Во-вторых, данные современной
психологии мышления опровергают утверждение гештальтпсихологов о том, что возникновение понимания не детерминировано знанием, прошлым опытом.
Поэтому изучение умственной работы полководца имеет, по мнению автора, не только практический, но и научный интерес, является одним из оснований развития
психологии мышления.
Несмотря на почти вековую историю изучения, проблема инсайтного решения остаётся одной из основных загадок
психологии мышления.
По нашему мнению, в настоящее время одна из центральных задач
психологии мышления состоит в анализе возникновения и развития смысловых образований в мыслительной деятельности человека.
Последующее развитие экспериментальной
психологии мышления внесло значительные коррективы в представление о роли понимания в решении задачи.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: наянливый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Например,
психология мышления граничит с логикой, лингвистикой, семиотикой и кибернетикой, занимающейся моделированием искусственного интеллекта.
Как в теории познания, так и в
психологии мышления давно известно, что во время решения познавательной задачи субъект неоднократно переформулирует её исходные условия.
Особо говорят о так называемом «необихевиоризме», возвратившем в поведенческую психологию проблему
психологии мышления.
Тем не менее психологи, рассматривающие проблему понимания в контексте
психологии мышления, предпочитают изучать её, не используя понятие «смысл».
Существует мощное направление
психологии мышления – решение проблем (problem solving), в котором изучается, как люди решают задачи и проблемы.
Здесь существенно отметить лишь одно из проявлений такого дуализма, без чего невозможно понять его исследования в области
психологии мышления.
Его прямые функции в детской психологии, в классических его вариантах, ещё ничего не говорят о том вкладе, который ему предназначено внести в общую
психологию мышления.
Методические подходы, характеризующие данный уровень и, соответственно, определённый этап истории
психологии мышления, нацелены на решение совокупности научных задач.
По-прежнему в центре интересов
психологии мышления находятся акты творчества, открытия нового, проявления интуиции в её отношениях с логической структурой мыслительного процесса.
Решая задачу, мы думаем, а не «умничаем» – здесь сфера
психологии мышления, а не интеллекта.
Вюрцбургская школа строит
психологию мышления на основе «экспериментального самонаблюдения».
В общей
психологии мышлению дают определение психического процесса отражения действительности.
Я думаю, что не меньший интерес они должны вызывать у психологов, занимающихся
психологией мышления.
Это очень интересно, с моей точки зрения, для тех, кто изучает
психологию мышления.
Кроме того, вполне понятны причины «обслуживания» аксиоматики
психологией мышления, поскольку автору было важно противопоставить формальную логику и мышление: «логика является зеркалом мышления, а не наоборот».
Собственно психологии «эмоционального мышления» автор предпосылает очерк
психологии мышления вообще.
Таким образом, с точки зрения
психологии мышление как познавательный процесс может протекать в различных формах: как в рациональных (в виде понятий, суждений и умозаключений), так и в чувственных (в виде ощущений, восприятий и представлений).
Особенно полезными оказались изыскания с позиций
психологии мышления.
Итак, в
психологии мышления выделяются два способа решения задач: обобщённый, содержательный и необобщенный, формальный.
Прежде всего, обращает на себя внимание параллель с психологией развития интеллекта в том плане, что классические исследования в области
психологии мышления осуществлялись абстрагированно от других сфер изучения интеллекта – в данном случае развития и индивидуальных различий.
Современная
психология мышления имеет дело с задачами, связанными с умозаключениями, дедукцией и «малыми творческими задачами», задачами на индуктивное мышление и формирование понятий (Брунер, 1977; Ушаков, 2002; Holyoak, Nisbett, 1991), исследовательское поведение (Поддьяков, 2000) и причинные умозаключения (Schustack, 1991).
Таким образом, логичным представляется вывод, что универсализация получаемых закономерностей в
психологии мышления может происходить через анализ связи и преемственности способов мышления, формируемых в процессе взаимодействия человека с окружающим миром, а также через учёт индивидуальных особенностей выработанных способов.
С людьми же, у кого нужно выкапывать, необходимо проработать
психологию мышления, критерии инициативности – проактивность и самомотивацию.
Основной импульс и основные достижения
психологии мышления изначально исходили не от экспериментальных исследований, а от описательной психологии, которая продолжала существовать наряду с экспериментальной психологией, хотя и отдельно от неё и игнорируемая ею.
Исследования
психологии мышления, начатые в то время с обычных «кабинетных экспериментов», также были оставлены, и план истории психологии ассоциаций также не был реализован.
Чем важна
психология мышления? Обзор роли мышления в успехе.
В современном мире, где успех определяется не только материальными благами, но и внутренним состоянием человека, понимание
психологии мышления становится особенно актуальным.
Психология мышления объясняет, как эти установки формируются и как их можно развивать.
Сами же идеи живут своей новой жизнью – они давно уже переросли рамки
психологии мышления и уже не всегда опознаются в связи с их творцом.
Второй шаг в этом направлении – изучение
психологии мышления в широком интервале варьирования культурами и состояниями сознания.
Достаточно нелепо для человека, поднаторевшего в вопросах
психологии мышления.
Как оппозиция ассоциативной
психологии мышления сформировалась гештальт-психологическая трактовка мышления.
Я также попытался объяснить им особенности
психологии мышления заключённых, которые переживают ощущение бессилия, – а мы хотим, чтобы наша тюрьма была похожа на настоящую.
Это наложило печать на весь строй
психологии мышления нации, изменить его – это задача задач тех, кто взял на себя ответственность за будущее.
Одним из ответов стало выделение в 90-е гг. специальной области исследований – психологии принятия решений, совместившей потенциал собственно
психологии мышления, междисциплинарных работ моделирующего подхода и новой социальной области реализации интеллектуального и личностного потенциала человека – реальности принятия решения и готовности человека к нему.
Не так часто, но студенты действительно находят интересные литературные сюжеты, в которых писатели и поэты используют ошибочные действия в качестве иллюстрации
психологии мышления и поведения героев своих произведений.
Это первое исследование должно привести нас к постановке всех основных конкретных вопросов современной
психологии мышления и речи и вывести их в контекст живого современного психологического знания.
Такой «выход за пределы», инсайт, уже почти столетие как остаётся одной из основных загадок
психологии мышления.
Таким образом, теории в области
психологии мышления всё более становятся теориями решения одной задачи или определённого класса задач.
В теории решения задач, которая первоначально рассматривалась лишь как одна из областей
психологии мышления, предметом исследования стали такие общеличностные характеристики как прошлый опыт, установки субъекта, знания, имеющиеся у него.
Знание о
психологии мышления даёт нам инструменты для изменения своей жизни.
Выполненное в рамках
психологии мышления с целью преодоления дуализма индивидуального и общественного, субъекта и объекта, данное сравнение приобретает сегодня смысл попытки преодолеть дезинтегрированность психологии, и в этом качестве рассматривается ниже.