенная человеком природа окраинных земель легко «переписывалась» в литературе в новом качестве, а коренные жители наделялись патриархальными добродетелями не испорченного цивилизацией народа.
Что же касается романтиков, то сама мысль о подчинении художника общеобязательным нормам и правилам казалась им нелепостью, а утверждение его духовной и творческой свободы стало общим местом
романтической эстетики.
Нарождающаяся
романтическая эстетика ставила акцент именно на изображении бурных страстей.
Возможно, этими печальными жизненными обстоятельствами в какой-то мере можно объяснить сосредоточенность автора на слабости героя в сфере действия, но сама по себе оппозиция мысли и действия, ставшая одним из лейтмотивов
романтической эстетики уже в начале века, имеет значительно более широкий смысл.
Открытое – иначе, проективное – поэтическое письмо тесным образом связано с письмом эссеистическим: тому и другому свойственны принципиальная незавершённость и динамизм, то и другое наследует
романтической эстетике фрагмента.
Все
романтические эстетики отмечают как важную составляющую или заметную тенденцию своего времени изображение реальных, но исключительных по своей судьбе и характеру персонажей, среди которых могут быть выдающиеся герои.
Всем бы оно было хорошо, если бы не вправленная в джинсы клетчатая рубаха, нарушающая своей ковбойской бойкостью
романтическую эстетику этого фехтовального представления.
Характерный для романтизма жанровый синтез подготовил интерференцию романа и драмы – именно
романтическая эстетика постоянно усматривала аналогии в жанровых структурах романа и драмы, и с тех пор понятие «драматического романа» (равно как и «романа-трагедии») – в качестве антитезы понятию «эпический роман» – входит в арсенал теории романа и литературной критики XIX столетия.
Романтическая эстетика впервые резко противопоставила повседневность и оригинальность, тривиальность и аутентичность, заменив понятие хорошего вкуса и эстетику меры на культ гения, которому если и не все, то по крайней мере очень многое было дозволено.