Расчёт этот приходится делать раздельно для каждой
ритмической формы.
Вот примеры звучания всех перечисленных выше
ритмических форм трехиктного тактовика.
Благодаря многообразию сочетающихся в нём междуиктовых интервалов некоторые
ритмические формы тактовика оказываются совпадающими по звучанию с другими размерами.
Из четырёх групп
ритмических форм на первом месте твёрдо стоят хореи, на втором – чистые тактовики, и на двух последних – анапесты и дольники.
Первое, что обращает на себя внимание, – это преобладание
ритмической формы 1–2 над двумя другими.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: поступенно — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Если русская версификация приняла силлабо-тоническую форму вместо силлабической, это объясняется тем, что на русских поэтов оказала влияние
ритмическая форма народных песен.
Детальный анализ
ритмических форм каждой из возможных вариаций народного тактовика был бы слишком громоздок для настоящего краткого очерка, да и собранный материал для этого ещё не всюду достаточен.
Первая благоприятствует тем
ритмическим формам, в которых II стопа ударна, а III безударна, и не благоприятствует тем, в которых II стопа безударна, а III ударна.
Вторая благоприятствует тем
ритмическим формам, в которых I стопа безударна, а II стопа ударна, и не благоприятствует тем, в которых I стопа ударна, а II безударна.
Расположение отдельных
ритмических форм по позициям строфы гораздо менее отчётливо в своих тенденциях.
Было бы интересно проследить, как реализуется эта тенденция в каждой
ритмической форме ямба и хорея по отдельности, – но это уже задача дальнейших исследований.
Таким образом, общая тяжелоударность каждого икта в стихе зависит от подбора
ритмических форм в данном тексте, и её теоретические показатели следует рассчитывать отдельно для каждого текста.
Для современного исследователя, бесспорно, основным размером является тактовик с его широкой формулой, а производным – хорей, поскольку он представляет собой лишь группу частных
ритмических форм тактовика.
Таковы три основные
ритмические формы русского былинного стиха.
Таким образом, понятие стихотворного ритма раздвоилось: в одном значении («Ритм с большой буквы») это общая упорядоченность звукового строя стихотворной речи, и частным случаем её является метр; в другом значении («ритм с маленькой буквы») это реальное звуковое строение конкретной стихотворной строки, и оно само является частным случаем метра – его «
ритмической формой» («вариацией», «модуляцией»).
Именно: весь наличный материал
ритмических форм силлабического 13-сложника был разделён на две большие группы: стихи, не содержащие столкновения словесных ударений внутри полустишия («чистые формы»), и стихи, допускающие таковые («нечистые формы»).
Мы вычислили их для четырёх
ритмических форм 8-сложной строки (звучащей 4-стопным хореем с женским окончанием) и для трёх ритмических форм 9-сложной строки (звучащей 4-стопным хореем с дактилическим окончанием).
Во вторую группу вошли
ритмические формы с одними лишь чётными, двусложными интервалами, звучащие при нулевой анакрусе – как дактиль, при односложной – как амфибрахий, при обычной двусложной – как анапест, при трёхсложной – как анапест с надставленным спереди слогом, «сверханапест».
На нём же был продемонстрирован ритм стиха как «соединение метрической и
ритмической форм».
Закономерен и другой вопрос: нет ли у тех или иных
ритмических форм полустиший преимущественного тяготения к 1‐й или ко 2‐й строке дистиха?
Рано было замечено, что господствующими
ритмическими формами здесь являются 5-стопный хорей и 3-стопный анапест, поэтому главный спорный вопрос представлялся так: к которому из этих двух размеров легче возвести все остальные ритмические вариации?
Но к ним может примешиваться лирическая эмоция – со стороны, именно со стороны формы, если данное художественное произведение облечено в
ритмическую форму, например в стихотворную или такую прозаическую, в которой соблюдён ритмический каданс речи.
Именно на фоне этого устойчивого метра и ритмической инерции выделяются в стихе редкие
ритмические формы – «ритмические перебои», ощущаемые как звуковой курсив, что-то подчёркивающий в смысле текста.
Это особенно ясно из соотношения цезурных и бесцезурных строк по различным
ритмическим формам литературного, былинного и песенного дольника (см. таблицу 9; данные о литературном дольнике – по нашим подсчётам для стихов с мужскими и женскими окончаниями).
Постепенно эмоции структурировались, обретали
ритмические формы, мысли формировались в поэтические строфы и образы, слова и фразы рифмовались друг с другом.
Исследователи полагают, что ведущей тенденцией в музыке композитора является не периодичность и экономия ритмических фигур, а их непрерывное варьирование, изменение, создающее богатое разнообразие
ритмических форм.
Сначала всё тело или отдельные части тела сплошь вымазываются тем или иным красящим веществом, потом мазок должен родить линию; сначала при выделке орудий всё внимание обращается только на целесообразность, потом целесообразность родит
ритмическую форму и, прежде всего, опять линию контура.
Как и в большинстве стран, и даже более отчётливо, сиамские пословицы в большинстве случаев составлены в
ритмической форме с соответствующим набором созвучий, аллитераций и т.д., в стиле местных стихотворных композиций.
И уже где-то в тайниках юной души рождалось хотение что-то и самой выразить в
ритмической форме.
Танцы перестали быть привилегией знати и стали интегрироваться в повседневную жизнь горожан, объединяя различные социальные группы в общих
ритмических формах.
Любое стихотворение — это осознанная мысль, выраженная в
ритмической форме, а мысль должна быть ёмкой, краткой и чёткой.
Ритмическая форма – форма становящаяся, движущаяся.
Трудность созидания четырёхмерных архитектурных образов так велика, что народы, стоящие на сравнительно высоких ступенях культурного развития, знающие очень сложные ритмы и комбинации форм во всех прочих искусствах, стоят на самых первоначальных ступенях в своём архитектурном развитии, довольствуются в оформлении пространства или простейшими начатками ритма, или наиболее простыми
ритмическими формами.
После долгих споров вопрос об «эолитах», т. е. о кремнёвых орудиях древнейшего времени, был оставлен открытым, так как никакой
ритмической формы в этих эолитах не видно, а без ритмичности не представляется возможным отличить случайные осколки кремня от преднамеренно изготовленных человеческими руками орудий: одной возможности использовать тот или другой камень для той или другой цели, конечно, недостаточно.