После этого западная часть
римского мира была поделена между варварами.
И как раз в то время, когда варвары уже теряли способность сдерживать свои желания,
римский мир становился всё более сонным, вялым и равнодушным ко всему.
Его добродетели и даже его пороки были искусственными, и, в зависимости от своих менявшихся интересов, он вначале был врагом
римского мира, а закончил своё правление как отец этого мира.
От античных времён внутри сохранился мозаичный пол, выложенный в пышном имперском стиле из нескольких сортов цветного камня, привезённого со всех концов
римского мира.
Хозяева
римского мира окутывали свой трон мраком, скрывали свою неодолимую силу и скромно объявляли себя платными слугами сената, чьи высшие постановления диктовали и сами же им подчинялись.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: айсорский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Во всём этом мировоззрение высших классов
римского мира противоречило опыту наиболее состоятельных плебеев в городах.
Мир, порядок и справедливость были тем, что заботило главу
римского мира.
Римский мир должен был принять одну сторону и отвергнуть другую, причём сделать это со всей решительностью и определённостью, на которую был способен.
Но в
римском мире повиновение было всеобщим, добровольным и постоянным.
За полтора года четыре принцепса погибли от меча, и
римский мир зашатался под яростными ударами боровшихся одна с другой армий.
В этом
римском мире нет войны только потому, что война уже выиграна.
Два старших императора должны были действовать сообща, издавая законы, обязательные для выполнения в обеих половинах
римского мира, и защищая свои территории.
Повелитель
римского мира подчёркнуто подражал женщинам в одежде и манерах, предпочитал прялку скипетру и позорил высшие почести империи тем, что раздавал их своим многочисленным любовникам; одному из них были публично даны титул и полномочия «мужа императора» – или, как он сам именовал себя, «мужа императрицы».
Период
римского мира (Pax Romana) менее всего насыщен военными событиями.
Вскоре после того, как император, его семья и их свита перебирались в свои новые резиденции, жители городов, которые раньше находились на периферии
римского мира, замечали, что их экономический и культурный уровень вырос.
Каждый из тех, кто оставил реальный след в истории
римского мира III–IV веков, верил, что действует как «служитель» Бога или богов, и полностью полагался на сверхъестественное, ища руководства и поддержки в эпоху неопределённости.
Кельтские жрецы – друиды – попали под официальный запрет, однако причиной тому были не только их жестокие религиозные обряды, которые якобы оскорбляли чувствительность римлян (в
римском мире человеческие жертвоприношения давно прекратились), но и то, что они угрожали римскому политическому господству.
Процветание, как полуденное солнце, до некоторой степени скрывало своим блеском это различие; но по мере того как
римский мир накрывала ночная тень, разница становилась всё виднее.
Ведь вымирание семейства или целого рода как в греческом, так и в
римском мире считалось огромным бедствием, и любое государство всегда предоставляло возможность бездетным людям избегать подобной участи посредством формального усыновления или своих незаконнорождённых детей, или детей умерших или обедневших родственников и друзей.
Развивая далее эту метафору, мы можем сказать, что уменьшившийся рост человеческого рода беспрестанно спускался всё ниже и ниже прежнего уровня и что
римский мир действительно был населён пигмеями, когда свирепые северные гиганты ворвались в него и влили новую кровь в эту испортившуюся породу.
Властелины
римского мира окружали свой трон полумраком; они старались скрыть от своих подданных своё непреодолимое могущество и смиренно выдавали себя за ответственных уполномоченных сената, верховные декреты которого они сами и диктовали, и исполняли.
На поверхность вышла другая сторона
римского мира, долго возраставшая во мраке безвестности (см. с. 46–47) – так же, как, перевёрнутый плугом, наверх поднимается суглинок другого цвета.
Четвёртый и пятый века являются эпохой больших собраний писем, большая часть которых не более чем изящные фишки, с помощью которых правящий класс
римского мира вёл счёт абсолютно реальным убыткам и прибылям в постоянной борьбе за приоритет и влияние.
