Здоровый дошкольник. Физическое развитие в игровой деятельности

Баатр Егоров

В книге представлен опыт экспериментальной работы коллектива детского сада №733 города Москвы по организации оздоровительно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Коллектив детского сада №733 разработал сюжетно-оздоровительную развивающую соревновательную игру (СОРСИ), в которую включены различные формы решения задач речевого, математического, экологического, музыкального и физического воспитания детей.Работа адресована педагогам дошкольных учреждений.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Здоровый дошкольник. Физическое развитие в игровой деятельности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Баатр Егоров, 2020

ISBN 978-5-0050-2417-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Автор-составитель:

Егоров Баатр Борисович, кандидат педагогических наук

Здоровый дошкольник. Физическое развитие в игровой деятельности. Методические рекомендации

Оглавление

Введение

Игра СОРСИ «Весёлое путешествие» — одно из эффективных средств физической культуры в жизни детского сада

Народные подвижные игры как средство двигательного развития ребенка

Спортивные игры и упражнения в ДОУ

Цикл занятий «Мир, в котором мы живем»

Ознакомление с Евразией

Ознакомление с Африкой

Ознакомление с Северной Америкой

Ознакомление с Южной Америкой

Ознакомление с Австралией

Ознакомление с Антарктидой

Ознакомление с Арктикой

Введение

В последнее время после моих лекций воспитатели просят поделится практическим материалом, накопленным на протяжении последних двадцати лет нашими экспериментальными детскими садами. В ходе эксперимента коллективами детских садов были подготовлены методические материалы, и мы приняли решение опубликовать самые интересные из них.

И так, продолжим. В 2001 году в Институте дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования была открыта экспериментальная площадка по теме «Организация развивающей оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста» под руководством заведующего лабораторией, кандидата педагогических наук Егорова Баатра Борисовича и ведущего научного сотрудника, доктора медицинских наук Лукоянова Юрия Ефремовича.

В эксперименте участвовали несколько детских садов г. Москвы, а также детские сады в регионах России (города Элиста, Челябинск, Якутск, Воркута и др.).

Имея общую для всех детских садов тему, каждый детский сад находил свое особое направление для исследования.

В этой книге мы продолжаем представлять опыт экспериментальной работы детского сада №733 г. Москвы. Отдельно надо сказать об удивительном коллективе детского сада №733 — яркой звездочкой, выделявшейся в московском образовании.

В основу содержательной работы легли программы «Здоровый дошкольник» доктора медицинских наук Змановского Ю. Ф., «Программа развития двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 4—7 лет» доктора психологических наук Кудрявцева В. Т., экспериментальные исследования Егорова Б. Б. и Лукоянова Ю. Е.

В 2009 году завершила работу московская городская экспериментальная площадка по теме: «Построение комплексной модели оздоровления, воспитания и развития ребенка» и вышла книга, написанная в соавторстве со старшим воспитателем детского сада, воспитателем по физической культуре Давыдовой Ириной Ивановной и заведующей детским садом Маловой Галиной Петровной.

Коллектив детского сада №733 разработал сюжетно-оздоровительную развивающую соревновательную игру (СОРСИ), в которую включены различные формы решения задач речевого, математического, экологического, музыкального воспитания детей. Усвоение дидактической информации и решение воспитательных задач осуществляется на фоне развития двигательных способностей и совершенствования познавательной преобразующей деятельности.

Как считают разработчики, СОРСИ является новой формой игры для дошкольников. Она позволяет решить более трудную задачу, чем на занятии. Дошкольники мобилизуют знания и силы, делают самостоятельный выбор решения, объединяются общей целью, совместными усилиями к её достижению, общими переживаниями и т. д.

Надеемся, что комплекс занятий «Путешествие по глобусу» поможет педагогам-практикам не только увидеть результаты нашей работы, но и окажет помощь в построении собственной деятельности.

Игра СОРСИ «Весёлое путешествие» — одно из эффективных средств физической культуры

Старший воспитатель Давыдова И. И.

Постоянно возрастающие требования к уровню умственного развития и образованности, необходимость усвоения большего количества информации в условиях острого дефицита времени, привели к поиску новых форм организации образовательной работы.

Мы решили попробовать создать синтез игры, в которой будет замысел, развитие сюжета, но, вместе с тем, будет решение задач и подчинение определенным правилам.

В настоящее время на экранах телевизоров мы часто видим игры с участием взрослых. Взрослые играют в эти игры с увлечением, полностью погружаются в испытания, которые им предлагаются. Они абстрагируются от будней и становятся детьми.

