Понимающая и
описательная психология в пространстве психиатрии стали ориентироваться на исследование внутреннего мира больного, отбросив его естественно-научную трактовку как объекта исследования.
Этот анализ позволил автору составить собирательный образ
описательной психологии как разновидности научного психологического исследования.
Анализируются различные примеры
описательных психологий и их статус в современной психологии.
Он называл этот подход
описательной психологией.
Для психологов-идеалистов это послужило лишним поводом для защиты
описательной психологии и для воскрешения психологии рациональной в её худших, так сказать модернизированных, формах.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отваживание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Предмет социальной психологии, получается, исторически изменчив, предмет же индивидуальной «
описательной психологии» (= природа человека) – неизменен и вечен.
Если в объяснительной психологии уместен экспериментальный метод, то
описательная психология может быть построена на основе метода «понимания», предусматривающего «понимание чужой человеческой душевной жизни», а также «пользование предметными продуктами психической жизни».
Основные труды: «Введение в науки о духе. Критика исторического разума»; «
Описательная психология»; «Возникновение герменевтики» и др.
Какой же должна быть эта
описательная психология?
Основная процедура
описательной психологии – понимание – вскрывает совокупность того, что открывается человеку в переживании, т. е. охватывающую весь человеческий род жизнь как взаимосвязь.
При переходе через дисциплинарную границу психиатрии была изменена специфика
описательной психологии и структурного анализа, а также оставлен без внимания тот момент учения философа, который касается объективного духа.
Задачей же психологии духа признавалось лишь описание тех форм, в которых эти духовные явления даны («
описательная психология»), или их понимание («понимающая психология»).
Мы не станем исходить из одной какой-то философской системы, а в психологии делать выбор между
описательной психологией и объяснительной.
Ещё одной важной частью
описательной психологии и основанием наук о духе мыслитель называет учение о структуре.
Наука, которая описывает и расчленяет эту внутреннюю сущность, называется
описательной психологией.
Одна – «
описательная психология», или «психология духовной жизни» («Geisteswissenschaftliche Psychoiodie») – признавала высшие, сложные формы психической жизни, но отрицала возможность их объяснения и ограничивалась только феноменологией или описанием.
Описательная психология и психоанализ выделяют феномен «зеркала» как атрибут психической жизни в поле сознания, на котором, в зависимости от ситуации бытийности разыгрываются сцены отношений, формируется будущее, в диалоге с совестью и нравственности для поиска решений.
Постигнуть время как «живую связь души» в её становлении и развитии возможно, по его мнению, лишь в рамках
описательной психологии.
Любые связи, к которым в процессе своего исследования обращается
описательная психология, однозначно удостоверяются внутренним восприятием и отражаются в более общей, объемлющей их связи.
Только такая
описательная психология полезна историкам, экономистам, политикам и теологам.
Основной импульс и основные достижения психологии мышления изначально исходили не от экспериментальных исследований, а от
описательной психологии, которая продолжала существовать наряду с экспериментальной психологией, хотя и отдельно от неё и игнорируемая ею.