За примерами влияния
протестантской этики не нужно далеко ходить.
Так что в более общем контексте радикальная сущность хакерства состоит как раз в том, чтобы предложить этому обществу альтернативный дух – который наконец бросит наконец вызов господству
протестантской этики.
А тезис о роли
протестантской этики состоит совершенно в другом.
Хакеры не ставят под вопрос
протестантскую этику как таковую.
Протестантская этика бережливости, некогда казавшаяся центральным элементом западного проекта, почти ушла.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: кроссбридинг — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Если же и возникает конфликт между умом и сердцем, он не выйдет за пределы умудрённой многовековым опытом
протестантской этики.
Духовная база капитализма – веберовская
протестантская этика – к подавляющему большинству людей на планете отношения не имеет в принципе.
Японец, атеист, ревностный католик могут – и часто ведут себя – в соответствии с канонами
протестантской этики.
Возвышение работы до цели и смысла жизни – в крайних случаях у трудоголиков нет времени на собственных близких – ещё один признак
протестантской этики.
Протестантская этика изменила идеологию так сильно, что даже небо и ад встали вверх тормашками.
Но у него с духом капитализма была связана
протестантская этика, религиозные институты католиков не были ему так интересны.
Ну, а без
протестантской этики откуда взяться настоящему капитализму?
Центральную идею, или гипотезу, веберовского анализа можно сформулировать так:
протестантская этика явилась прародительницей «духа» капитализма и через это способствовала утверждению системы современного рационального капитализма.
Немалую роль в создании предпосылок для роста капиталонакопления сыграли такие факторы, как повышение степени имущественной и личной безопасности купца и ремесленника; активизация предпринимательской деятельности вследствие реформации и распространения
протестантской этики; укрепление позиций «третьего сословия» в ходе буржуазных революций и реформ; колониальная экспансия европейских государств.
Однако все они не являются веберовскими, поскольку апеллируют не к специфике
протестантской этики, а к тем или иным «неспиритуалистическим» факторам.
Ключевой «теологический» вопрос состоит в том, порождала или не порождала
протестантская этика стимулы, которые направляли бы экономическую активность в «капиталистическое» русло, но именно он чаще всего выпадал из поля зрения критиков.
Но раскольники оказались не революционерами, а тем слоем независимых русских людей, которые родили русский капитализм (вариант русской
протестантской этики).
Фразы вроде «я всегда всё делаю хорошо» или те части прощальных речей при проводах на пенсию, в которых говорится о том, что работник всегда был «трудолюбивым / ответственным / надёжным / верным сотрудником», – вот наследие
протестантской этики, поскольку в них нет ни слова о сути работы, которую выполнял виновник торжества.
Победить
протестантскую этику за один день не получится.
На обман посторонних к собственной выгоде
протестантская этика смотрела терпимее.
Дети воспитывались в религиозном духе, впитывая в себя основы
протестантской этики, включавшей не только следование обрядам, но и трудолюбие, верность долгу, как его понимали взрослые, честность в прямом, примитивном смысле этого слова – то есть решительный отказ обманывать своих близких, прежде всего родителей.
Разумеется, воспитанный в духе
протестантской этики индивид очень томился этой тайной и, не теряя времени даром, всеми силами души и тела старался доказать себе и окружающим факт своей «избранности».
Действительно, есть
протестантская этика личной активности, труда, а труд – это почти религиозный ритуал.
Фактором, который позволил синтезировать все эти элементы, явился протестантизм, создавший мировоззренческие предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства, поскольку экономический успех был возведён
протестантской этикой в религиозное призвание.
В значительной мере этому способствовали
протестантская этика и кальвинизм с их, уже упоминавшимся, догматом о предопределённости.
Совесть – то, что мешает традиционалисту наживать «лишнее» состояние, кроме того, она склоняет человека к созерцанию и недеянию, что полностью противоречит
протестантской этике.
Смеем предположить, что поскольку накопленное богатство не могло быть направлено на удовлетворение личного чувства удовлетворения и удовольствия земными благами –
протестантская этика строго стоит на принципе личного аскетизма, – то направление накопленного богатства на преобразование всего мира является психологически неустранимым требованием, делающим земную жизнь протестанта, его неустанный труд хоть както оправданными.
Выделяя выполнение трудового долга, профессионализм, умножение богатства как богоугодные формы деятельности человека,
протестантская этика вводит определённые ограничения: только те действия капиталиста являются богоугодными, которые не наносят вреда ближним, а, напротив, полезны для них.
Он делает вывод, что в становлении капитализма, в проведении в жизнь принципа рационализма ведущую роль сыграла
протестантская этика.
Даже спасение души попадает в зависимость от посюсторонней деятельности человека и от социальной и экономической её успешности (парадоксы
протестантской этики, идея божественного призвания и профессия).
Одновременное противостояние католической социально-экономической рефлексии двум проекциям
протестантской этики – либерализму и социализму – привели в XIX веке к возникновению особого учения – солидаризма, претендующего на оригинальное решение антиномии личности и общества, избегая экстремумов как индивидуализма, так и коллективизма, на основе утверждения христианской общественной гармонии.
Что может такая индивидуализированная
протестантская этика, которая опирается на отдельного человека, на отдельный разум, что она может противопоставить в практическом смысле, не в нравственном, что она может противопоставить этим миллионам и сотням миллионов?
Девиз
протестантской этики: при личной скромности в потреблении, при отказе от роскоши в быту, от роскошной церкви – процветающее «дело».
Новая концепция социальной политики, соответствующая либеральным подходам к макроэкономическому регулированию, во многом основана на принципах
протестантской этики.
Это аксиома
протестантской этики…
Это это уже
протестантская этика.
В частности, эти же цели преследует
протестантская этика.
Отсюда возникла
протестантская этика, моральные и духовные ценности современного капиталистического общества.
Одним из ключевых противоречий
протестантской этики с традиционной является вопрос о величине или достаточности богатств.
Основным врагом
протестантской этики является традиционная система ценностей, культ менеджера – инновация: «разнести все существующие порядки и установления, наложить руки на законы, перестроить все учреждения и сделаться владыкою…».
Недоверие к людям – это требование
протестантской этики – необходимо воплощать в жизнь и при управлении компанией.
Менеджер, воспринимающий мир через призму
протестантской этики, постоянно видит подтверждение своих принципов в реальности, вне зависимости от того, что он видит на самом деле.
Их мамы, бабушки и прабабушки, воспитанные в рамках суровой
протестантской этики, точно так же «держали всё в себе» – и вот наконец появилась возможность выплеснуть эти вековые фрустрации, избавиться от них.
Например,
протестантская этика предписывала человеку трудиться в поте лица и постулировала греховность праздности.
Только вот как это сделать здесь, в закрытой железной коробке, направляющейся из стороны восхода в сторону заката, под перестук колёс, что надо свершить, какой подвиг смекалки и предприимчивости, какие чудеса
протестантской этики капитализма?
В
протестантской этике нет культа мучеников.
Протестантская этика вошла в головы этих людей так грубо, как будто изнасилова и разбила все прошлые запасы.
Многие были приверженцами кальвинизма и в деловых отношениях строго придерживались
протестантской этики.
Протестантская этика рождает уважение к другому (вот отчего у них любят богачей), это порождает жажду собственной силы. Воплощение – пистолет…