Такие игры как «Большие гонки», «Последний герой» направлены на преодоление различных трудностей через двигательную активность, но они не предусматривают решения интеллектуальных задач. В свою очередь интеллектуальные игры «Своя игра», «100 к одному», «Самый умный» являются статичными играми.

В ДОУ мы не наблюдаем игр, которые сочетали бы в себе физическую активность и интеллект, поэтому перед нами стояла задача создать такую игру.

Игру, которая являлась бы активной деятельностью, способствующей повышению жизненного тонуса, удовлетворяла интересы ребенка, его социальные потребности.

Игру, необходимую для здоровья ребенка, делающую его жизнь более содержательной, полной, создающую уверенность в своих силах.

Игру, в которой дошкольник включил бы творческое воображение, сумел бы скомбинировать прежние впечатления и новые.

Игру, где осуществлялся бы интегрированный подход в освоении детьми интеллектуальных ценностей физической культуры, формирование у них стойких стимулов к выполнению упражнений, использование средств физического воспитания для развития познавательных процессов.

И мы разработали игру СОРСИ, под которой мы понимаем сюжетно-оздоровительную развивающую соревновательную игру, в которую включены различные формы решения задач речевого, математического, экологического, музыкального воспитания детей. Усвоение дидактической информации и решение воспитательных задач осуществляется на фоне развития двигательных способностей и совершенствования познавательной преобразующей деятельности.

Для развития познавательной деятельности в игре СОРСИ используются проблемы, образовательные ситуации, стимулирующие творческий потенциал ребенка. Эту игру можно определить как исследовательскую деятельность.

Дети становятся путешественниками и как бы превращают в реальность образы, увиденные с экранов телевизора. Они погружаются в исследовательскую деятельность, ищут ответы на вопросы и выход из порой очень трудных ситуаций. Эта игра соответствует наглядно-образному характеру по мышлению, эмоциональности, активности. В этой игре обнаруживаются переживания ребенка, отношение к жизни. Дети знакомятся с окружающим миром, активно действуют в общении со сверстниками, осуществляют свои мечты.

Безусловно, рядом с личностью ребенка должен оказаться педагог, который сам является личностью, ориентированной на творчество в своей профессиональной педагогической деятельности. Педагог, способный самостоятельно конструировать профессиональную деятельность, направленную на достижение максимального результата в траектории воспитательно-образовательного процесса отдельного воспитанника и группы в целом.

Алгоритм игры

Игра включает в себя 5—7 испытаний, состоящих из 2-х этапов. Первый этап — двигательный, второй — включает в себя задания на развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания и т. п. Каждое испытание должно проходить в течение 5—7 минут (возможно использование секундомера, песочных часов и т.п.). Если какой-либо ребенок не выполняет задания одного из двигательных этапов, повтор ему не разрешается. В этом случае команда выбирает одного или двух игроков, которые приходят на помощь, выполняя то же задание, но с усложнением.

Вовремя игры звучит музыка из телевизионной игры «Форт Баярд», создающая обстановку неизвестности, тревожности, неопределенности. По условию игры дети должны найти ключевое слово игры. За каждое выигранное испытание дети получают ключ. Пройдя все испытания у них должно быть не менее 4 ключей. Это дает дошкольникам право обмена ключей на сюрпризный момент.

Начало игры

Входит команда и выстраивается напротив «мэтров». Воспитатель по ФИЗО представляет команду, затем называет всех членов команды, характеризуя каждого ребенка с положительной стороны.

В работе с детьми при проведении игры СОРСИ будут использоваться различные методы и приемы обучения, направленные на развития творчества детей: наглядные, словесные, практические, что способствует всестороннему развитию детей, сознательному усвоению ими движений.

Мы считаем, что СОРСИ является новой формой игры для дошкольников. Она позволяет решить более трудную задачу, чем на занятии. Дошкольники мобилизуют знания и силы, делают самостоятельный выбор решения, объединяются общей целью, совместными усилиями к её достижению, общими переживаниями и т. д.

Таким образом, мы видим что СОРСИ — эффективное средство для развития как физических, так и психических качеств в дошкольном возрасте.

Игра СОРСИ из цикла «Вокруг света»

Тема: «Словения»

Приложение к занятию «Словения»

Текст музыкальной игры

1. Пусть все улыбнутся, как я!

Припев: А ну-ка все вместе, все разом

Получится дружно у нас!!

2. Ударьте в ладоши, как я!

Припев: А ну-ка все вместе, все разом

Получится дружно у нас!!

3. Пусть каждый подпрыгнет, как я!

Припев: А ну-ка все вместе, все разом

Получится дружно у нас!!

4. Пусть каждый присядет, как я!

Припев: А ну-ка все вместе, все разом

Получится дружно у нас!!

5. Теперь снова встаньте, как я!

