Уровень сформированности
произвольной регуляции деятельности соответствует возрастным показателям, а иногда даже выше, чем в среднем по возрасту.
Тогда как это совместимо со снижением
произвольной регуляции у этих пациентов?
Среди других структурных компонентов психологической культуры он является наиболее устойчивым и плохо поддающимся
произвольной регуляции.
У детей в возрасте от 4 до 6 месяцев развивается
произвольная регуляция движений глаз, что связано с функционированием лобного глазодвигательного центра.
Произвольная регуляция свелась к условно-рефлекторной, и поведение человека, не говоря уже о поведении животных, во многом опять стало рассматриваться как машинообразное.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: штивка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Как и в случае
произвольной регуляции, все эти уровни формируются в онтогенезе синхронно, последовательно проходя ряд стадий.
Согласно принципу опосредования, используя внешние и внутренние средства как «орудия», человек овладевает своей деятельностью, переходит к преднамеренной
произвольной регуляции поведения.
Анализ психического развития ребёнка с точки зрения особенностей
произвольной регуляции психической активности, произвольных форм деятельности и сформированности пространственно-временных репрезентаций (как основы когнитивной сферы) даёт возможность оценить уровень сформированности познавательной деятельностив целом.
Такой вектор эмоционального развития обусловлен повышением уровня осведомлённости о причинах эмоций и чувств, способах их выражения; расширением объектов эмпатии и общего модальностного ряда переживаний; увеличением активности механизмов
произвольной регуляции выражения эмоциональных состояний; расширением инструментальной базы кодирования и декодирования эмоций.
По мере развития ребёнка двигательная регуляция, преобразовываясь и формируя всё более сложные подуровни, входит как неотъемлемая часть в виде пока ещё неосознаваемых программирующих и контролирующих операций в
произвольную регуляцию высших психических процессов и функций (памяти, внимания, различных форм речемыслительной деятельности).
Трансформация классических, естественнонаучных, позитивистски ориентированных подходов в психиатрии в направлении постнеклассического уровня научного познания означает переход от представлений о человеке как объекте изучения, подобного объектам других естественных наук, доступного познанию внешнего наблюдателя, характеризующихся набором измеримых признаков разной степени выраженности к пониманию человека как личности, обладающей внутренним миром, прижизненно складывающимися психологическими характеристиками, являющимися носителями высших
произвольных регуляций высокого уровня, и далее – к антропоцентрическим представлениям о самом «человеческом в человеке».
Оценка сформированности
произвольной регуляции вкупе с аффективной организацией даёт нам возможность проанализировать поведениеребенка, которое может протекать только во времени и пространстве и имеет определённый уровень когнитивной проработки.
Очевидно, термину «управление» соответствует воля в широком понимании – связанная с тем, что называют
произвольной регуляцией, а термину «регуляция» – узкое понимание воли, соотносящееся с проявлением силы воли, волевых качеств, используемых для удержания поведения человека в пределах норм, правил, необходимых параметров функционирования при наличии препятствий, затруднений.
Важными условиями выполнения специальных навыков учебной деятельности (прежде всего письма) является способность ребёнка к
произвольной регуляции мышечной активности и сформированность правильного способа захвата различных объектов.
Примерами данной закономерности могут служить несформированность взаимодействия различных видов восприятия (например, зрительного и осязания, что приводит к нарушению восприятия пространства), нарушения опосредования памяти мышлением (проблемы развития смысловой и опосредованной памяти), поведения и эмоциональной сферы речью (трудности
произвольной регуляции) при задержке психического развития и умственной отсталости.
Для любого варианта условно-нормативного или отклоняющегося развития характерна определённая структура сформированности механизмов психической деятельности, отражаемая в структуре
произвольной регуляции, пространственных представлений, поведения.
Рассматривая эту триаду как взаимосвязанную и синхронно формирующуюся структуру, можно представить её в виде треугольника, стороны которого демонстрируют триединую взаимосвязь
произвольной регуляции, пространственных представлений и аффективной организации (рис. 1.2).
Недостаточное развитиехарактеризуется дефицитом
произвольной регуляции психической активности и пространственновременных представлений, которые отражают состояние регуляторного обеспечения психической активности и ментальных структур, определяющих развитие познавательной деятельности.
Тенденции развития эмоций – это переход от лабильности, высокой экспрессивности и непроизвольности эмоциональных выражений (инволюционной направляющей) к эволюционной
произвольной регуляции переживания и его выражения, что обнаружено при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному.
Цель:учиться чувствовать своё тело и управлять им; формировать навыки
произвольной регуляции.
Это даётся не просто, но сама возможность такой
произвольной регуляции уже появляется, что, безусловно, важно в связи с предстоящим школьным обучением.
Л. С. Выготский считал главным содержанием понятия воли
произвольную регуляцию поведения и психических процессов.
Все описываемые методы коррекции обязательно предусматривают воздействие на эмоциональную сферу ребенка и на функции программирования, регуляции и контроля деятельности («Кулинарные занятия в практике нейропсихологической коррекции»; «Использование наглядных опор в формировании
произвольной регуляции поведения», «Песочная терапия – взгляд нейропсихолога»; «Музыкальные занятия как адекватная среда для формирования программирования и контроля деятельности у детей с тяжелыми нарушениями развития»).
Аффект сопровождается частичным сужением сознания – фрагментарность и неполнота восприятия: неполное восприятие ситуации в отдельный момент времени, неполное восприятие окружающей действительности и своих действий во времени, а также нарушения
произвольной регуляции деятельности – расстройство опосредованности действий, расстройство контроля действий, снижение способности к прогнозу результатов действий, отсутствие прогноза отдалённых последствий действий.
Современные западные исследователи йоги связывают активность чакр с циркуляцией жизненной энергии в каналах акупунктуры, в энергетических меридианах, и предполагают возможность
произвольной регуляции этого процесса.
Однако связь между положительной аффективностью в 12 месяцев и тяжестью симптомов была полностью опосредована
произвольной регуляцией в 24 месяца в модели структурного уравнения.
Произвольная регуляция корой больших полушарий позволяла менять своё тело под влиянием нервного импульса, как по щелчку.
Она в большинстве случаев не поддаётся
произвольной регуляции.
Более низкий динамизм, равно как и более низкая
произвольная регуляция, характеризуют годовалых младенцев с расстройствами аутистического спектра (Clifford et al., 2013; Paterson et al., 2019), то же верно для повышенной негативной аффективности и (Paterson et al., 2019) и дистресса (Zwaigenbaum et al., 2005).
Это связано с тем, что у нас, людей, имеются очень сложные, уникальные психические явления: речь, абстрактное мышление,
произвольная регуляция поведения, способность к самосознанию.
Он связан с
произвольной регуляцией психического состояния.
Как нейрофизиолог скажу: это этап, когда созревают механизмы
произвольной регуляции деятельности.
Произвольная регуляция поведения ребёнка в игре «городки» состоит в подчинении поведения ребёнка задаче, то есть в его способности сосредоточиться на том, что необходимо точно бросить биты, на попытках активного решения этой задачи, на преодолении всего, что не относится к основной деятельности.
Самовнушение может воздействовать на психические и вегетативные процессы в организме, в том числе на не поддающиеся
произвольной регуляции.
У ребёнка развивается
произвольная регуляция своих действий, которая распределяется на зону выделительных функций.