По-видимому, впервые в области
психологии религии принцип методологического объективизма заявляет о себе в последней четверти XIX в., так как уже на рубеже XIX–XX вв. появляются первые попытки его отрефлектировать.
Позже я попытаюсь показать, что это различие составляет одну из основных проблем
психологии религии.
По причинам, которые должна объяснить
психология религии, одни крупицы такое воздействие оказывают, другие нет.
Однако в ходе работы над сборником мы расширили количество участников, что, по нашему мнению, позволило более полно отразить ситуацию в современной отечественной
психологии религии.
Психоаналитическая школа в
психологии религии имеет в настоящее время немало сторонников среди западных психологов.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: дражник — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Во-вторых, междисциплинарный статус
психологии религии также негативно сказывается на её положении.
Его книга «Многообразие религиозного опыта» оказала значительное влияние на развитие
психологии религии.
В действительности это «история
психологии религии», а не сама наука.
Во-первых, не вызывает сомнений явное отставание российской
психологии религии от зарубежной, что связано и с советским наследием, и с постсоветскими трансформациями, и с кризисом в гуманитарных и социальных науках на современном этапе, и со своего рода «самоизоляцией» отечественных учёных из-за языковых барьеров.
Возможно, именно область
психологии религии поможет высветить некоторые идеи, которые прямо или опосредованно фундируют этот принцип, и в данной статье мы предлагаем читателю некоторые наши размышления, идущие в этом направлении.
Особенно активно она разрабатывается в зарубежной психологии в рамках
психологии религии, психологии сознания и психологии духовности.
В предлагаемой читателям коллективной монографии частично подводятся итоги работы авторского коллектива над проектом «Современная западная
психология религии: адаптация в российском контексте».
Предоставляемая информация зачастую черпается из вторых рук, далеко не всегда она опирается на исследования основных направлений современной
психологии религии и научного творчества их представителей.
Пожалуй, наиболее динамично развивается в последние годы рецепция направления
психологии религии, связанного с когнитивными исследованиями.
С этой точки зрения
психология религии сильно уступает социологии религии.
Религиозные переживания оказались в фокусе интереса
психологии религии с самого начала её становления как самостоятельной дисциплины – нередко её называли «наукой о религиозном опыте».
Тем не менее эти исследования ещё не были непосредственным образом направлены на воспроизведение религиозных или «около- религиозных» переживаний в лаборатории: подобные попытки стали характерным признаком скорее континентальной
психологии религии (см. ниже).
В последующие годы ставится задача создания «позитивной
психологии религии» путём экспериментального воспроизведения и исследования религиозных переживаний с помощью религиозных текстов и понятий как раздражителей, возбуждающих религиозные переживания.
Его участников объединяет ощущение, что место, занимаемое
психологией религии в отечественной науке, отнюдь не соответствует её назначению и возможностям.
Она призвана ввести в оборот определённые данные, касающиеся истории и современного состояния
психологии религии, сделать их предметом научной дискуссии, открыть им доступ в учебные пособия и курсы лекций.
В итоге эмпирические исследования оказываются в сильной степени теоретически нагруженными, а обилие подходов и концепций в самой
психологии религии приводит к не менее многочисленным трактовкам религиозного опыта и столь же разрозненным взглядам на возможности его изучения.
Попытки исключить «религиозный опыт» из предметной области
психологии религии предпринимались неоднократно: яркий пример тому – советская традиция, видящая в разговорах о «религиозном опыте» «издержки» западной идеологии.
В конечном счёте экспериментальная интроспекция в различных своих вариациях утратила популярность: как под влиянием исторических обстоятельств, так и в связи с изменением методологического климата – в настоящее время число её сторонников в основном ограничивается немногочисленными представителями феноменологической
психологии религии и так называемой нейрофеноменологии.
Безусловно, метафора «взлёта и падения» может быть ошибочной во многих отношениях – пессимистичные оценки
психологии религии действительно звучали и до этого.
Под
психологией религии обычно подразумевается исследование религиозных чувств, переживаний, жизненных установок и ценностных ориентаций верующих.
Психология религии рассматривает также те функции религии, которые связаны с психологическим состоянием верующего.
Более того, по нашему мнению, которое мы постараемся обосновать, все аспекты собственно
психологии религии не только связаны с глубинными трансперсональными переживаниями, но являются по сути своей их проявлением как бы в слабой, «разбавленной» форме, точно так же, как различные таинства и обряды высоко-институционализованных религий, независимо от вторичных догматических и теологических их интерпретаций, восходят к тем или иным матрицам или паттернам трансперсонального опыта.
Философской и методологической базой
психологии религии стал позитивизм или даже т.н. "стихийный материализм" (мы помним из первой части дилогии, что на самом деле это наивный реализм).
Представляется, что последнее, при наличии обоюдной заинтересованности, стимулировало бы развитие
психологии религии в наибольшей мере.
Представляется к тому же, что их публикация «под одной обложкой» заставит читателей сильнее ощутить проблемы, стоящие перед отечественной
психологией религии в настоящее время.
Однако анализ стандартных программ и учебных пособий по данному курсу показывает, что он практически всегда ориентирован на историю
психологии религии, причём на её «классическую эпоху»: конец XIX – первая половина XX в.
Насторожённое и зачастую враждебное отношение к «американским» методам было свойственно континентальной
психологии религии, представители которой или констатировали их полную несостоятельность, или же предлагали подкреплять лабораторными исследованиями – от клинических испытаний до экспериментальной интроспекции.
Третьим важным направлением рецепции могло бы стать критическое восприятие современной
психологии религии в рамках развивающейся в постсоветский период «христианской психологии».