Структура монографии такова, что читатели, интересующиеся главным образом проблемами методологии современного социогуманитарного познания и
психологии человеческого бытия, могут ограничиться прочтением первых двух глав.
Психология человеческого бытия имеет шанс доказать свою значимость, синтезировав в своём подходе оба аспекта человеческого существования.
Решение этой проблемы выводит исследование профессионала за рамки проблематики субъекта деятельности в сферу
психологии человеческого бытия.
Постнеклассическая
психология человеческого бытия предполагает не только новые способы осмысления мира, но и рефлексию над основаниями рациональных типов познания.
Сегодня человеческие способы существования, проявляющиеся в различных модусах, продуктивно исследуются в
психологии человеческого бытия.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: высевание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Человеческое бытие является неотъемлемой частью мира человека, а
психология человеческого бытия – логичным продолжением и развитием психологии субъекта.
Брушлинский оказал огромное влияние на формирование моих взглядов о понимании как одном из центральных компонентов психологии субъекта и
психологии человеческого бытия.
Представленные работы очень разнообразны как по своему предметному содержанию, так зачастую и по жанру, но все они выражают собой предложение – предложение к дискуссии, обсуждению разнообразных вопросов
психологии человеческого бытия, которые волнуют не только профессиональное психолого-педагогическое сообщество, но и каждого человека.
Развитие субъектной парадигмы в постнеклассической психологии представлено системно-субъектным подходом и
психологией человеческого бытия, которые естественным образом связаны с психологией развития и психологией семьи (Сергиенко, 2008, 2011; Знаков, 2013; и др.).
Сегодня психология понимания имеет отчётливо выраженные контуры и тесно соприкасается с общей и социальной психологией, когнитивной психологией и психологией развития, психологией субъекта и
психологией человеческого бытия.
Психология субъекта и
психология человеческого бытия: монография / под ред.
Для психолога, анализирующего феномен понимания с позиций
психологии человеческого бытия, признание существования непреодолимой пропасти между внешней и внутренней причинностью оказывается совершенно неприемлемым.
Сходство научных взглядов двух учёных проявилось и в трёх группах проблем
психологии человеческого бытия, которые неизменно оказывались в центре их внимания.
Современные психологи сами живут в человеческом мире и потому, изучая субъекта, вольно или невольно вторгаются в пределы
психологии человеческого бытия.
Именно поэтому проблема понимания оказывается центральной для
психологии человеческого бытия.
Рассматривая жизнь человека как череду событий и ситуаций,
психология человеческого бытия – новый шаг на пути развития психологии субъекта – расширительно трактует деятельностные основания детерминации психики.
Таким образом, мы снова возвращаемся к тому, что проблема понимания оказывается центральной для
психологии человеческого бытия.
Отмеченные тенденции развития психологии особенно отчётливо прослеживаются в психологии субъекта и формирующейся на её основе
психологии человеческого бытия.
Психология человеческого бытия представляет собой то направление развития, ту сторону психологии субъекта, которая возникла с появлением постнеклассической парадигмы.
Иначе проблема интерпретации решается в психологии понимания и
психологии человеческого бытия.
Во-вторых, рассмотреть соотношение когнитивных и экзистенциальных компонентов понимания с позиций психологии субъекта и
психологии человеческого бытия.
Не удивительно, что с позиций
психологии человеческого бытия наиболее важным считается изучение процессов смысло-образования, и, следовательно, понимания.
Предметом исследования в
психологии человеческого бытия являются смысловые образования, выражающие ценностное отношение субъекта к миру.
Я пытаюсь дать интерпретации феномена понимания с позиций
психологии человеческого бытия и сопоставить эти интерпретации с нарративными, герменевтическими, этическими, экзистенциальными и другими.
Не менее важны теоретические основания
психологии человеческого бытия, изначально не направленной на утверждение уникальности, исключительности своих методологических оснований.
Предмет
психологии человеческого бытия строится, по крайней мере, на трёх основаниях.
Задача учёного, изучающего субъекта с позиций
психологии человеческого бытия и учитывающего не только когнитивные, но и экзистенциальные компоненты психики, заключается, прежде всего, в постижении.
Это новые подходы к исследованию психологической специфики понимания в нарративном подходе, герменевтике,
психологии человеческого бытия; соотношение познавательных, когнитивных и экзистенциальных, бытийных компонентов понимания и самопонимания; понимание субъектом произведений искусства; анализ личностных качеств понимающего субъекта, определяющих специфику понимания; половые и гендерные различия в понимании и взаимопонимании.
Сегодня с позиции
психологии человеческого бытия важно подчеркнуть, что восхождение осуществляется не путём усилий рационального мышления, а всем существом человека, воспаряющего к высшим духовным устремлениям и поднимающегося над смыслом отдельных слов понимаемого высказывания или письменного текста.
Психология человеческого бытия стала новым шагом в направлении расширения ценностно-смысловых контекстов, в которые включались классические психологические проблемы: смысла жизни, ценностных ориентаций, свободы, духовности.
Утверждая, что в конце двадцатого века созрели предпосылки для рассмотрения
психологии человеческого бытия как самостоятельной области психологической науки, я отчётливо осознаю не только перспективность такого направления анализа многих психических феноменов (в частности, понимания), но и возможные возражения и теоретиков, и практиков.
Психология человеческого бытия имеет более узкую тематическую направленность, её предметом являются главным образом такие проблемы, которые невозможно решить исключительно когнитивными методами: смысла жизни, ценностных ориентаций, свободы, духовности и другие.
Между
психологией человеческого бытия и экзистенциальной психологией есть принципиальные различия, и некоторые особенности последней не позволяют исследователю эффективно и научно корректно изучать психологические особенности познания и понимания мира субъектом.
Вступление на этот путь – результат ясного осознания невозможности объяснения содержания и смысла множества важнейших феноменов
психологии человеческого бытия – нравственности, свободы, духовности – исключительно с деятельностных позиций.
Сегодня есть все основания утверждать, что психология субъекта уже обрела методологический статус: её следует рассматривать в качестве методологической основы эмпирических исследований проблем
психологии человеческого бытия.
Проблема ценностей занимает особое место в
психологии человеческого бытия, поскольку одним из главных характерных признаков человеческого бытия является его ценностность – избирательная ориентация субъекта на одни ценности и отвержение других.