Интенсивность эмоциональных
реакций ребёнка становится очевидной уже в роддоме.
Припадки агрессии и детские истерики – часто только ответная
реакция ребёнка с сильным темпераментом на ущемление его интересов.
Набор этих паттернов – первых и наиболее естественных
реакций ребёнка на внешний мир – и называется темпераментом.
Бывает, что за тяжёлую форму агрессии принимаются нормальные
реакции ребёнка на ту или иную ситуацию.
Первые четыре дня учитель здоровался первым, с пятого дня, выходя к детям с карточкой в руках, она ожидала
реакции детей.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: институционный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Мы постарались описать наиболее яркие формы поведения, а также некоторые типичные поведенческие
реакции ребёнка, которые вы, возможно, не понимали.
Это медвежья услуга, так можно только усилить негативную
реакцию ребёнка и ещё больше отвратить его от нового, которое и без давления вызывает у него опасения и желание отстраниться.
Видите? Три разные
реакции детей на одинаковое поведение родителей.
– Я оставил записку на двери твоей спальни, – произнёс он, с усилием заставив себя говорить более спокойным тоном. Возможно, он тоже заметил
реакцию детей.
В качестве дополнительной информации матери также отмечали
реакцию детей на реально происходившие в их быту неприятности.
Однако с помощью шумовых проб мы в любом случае можем оценить
реакцию ребёнка на более или менее громкий звук.
Этот показатель определяет, насколько сильным должно быть какое-либо событие, чтобы вызвать
реакцию ребёнка.
Воспитывает смекалку, внимательность, быстроту
реакции детей и приучает их правильно реагировать на цвета светофора.
С возрастом
реакции ребёнка на звуки улучшаются, но остаются неустойчивыми.
Тем более, что причины нарушений когнитивно-поведенческих
реакций ребёнка практически всегда исходят от них.
Подобную эмоциональную
реакцию ребёнка родителям обычно сложно принять.
Одна из проблем может заключаться в том, что темперамент педагога не позволяет ему дождаться
реакции ребёнка.
Остановимся на том, что такое эмоциональный контакт и чем он отличается от аффективных
реакций ребёнка на педагога.
Далее эксперт анализирует
реакции ребёнка на изменение материнского выражения лица и способ, который использует пара для возобновления взаимодействия.
Взрослым редко хочется делать что-то подобное, и они искренне не понимают бурную
реакцию детей, считая это обычным баловством.
Метод изучения процесса нормальной сепарации-индивидуации схож с методом, используемым в исследовании «Естественная история детского симбиотического психоза» (трехчастная структура), и характеризуется длительным присутствием матери, физической обстановкой, специально созданной и в высшей степени подходящей для наблюдения за готовностью маленького ребёнка к активному экспериментированию с отделением и воссоединением, а также возможностью наблюдать
реакцию ребёнка на переживание пассивной сепарации.
Мы изучали
реакцию ребёнка на уход матери, его поведение во время её отсутствия в комнате, то, как он воспринимал её возвращение (феномен воссоединения), – всё это во взаимосвязи с прогрессом и регрессом во время процесса сепарации-индивидуации.
В таких случаях биологическая сторона аутизма проявляется не обычным для аутизма образом, а через индивидуальные
реакции детей на различные зрительные образы, звуки, прикосновения и движения в окружающей их среде, а также в том, как они планируют свои действия.
Понимая
реакцию ребёнка на угрозу его связи со «своим» взрослым, а также отношения между внешним, разумным, и внутренним, эмоциональным, мозгом, можно, например, понять, почему не работают объяснения, нотации и вообще «назидательные беседы».
Обычная
реакция ребёнка, увидевшего у другого понравившуюся ему игрушку – «. мой папа купит мне ещё лучше».
Примерно в 6–8 лет активно совершенствуется умение произвольно регулировать своё поведение: именно в этот период
реакции ребёнка перестают быть спонтанными, он учится контролировать их, руководствуясь мышлением и представлениями о том, что приемлемо в каждой конкретной ситуации.
Мы уже узнали многое: за каждой неожиданной
реакцией ребёнка скрывается тайна.
Они являются объясняемыми с этой точки зрения самопроизвольными
реакциями ребёнка на стимулы, даваемые средой.
И обычно родители болезненно воспринимают реакцию других людей на сложное поведение малыша, потому что в прожекторе чужого внимания отрицательные
реакции ребёнка и отсутствие у родителей быстрых успешных методов реагирования становятся более заметными.
При оценке поведенческих и эмоциональных
реакций ребёнка целесообразно сочетать наблюдение с проективными методами исследования личности (цвето-ассоциативные тесты, методика незаконченных предложений, рисуночные тесты и др.).
При этом взрослому важно дозировать интенсивность своих эмоциональных проявлений, чтобы, с одной стороны, привлечь внимание ребёнка, а с другой – не вызвать чрезмерную
реакцию ребёнка (не испугать, не привести к истощению, не вызвать эмоциональное и/или двигательное возбуждение ребёнка, с которым он (ребёнок) не может справиться, и т. п.).
Такова была первая
реакция детей, когда к ним вернулось зрение.
Это довольно распространённый вариант копирования самооценки, хотя бывают исключения, о которых мы поговорим чуть позже, когда будем рассматривать типы
реакции ребёнка на родительское воздействие.
Как я и предполагал,
реакция ребёнка оказалась очень выразительной.
Реакция ребёнка становится десоматизированной по мере того, как он учится аффективному, когнитивному и поведенческому самоконтролю в ответ на стресс.
Она хотела увидеть
реакцию детей, но те лишь молча смотрели в стол, не издавая ни звука.
Но ведь эмоциональный уровень родителей является доминирующим в определении
реакции ребёнка.
Таким образом, общая и нервно-психологическая
реакция ребёнка вырабатывается неравномерно.
Ярость является самой распространённой
реакцией ребёнка или подростка на смерть родителя.
Эксперимент ни разу не удалось продлить больше двух минут, потому что
реакция ребёнка быстро переходила в панику с громким рёвом.
Нельзя получить представление о психологической картине
реакции ребёнка на развод, исходя только из его поведения или других внешних симптомов.
Акцентируйте внимание родителей на признаках дискомфорта, которые они легко могут заметить и которые демонстрируют
реакцию детей на происходящее вокруг, в первую очередь – в семье.
– Что ты! Что ты, солнышко! – Я испугалась
реакции ребёнка и окончательно пришла в себя. – Ты лучшая девочка на свете. Я тебя очень люблю.
Я сказала, что мне понравились синяя рубашка и большой рюкзак, хотя при этом прекрасно понимала, что невозможно предсказать
реакцию детей моей сестры, поскольку сегодня им нравится одно, а завтра – совсем другое.
Боязнь сделать ошибку – выученная
реакция ребёнка, сначала воспринятая от родителей, а затем закреплённая в школе, где мерилом хорошего и плохого служит успеваемость, а за ошибки и помарки снижают оценки.
Когда подросток отказывается выполнять д/з по какому-то предмету, при проверке выясняется, что учитель несправедливо оценивает эти дз –
реакция ребёнка нормальна!
Но вместе с тем, вероятно, он первоначально был защитной
реакцией ребенка на сварливую вспыльчивость вечно чем-нибудь недовольной матери.