Припев: А ну-ка все вместе, все разом

Получится дружно у нас!!

6. Теперь отдохните, как я!

Припев: А ну-ка все вместе, все разом

Получится дружно у нас!!

7. Так можно играть до утра,

Но песню кончать нам пора.

Теперь напоследок разок,

Что хочешь, то делай, дружок!

Спортивные подвижные игры народов мира

«Экология»

Приложение к занятию «Экология»

Прислушайтесь, правильно ли я заканчиваю предложение, если нет, — поправьте меня:

Нашел я в сливе…коФточку

Надела Маша…коСточку

На клене зеленеет…лиФт

Наверх нас поднимает…лиСт

Созрел на дереве…каФтан

Зимой надену я…каШтан

На дерево уселся…граФ

Живет в красивом доме…граЧ

2. Загадки

Какое дерево имеет 12 веток,

На каждой ветке по 4 маленьких ветки,

А на каждой маленькой ветке по 7 листьев? (Год)

Рассказать я вам могу

Что я видел на лугу Гу!

Два зайчонка — знайте все —

Плыли в лодке по росе. Се!

Я за ними, но они

Быстро спрятались в тени. Ни!

А потом пришла овца

И рычала на скворца. Ца!

(Гу-Се-Ни-Ца)

На дереве висело 10 яблок. Два яблока упало, три склевали птицы. А остальные дети разделили поровну. Каждому досталось по 1 яблоку. Сколько было детей.

Народные подвижные игры

как средство двигательного развития ребенка.

Игра «Городки»

Народные подвижные игры и упражнения, включающие элементы спортивных игр, являются эффективным средством физического воспитания и соответствуют возрастным особенностям старших дошкольников. Согласно мнению специалистов А. И. Быковой, И. М. Короткова, В. И. Прокопенко, игры несут в себе достаточную физическую нагрузку, положительно влияют на развитие функций организма, формирование двигательных навыков и развитие двигательных способностей. Многие из них отражают народные традиции физического воспитания.

Существует много народных подвижных игр, ориентированных на обучение ребенка и основанных на целенаправленном развитии интеллекта, воспитании различных физических качеств, на передаче важных сведений, информации о мире. Все они развивают и стимулируют двигательное развитие, творческий потенциал и воображение ребенка (Л. И. Рылеева, В. М. Григорьев, O. Л. Козак).

Культурная ценность народных игр бесспорна: они несут в себе заряд всех видов эстетической деятельности человека и являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в играх отражается образ жизни людей, их быт и труд, национальные устои, представления о чести и смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку и выдержку, творческую выдумку и находчивость, волю и стремление к победе.

По мнению В. И. Прокопенко, народные игры должны быть в арсенале педагогической науки, а игровые сюжеты и спортивные народные состязания — в программе совершенствования физического и нравственного воспитания подрастающего поколения. Трудно переоценить воспитательное значение народных игр и самобытных физических упражнений, К сожалению, в педагогической практике некоторые их виды неправомерно преданы забвению, хотя они являются средством формирования духовных и физических качеств человека. История доказывает, что игровые сюжеты народных игр являются важным фактором в воспитании таких черт характера, как решительность, настойчивость, смелость, что немаловажно в освоении двигательного опыта.

Особое внимание внедрению народных игр в педагогический процесс уделяли Н. К. Крупская, П. Ф. Лесгафт и др. В их работах подчеркивается, что игра имеет большое познавательное и развивающее значение, сближающее ее с учением и трудом. В то же время у игры есть специфическое отличие от всех других видов деятельности: игра — это всегда свободное применение своих сил и своего творчества, даже в рамках установленных правил.

Особую роль отводил играм, «состоящим в движении», Я. А. Коменский. Согласно его советам, в воспитании ребенка следует использовать подвижные игры, приспособленные к народным обычаям. П. Ф. Лесгафт впервые поставил вопрос о включении народных игр в педагогическую практику школы. Он проанализировал детские игры, их роль в физическом развитии ребенка. В системе физического образования П. Ф. Лесгафт рекомендует в качестве главного средства при обучении младших школьников основным движениям использовать народные подвижные игры, в которых должны быть включены естественные физические упражнения: бег, ходьба, прыжки, метание — с постепенным и последовательным увеличением нагрузки.

Отмечая роль подвижных игр в качестве средства укрепления здоровья, И. И. Бецкой подчеркивает, что склонность к игре и увеселению, которые вселяет природа в детские годы — главные средства к умножению здоровья и к укреплению телесного сложения.

