Таким образом, общая тяжелоударность каждого икта в стихе зависит от подбора
ритмических форм в данном тексте, и её теоретические показатели следует рассчитывать отдельно для каждого текста.
Таковы три основные
ритмические формы русского былинного стиха.
Было бы интересно проследить, как реализуется эта тенденция в каждой
ритмической форме ямба и хорея по отдельности, – но это уже задача дальнейших исследований.
Из четырёх групп
ритмических форм на первом месте твёрдо стоят хореи, на втором – чистые тактовики, и на двух последних – анапесты и дольники.
Вот примеры звучания всех перечисленных выше
ритмических форм трехиктного тактовика.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: апатридизм — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Вторая благоприятствует тем
ритмическим формам, в которых I стопа безударна, а II стопа ударна, и не благоприятствует тем, в которых I стопа ударна, а II безударна.
Расчёт этот приходится делать раздельно для каждой
ритмической формы.
Детальный анализ
ритмических форм каждой из возможных вариаций народного тактовика был бы слишком громоздок для настоящего краткого очерка, да и собранный материал для этого ещё не всюду достаточен.
Расположение отдельных
ритмических форм по позициям строфы гораздо менее отчётливо в своих тенденциях.
Для современного исследователя, бесспорно, основным размером является тактовик с его широкой формулой, а производным – хорей, поскольку он представляет собой лишь группу частных
ритмических форм тактовика.
Первое, что обращает на себя внимание, – это преобладание
ритмической формы 1–2 над двумя другими.
Первая благоприятствует тем
ритмическим формам, в которых II стопа ударна, а III безударна, и не благоприятствует тем, в которых II стопа безударна, а III ударна.
Благодаря многообразию сочетающихся в нём междуиктовых интервалов некоторые
ритмические формы тактовика оказываются совпадающими по звучанию с другими размерами.
Закономерен и другой вопрос: нет ли у тех или иных
ритмических форм полустиший преимущественного тяготения к 1‐й или ко 2‐й строке дистиха?
Именно на фоне этого устойчивого метра и ритмической инерции выделяются в стихе редкие
ритмические формы – «ритмические перебои», ощущаемые как звуковой курсив, что-то подчёркивающий в смысле текста.
Таким образом, понятие стихотворного ритма раздвоилось: в одном значении («Ритм с большой буквы») это общая упорядоченность звукового строя стихотворной речи, и частным случаем её является метр; в другом значении («ритм с маленькой буквы») это реальное звуковое строение конкретной стихотворной строки, и оно само является частным случаем метра – его «
ритмической формой» («вариацией», «модуляцией»).
На нём же был продемонстрирован ритм стиха как «соединение метрической и
ритмической форм».
Огромную роль играют эмоции в творчестве художественном, образном, они вызываются здесь самим содержанием и могут быть какие угодно: эмоциями скорби, грусти, жалости, негодования, соболезнования, умиления, ужаса и т. д. и т. д., – только они сами по себе не являются лирическими, но к ним может примешиваться лирическая эмоция со стороны, именно со стороны формы, если данное художественное произведение облечено в
ритмическую форму, например, в стихотворную или такую прозаическую, в которой соблюдён ритмический каданс речи.
Именно: весь наличный материал
ритмических форм силлабического 13-сложника был разделён на две большие группы: стихи, не содержащие столкновения словесных ударений внутри полустишия («чистые формы»), и стихи, допускающие таковые («нечистые формы»).
Во вторую группу вошли
ритмические формы с одними лишь чётными, двусложными интервалами, звучащие при нулевой анакрусе – как дактиль, при односложной – как амфибрахий, при обычной двусложной – как анапест, при трёхсложной – как анапест с надставленным спереди слогом, «сверханапест».
Это особенно ясно из соотношения цезурных и бесцезурных строк по различным
ритмическим формам литературного, былинного и песенного дольника (см. таблицу 9; данные о литературном дольнике – по нашим подсчётам для стихов с мужскими и женскими окончаниями).
Рано было замечено, что господствующими
ритмическими формами здесь являются 5-стопный хорей и 3-стопный анапест, поэтому главный спорный вопрос представлялся так: к которому из этих двух размеров легче возвести все остальные ритмические вариации?
Мы вычислили их для четырёх
ритмических форм 8-сложной строки (звучащей 4-стопным хореем с женским окончанием) и для трёх ритмических форм 9-сложной строки (звучащей 4-стопным хореем с дактилическим окончанием).
Постепенно эмоции структурировались, обретали
ритмические формы, мысли формировались в поэтические строфы и образы, слова и фразы рифмовались друг с другом.
Трудность созидания четырёхмерных архитектурных образов так велика, что народы, стоящие на сравнительно высоких ступенях культурного развития, знающие очень сложные ритмы и комбинации форм во всех прочих искусствах, стоят на самых первоначальных ступенях в своём архитектурном развитии, довольствуются в оформлении пространства или простейшими начатками ритма, или наиболее простыми
ритмическими формами.
Любое стихотворение — это осознанная мысль, выраженная в
ритмической форме, а мысль должна быть ёмкой, краткой и чёткой.
Сначала всё тело или отдельные части тела сплошь вымазываются тем или иным красящим веществом, потом мазок должен родить линию; сначала при выделке орудий всё внимание обращается только на целесообразность, потом целесообразность родит
ритмическую форму и, прежде всего, опять линию контура.
Исследователи полагают, что ведущей тенденцией в музыке композитора является не периодичность и экономия ритмических фигур, а их непрерывное варьирование, изменение, создающее богатое разнообразие
ритмических форм.
После долгих споров вопрос об «эолитах», т. е. о кремнёвых орудиях древнейшего времени, был оставлен открытым, так как никакой
ритмической формы в этих эолитах не видно, а без ритмичности не представляется возможным отличить случайные осколки кремня от преднамеренно изготовленных человеческими руками орудий: одной возможности использовать тот или другой камень для той или другой цели, конечно, недостаточно.