Мы уже говорили о том, что в V веке значительный объём грузов пересекал дунайскую границу
римского мира.
Империя и
римский мир останутся прекрасной мечтой лучших варварских властителей.
Именно этот новый
римский мир больше всего нас интересует и заслуживает самого внимательного рассмотрения.
Вполне вероятно, что, если бы
римский мир предоставили самому себе, если бы его не завоевал и им не овладел бы чужеземный народ, со временем он восстановил бы свои производительные силы и вошёл в новую эпоху развития.
Несмотря на все свои ошибки, коих было немало, он был последним настоящим императором
римского мира, который мог удерживать вместе его живущие в раздорах части, примиряя их несовпадающие интересы.
Поздний
римский мир в империи и за её пределами был разрушен до основания и не подлежал восстановлению.
Несторианство, арианство и монофизитство оказали влияние на неримское население – германцев, персов и абиссинцев, а вовсе не официальные культы
римского мира.
В
римском мире слово famulus означало раба, familia указывало не на родственные связи, а на отношения подчинения и владения.
К XVI в. идеи об ответственности готов/германцев за разрушение цивилизованного
римского мира достигли апогея.
Затем наступил решающий и ужасный III век, который изменил сам характер
римского мира – особенно в западных его провинциях.
До недавнего времени существовала тенденция изображать гуннов V века жестокими дикими варварами, которые угрожали
римскому миру, и их основным методом управления был террор.
Это правда, что их империя являла собой угрозу
римскому миру, которую имперские правительства на юге пытались нейтрализовать, выплачивая астрономические суммы золотом.
По
римскому миру быстро распространялось христианство, приграничные провинции всё чаще поднимали мятежи.
Начиная со II в. н. э. восточные религии, как семитические, так иранские и египетские, устремились на завоевание
римского мира.
Они укрупнились, чтобы выстоять перед лицом ответных ударов римлян, а большие богатства
римского мира в сравнении с богатствами по ту сторону границы дали возможность новым династиям мобилизовать достаточные ресурсы, чтобы удерживаться у власти.
Из того, что было сказано в общей форме о различии знания о свободе, а именно, что восточные народы знали только, что один свободен, а греческий и
римский мир знал, что некоторые свободны, мы же знаем, что свободны все люди в себе, т. е. человек свободен как человек, – вытекает как деление всемирной истории, так и то, каким образом мы будем рассматривать её.
Да и сам император уже давно в ином мире, как и многие из тех, кто окружал его, кто противостоял ему в яростной схватке на далёкой окраине
римского мира.
Все жители обязаны были принимать в нём участие, так как все наслаждались
римским миром и жили под покровительством империи.
Фавн приветствует героя, который, приняв на свои плечи тяжесть распадающегося
римского мира, должен положить конец войнам и внутренним раздорам и восстановить нравственную чистоту и счастье золотого века.
Он вводит нас и в события
римского мира, и в мифическое время галло-британского народа, и в тревожный романтический мир рыцарства, и, наконец, в свою отечественную историю, и, изображая все эти разнообразные эпохи и отношения, поэт так высоко стоит над предразсудками и партиями своего времени, обнаруживает такое верное понимание нравов, искусств, государства, такое глубокомысленное воззрение на народы и времена, что почти не верится, что он принадлежит XVI веку, а не нашему, несравненно более зрелому и опытному.
Римский мир насаждал культ императора.
Они сделались недопустимы вследствие того, что христианство предъявило свои права на всё население
римского мира и соответственно этому стремилось охватить всю империю своею церковною организациею.
Идея
римского мира (paxromana) становится с этих пор девизом римского владычества.
Веди государственные дела так, чтобы
римский мир радовался тому, что ты стал государем.
В дальнейшем
римский мир также исходил из понятия священности особы посла, которая, как правило, пользовалась признанием и избиралась народным собранием.