Много ценного в отбор и унификацию народных игр, и их теоретическое обоснование для физического воспитания ребенка внесли отечественные ученые. Для всех специалистов физической культуры, и тех, кто использует народные подвижные игры в частности, важно положение, высказанное А. В. Запорожцем: «Характер движений, выполняемых индивидуумом в условиях игры и в условиях прямого задания существенно различен. Целенаправленность и целесообразность поведения при достижении намеченной цели, связанного с внезапно возникающими и постоянно изменяющимися условиями, потребностью широкого выбора действий, требует от учащегося проявления творческих способностей, активности, инициативы». Все это характеризует игру как многоплановое, комплексное по воздействию, важное педагогическое средство воспитания и двигательного развития ребенка.

Значима роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение они приобретают для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, происходит улучшение обмена веществ в организме и осуществляется соответствующая тренировка функций различных систем и органов.

В теории физического воспитания дошкольников все народные игры подразделяют на сюжетные и бессюжетные игры и игры-забавы. Сюжетные народные игры построены на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характер движений играющих. В одном случае дети, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом — прыгают как зайчики и т. д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят имитационный характер. В некоторых сюжетных играх действия играющих определяются текстом («У медведя во бору», «Гуси», «Зайцы и волк» и др.). Сюжетные игры имеют широкое применение во всех возрастных группах детского сада.

Игра «городки» относится к бессюжетным играм типа «ловишек», перебежек. В ней нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же, что и в сюжетной игре: наличие правил, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Однако следует учесть, что бессюжетные игры, в том числе и городки, требуют от детей больше самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем игры сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Так, в игре городки необходимо выбивать фигуры из «города».

Чаще народные игры предназначены для использования на открытых площадках, что значительно усиливает их воздействие на организм ребенка. При активной двигательной деятельности на открытом воздухе усиливается работа сердца и легких и, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Увеличение функциональных возможностей организма при занятиях подвижными играми подтверждается исследованиями В. И. Прокопенко на различных возрастных группах.

Подвижные игры способствуют двигательному развитию детей. В игре совершенствуются многие умения, двигательные навыки, а также быстрота и ловкость, сила и выносливость. Кроме того, народные игры представляют большую ценность с точки зрения пополнения духовной и физической культуры личности. Они способствуют передаче жизненно важных умений и навыков, воспитанию нравственности, уважения к народным традициям и обычаям, в них заключены большие воспитательные возможности. При условиях правильного отбора, планирования, рациональных методов проведения подвижные игры становятся в дошкольном возрасте фактором двигательного развития ребенка.

Многие исследователи (Т. И. Осокина, В. И. Прокопенко и др.) констатируют, что подвижная игра является средством гармоничного развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, условием благополучного эмоционального состояния.

К сожалению, сегодня многим ребятам незнакомы такие увлекательные и интересные народные игры, как городки, лапта, игры с мячом. В детских садах режим дня перегружен различными занятиями и кружками, в семьях свободное время отдается просмотру телепередач, компьютерным играм. В результате игра уходит из жизни дошкольника. Таким образом, назрела необходимость изменений в организации, содержании и методике использования подвижных игр в системе физического воспитания дошкольников, в разработке новых педагогических, здоровьесберегающих технологий на основе подвижных игр.

В классификационной иерархии игр детей дошкольного возраста спортивные игры, а к ним относится игра городки, занимают самую высокую позицию. Это обусловлено тем, что по технической, тактической и двигательной характеристикам игры с элементами спорта являются наиболее сложными, и требуют особого подхода к их первоначальному разучиванию.

При этом следует помнить, что на данной возрастной ступени необходимо делать акцент на обучение посредством игры и строить процесс обучения на основе адаптированных для возможностей ребенка пяти-шести лет подвижных игр с элементами спорта. Индивидуальные возможности детей стимулируются через процесс обучения, подчиненный логике игры: игра — подводящая игра — специальная игра. Игровые задания, упражнения в игровой форме придают обучению положительную эмоциональную окраску, делают процесс обучения двигательным действиям, развития двигательных способностей более привлекательными.

Безусловно, участвуя в играх с элементами спорта, дети могут переживать и отрицательные эмоции. По мнению П. К. Анохина, отрицательная эмоция — источник внутренней энергии человека, заставляющей его преодолевать трудности на пути к поставленной цели. Если в процессе игры мы будем переключать отрицательные эмоции на действия, игра доставит ребенку чувство удовлетворения и радости, что способствует снятию перегрузок, напряжения, В наши дни, когда наблюдается интенсификация образовательного процесса в ДОУ, это очень важно в сохранении и укреплении здоровья детей.

Следует отметить, что спортивная игра не возникает самопроизвольно как продукт индивидуального творчества ребенка. Это, по мнению В. И. Усакова, результат социального опыта, трансформированного через систему воспитания, образования и среды. Ведущее место в процессе обучения играм с элементами спорта отводится методу имитации, так как подражательность, легкая внушаемость — характерные особенности нервно-психического развития детей дошкольников, В свое время П. Ф. Лесгафт отмечал, что этот метод является существенным, посредством которого ребенок в самом раннем возрасте знакомится со всеми приемами действий. Он имитирует все то, что видит в окружающей среде. Таким образом, для естественной имитации объектом для имитирования может служить всякое явление в окружающей ребенка среде в зависимости от индивидуальной возбудимости ребенка к данному явлению в данный момент. Следует учесть, что у детей пяти-шести лет подражание может быть как примитивным, напоминающим механическое копирование, так и точным, ярким. Поэтому одно из условий успешного обучения играм с элементами спорта — многократное, совместное с воспитателями и всеми детьми повторение действий при условии частой смены работы и отдыха. Каждый ребенок выполняет задание рядом и вместе с другими детьми, реализуя при этом свои возможности.

Особую сложность для дошкольников в освоении игры городки представляет коллективный характер игровых действий. Благодаря наличию упрощенных правил (Э. Й. Адашкявичене, З. И. Нестерова, Т. И. Осокина) можно достичь адекватности понимания детьми игровой ситуации, желания сотрудничать. Необходимо обратить внимание детей на то, что командный результат зависит от точности и целенаправленности действий каждого участника игры. Во всех спортивных играх, в том числе и «городках», одно действие не приводит к окончательному разрешению игровой ситуации, а только изменит ее. Умение действовать быстро и точно в игровых ситуациях совершенствуется только в результате специальной подготовки и улучшается по мере обучения.

Большое значение при обучении игре городки придается активности самого ребенка, его инициативе и самостоятельности во время занятий. При обучении дошкольников игре городки необходимо также учесть, что стержнем любой деятельности является потребностно-мотивационный компонент. Потребность в движении, потребность в физическом совершенствовании и укреплении здоровья — вот психологические основы мотивации занятии физической культурой (П. К. Дуркин).

Мотивация дошкольников воспитывается и формируется на основе естественной потребности в движениях, впечатлениях, в новой информации (П. К. Дуркин, М. П. Лебедева). В игре городки внешние мотивы и цели соответствуют возможностям детей старшего дошкольного возраста, являются для них оптимальными, не слишком трудными и не очень легкими. Дети испытывают удовлетворение от процесса игры, условий занятий, характера взаимоотношений с педагогом, другими детьми, что является предпосылкой внутренней мотивации. Внешняя и внутренняя мотивации должны существовать в диалектическом единстве. Наличием внутренней мотивации может послужить такой показатель, как использование физических упражнений, в том числе и элементов игры городки по собственной инициативе, в самостоятельной двигательной деятельности.

Дети охотно играют в «городки», стремясь достичь результатов в действиях. Достигнув желаемого, они стремятся продемонстрировать взрослым свои умения, так как без одобрения взрослых эти умения в значительной степени теряют свою ценность. Ребята не просто манипулируют битой, они ищут способ решения двигательной задачи: бросить в цель, передать, не потерять. Игра в «городки» является эмоциональным воплощением не только процесса выполнения, но и достижения результатов. Эмоции активизируют многие функции организма. Дети попадают в особый мир отношений, переживаний, сосредотачивают внимание на новых объектах, переключают психическую деятельность и создают разрядку, смену напряжений. Ребенок учится добиваться успеха.

Игра «городки» является не только старинной русской игрой, но и спортивной игрой, по которой проводятся первенства Российской Федерации. В России издавна существовало множество вариантов игры в «городки» — это «рюхи», «чухи», «крэгли», «клетки» и др.

Игра «городки» широко использовалась в физической подготовке русской армии уже Петром Первым. Великий русский полководец А. В. Суворов говорил так: «Битою мечу — это глазомер, битою бью — это быстрота, битой выбиваю — это натиск». Именно эти качества А. В. Суворов считал главными для воинов (Ю. А. Ермолаев и др.).

Анализ пособий для воспитателей детского сада дает основание положительно оценить влияние игры городки на формирование двигательной функции ребенка, определить степень ее воздействия на развитие отдельных компонентов движения.

В процессе освоения игры «городки» происходит формирование различных видов координации: статической — корпуса, динамической координации в целом и рук, отчетливости изолированного движения (броска). Разнообразные изолированные движения рукой, кистью и пальцами, сжимание биты способствуют совершенствованию произвольного избирательного управления отдельными мышечными группами, формируют дифференцированность торможения.

Поскольку основным специфическим действием для игры «городки» является бросок, то на разных этапах его выполнения в этом движении участвуют проприорецепторы мышц и рецепторы осязания. Наиболее сложные восприятия, координируемые работой проприорецепторов мышц, приходится в «городках» на долю зрительного анализатора. В игре при бросках бит возникают восприятия, свойственные прицельным видам — попадание в цель. В дальнейшем, как отмечает 3.И. Нестерова, функция зрения и слуха в системе афферентации постепенно суживаются и ведущую роль начинают играть двигательные анализаторы.

Многие авторы отмечают развивающее воздействие «городков» на такие физические качества, как сила, ловкость, быстрота. С развитием силы мышц плечевого пояса растет дальность броска. Силовая подготовка не является самоцелью физического воспитания детей дошкольного возраста, и в большей степени обусловливается необходимостью развития способности проявлять незначительные напряжения в течение достаточно длительного времени, только дозировать мышечные усилия (С. Б. Шарманова). Двигательные действия, выполняемые при метании бит, относятся к упражнениям с внешним сопровождением. Используя их можно воздействовать как на крупные мышечные группы — спины, живота, так и наиболее мелкие — кисти.

Многократное, серийное выполнение бросков биты в игре «городки», чередование их с ходьбой, бегом, построением фигур обеспечивает значительный суммарный объем нагрузки, стимулирует усилия мышц и в особенности усилия наиболее слабых мышц: брюшного пресса, плечевого пояса, кисти.

Игра способствует равномерному развитию мышц-сгибателей и мышц-разгибателей. А равномерное развитие всей мускулатуры, по высказыванию ряда авторов (M.H. Алиев, С. Б. Шарманова, А. И. Федоров, Г. К. Калугина), необходимо для формирования правильной осанки. Но при этом в системе обучения необходимо учесть такую деталь, что метать биту надо как правой, так и левой рукой, создавая для этого специальные условия.

Л. Д. Глазырина в своих исследованиях отмечает, что в теории и методике физической культуры стремление ребенка к формированию собственной индивидуальности, к своему интеллектуальному и двигательному развитию обеспечивается тремя компонентами:

— состоянием физических качеств;

— двигательным опытом (фондом приобретенных ранее двигательных умений, навыков и непосредственно связанных с ними знаний);

— личностно-психическими факторами, способствующими действию и определяющими характер поведения при его выполнении.

Учитывая, что эффективность двигательного развития определяется личностно-психическими качествами, рассмотрим, как они формируются в игре «городки». Считается, что все процессы в старшем дошкольном возрасте становятся более произвольными, но произвольность — новообразование младшего школьною возраста. К концу дошкольного возраста происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие при преодолении препятствий, оцепить результат своего действия (Л. С. Выготский).

Произвольная регуляция поведения ребенка в игре «городки» состоит в подчинении поведения ребенка задаче, то есть в его способности сосредоточиться на том, что необходимо точно бросить биты, на попытках активного решения этой задачи, на преодолении всего, что не относится к основной деятельности. Произвольность, в свою очередь, обеспечивает достаточный уровень игровой мотивации, стремление достичь положительных результатов в игре.

Важнейший критерий дошкольной зрелости в сфере игры — необходимый уровень развития самостоятельности ребенка. Критериями и признаками самостоятельности ребенка-дошкольника в совместной деятельности являются его умение организовать и завершить собственную деятельность, желание вступать в контакт со сверстниками, умение действовать и взаимодействовать при организации деятельности и ее выполнении, стремление к применению к себе тех же требований, что используют взрослые по отношению к нему.

В игре «городки» дети старшего дошкольного возраста приобретают самостоятельность. Самостоятельность в совместной деятельности со сверстниками проявляется в поисках общего дела, в приглашении товарища, в сообщении ему замысла, во внесении предложений, советов, оценочных суждений, в процессе реализации замысла. Систематическое преодоление сначала небольших трудностей, затем все более значительных закаляет волю ребенка. Строгое соблюдение правил игры и правил поведения детей способствует выработке качеств сильной воли. Игра городки является подлинной тренировкой воли ребенка, поскольку она сопряжена с постоянным преодолением трудностей.

Формирование волевых качеств личности — необходимое, но недостаточное условие успешного достижения поставленной цели. Реальное выполнение намеченной деятельности зависит также от наличия у человека необходимых навыков и умений. Поэтому успех любой деятельности обеспечивается как воспитанием воли, так и формированием полезных навыков и умений.

В настоящее время разрабатываются познавательно-развивающие технологии занятий физической культурой, которые занимают ключевую практическую позицию в развитии личности ребенка. Игра «городки», на наш взгляд, является эффективным средством развития познавательных процессов (памяти, мышлении, внимания) и по своей сути является познавательно-развивающей технологией занятий физической культурой. Характерной особенностью игры является смена игровых ситуаций. Перед игроками возникают самые разнообразные задачи, требующие своевременного разрешения. Для этого необходимо увидеть наиболее правильные действия и применить их, что требует от играющих определенных умений и навыков. При этом кинетическая память ребенка обогащается новыми двигательными действиями, обеспечивается автоматизация навыков.

Игровое мышление формируется в процессе освоения правил игры, последовательности выполнения двигательных действий, определения путей достижении игровой цели.

В ряде последних научных исследований отмечается низкий уровень сопротивляемости детского организма неблагоприятным погодным и климатическим факторам, слабость здоровья дошкольников, гиподинамия. Все это с успехом может ликвидировать игра «городки», так как она проводится на воздухе и практически в любую весенне-летне-осеннюю погоду.

Применение игры по упрощенным правилам в дошкольном возрасте значительно облегчит детям начальный период обучения в школе, предполагающий чрезвычайно высокий уровень зрительных нагрузок в связи с интенсивным овладением чтением, письмом, счетом. Ценным в плане подготовки руки ребенка к письму является воздействие игры на развитие мелкой моторики рук.

Таким образом, игра «городки» комплексно воздействует на детский организм, на формирование физических и психических функций, укрепляя здоровье и развивая двигательную активность детей дошкольного возраста.

Родина игры «городки» — Россия

Старший воспитатель Давыдова И. И.

Игра в «городки» с виду — проще не придумаешь. Суть её заключается в бросках биты по фигурам и в выбивании. В игре «городки» нет никаких ограничений, ни возрастных, ни ситуационных. Технику броска можно совершенствовать самостоятельно, всё зависит от самого себя, от желания, воли, характера.

Игру можно рассматривать как здоровьесберегающую технологию. Это только на первый взгляд «городки» выглядят статично, на самом деле они требуют определенной подвижности суставов, прежде всего верхнего плечевого пояса. А хорошо развитые мышцы рук (плечевые, локтевые и лучезапястные суставы) — залог успешного обучения ребенка в школе письму.

Это простая игра, чаще всего на свежем воздухе, одновременно и доступная, и закаливающая ребенка.

Игра развивает физические качества ребенка: меткость (глазомер), выносливость (в ходе многократных бросков биты с кона), силу (удержание биты), быстроту (бросок биты), координацию движений (скоординированность движений рук и ног).

Очень точное определение игре дал А. В. Суворов: «Игра в городки развивает глазомер, быстроту, натиск. Битою мечусь — это глазомер, битою бью — это быстрота, битою выбиваю — это натиск».

Цель игры состоит в том, чтобы затратив наименьшее количество бит, выбить определенное количество фигур.

Все игровые действия ребенка включают в себя следующие этапы:

«Замах» — выведение центра тяжести биты на исходную позицию для начала разгона.

«Разгон» — поступательное и вращательное движение.

«Выброс биты» — хлесткое движение кисти и руки от плеча, чтобы обеспечить бите ускорение.

«Хват» — удержание биты кистью рук.

Ребенок берет биту кистью руки за конец ручки биты. Четыре пальца снизу, а большой палец охватывает ручку (образуя замок) или располагается вдоль ручки. Но лучше применять первый вариант хвата «в замок», так как происходит непроизвольный хлёст кистью и всей рукой.

«Стойка». Ведущая (опорная) нога развернута под углом 30—45ОС перед линией, другая нога развернута под несколько большим углом и смещена влево (вправо), либо вперед на расстояние около 10—15 см от правой (левой) ноги. Это обеспечивает устойчивое положение в момент замаха, удобство в выполнении выпада на левую (правую) ногу. В момент начала разгона, ведущая рука согнута под углом 90 ОС, локоть слегка прижат к туловищу, ладонь кверху. Другая рука удерживает биту на некотором расстоянии от ведущей руки. Продольная ось биты нацелена на фигуру, ведущая нога слегка согнута. Вес тела равномерно распределяется на обе ноги. Ребенок стоит лицом к городошной фигуре.

«Замах» — подготовительная часть броска. С началом движения биты назад, вес тела переносится на толчковую ногу. Из исходного положения для броска, движение начинается с отведения назад и поворота плечевого пояса по часовой (против часовой) с одновременным отведением предплечья и биты по дуге в сторону — назад с последующим выпрямлением руки с битой.

Другая рука легким толчком помогает бите по инерции набрать определенное движение и далее сопровождает биту (рука как бы скручивает позвоночный столб). Рука, в которой находится бита, постепенно выпрямляется в локтевом суставе.

В конечной стадии замаха, кисть, в которой находится бита, доходит примерно до осевой линии направления броска.

«Разгон» сообщает бите определенную скорость и оптимальную скорость вращения (состоит из двух частей)

I часть. Выведение биты за счет шага и поступательного движения (момент движения ноги и поиск опоры для неё)

II часть. Начинается с момента постановки опорной ноги на землю (когда положение ребенка становится устойчивым). Туловище подается вперед, полностью разгибая руку и увлекая за собой.

«Выброс биты» — бросок заканчивается хлестко, образным движением руки с выпуском биты и переносом тяжести тела на опорную ногу с последующим подтягиванием или приставлением ноги.

Методические рекомендации

Вначале следует познакомить детей с инвентарем. Бита — специальный снаряд, которым выбивают фигуры, и комбинации городков как можно меньшим количеством бит из «города» и «пригорода».

«Город» — ограниченная площадь, размером 2х2

«Пригород» — площадь перед «городом», ограниченная лицевой, штрафной и линиями «усов».

«Кон» — зона на площадке, ограниченная передней линией и боковыми линиями, согласно правилам.

Городок — это цилиндрический отрезок диаметром 4—5 см и длиной 20 см. Для построения фигур необходимо 5 городков.

Обучение игре в городки начинается в старшей группе.

Предложить детям построить различные фигуры из городков, попробовать самостоятельно назвать каждую из фигур.

Необходимо выработать у детей умение обращаться с битой, вызвать ощущение веса биты, размера, зависимости скорости полета от приложенной силы.

Научить находить для броска место, с которого бы бита развернулась у цели полностью.

Первоначально, для выработки правильного удара во многих изданиях для детей предлагается начинать с легких пластмассовых бит, а затем — более тяжелых (деревянных). Мы же предлагаем начинать с более тяжелых деревянных бит, так как ребенку легче увидеть траекторию полета биты в горизонтальной плоскости, её вращение вокруг своего центра тяжести.

А вот выработку умений и навыков в её хвате и в управлении битой, лучше осуществлять пенопластовыми битами, они не такие тяжелые, как деревянные и не такие легкие, как пластмассовые.

Следующим этапом обучения будет выработка умения прицеливаться и следить за полетом биты, сравнивая силу броска с быстротой полета.

Сначала дети выбивают один городок, постепенно решение задач поставленных перед детьми усложняется, количество городков и комбинаций из них увеличивается.

Техника безопасности

1. Дети не должны выполнять движения (бегать, ходить, прыгать, играть) в зоне, где игроки выполняют бросок биты.

2. При обучении детей игре в городки, дети выстраиваются в колонну, из которой запрещается выходить до тех пор, пока не подошла очередь для выполнения броска.

3. Игроки бросают биты только по сигналу воспитателя, в сторону, где находится «город» и «пригород».

4. Не разрешается на площадке выполнять различные манипуляции с битой в отношении других детей или друг с другом.

Подводящие упражнения

1. Без биты принять исходное положение. Перенос центра тяжести на ногу, стоящую сзади и обратно

2. Отработка хвата биты поочередно правой/левой рукой.

3. Имитация различных движений деревянной битой.

4. Перекладывание биты из одной руки в другую.

5. Повороты плечевого пояса вправо/влево, держа биту перед собой.

6. Перенос центра тяжести с одной ноги на другую.

7. Произвольный бросок биты попеременно правой/левой рукой.

8. Бросок биты с вращательным движением.

9. Бросание биты по мячу, стоящему на конусе.

10. Бросок битой по нескольким мячам, стоящим на конусах.

11. Бросок биты в цель (один городок), 2м.

12. Бросок биты в несколько городков, 3 м.

13. Выбивание битой стоящих фигур

14. Выполнить бросок несколькими битами подряд в 2—3 городка.

Иллюстрационный материал

Классические виды городошных фигур

Пушка Звезда Колодец

Рак Самолёт Пулемётное гнездо

Городошные фигуры, придуманные детьми нашего ДОУ

(названия дети давали сами)

Цветок Бревно Въезд

Бабушкин забор Компас

Конспект занятия по обучению детей игре в городки

Старший воспитатель Давыдова И. И.

I часть (5 минут)

1. И.п. основная стойка, стоя, руки с гантелями перед грудью согнуты в локтях. Сгибание и разгибание рук — 4 раза.

2. И.п. основная стойка, стоя, руки с гантелями впереди. Мах рук вперед-назад — 6 раз.

3. И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки с гантелями разведены в стороны. Повороты туловища влево-вправо — 6 раз.

4. И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки с гантелями разведены в стороны. Наклоны туловища вправо-влево, касаясь пола — 8 раз.

5. И.п. стоя, руки с гантелями впереди. Сгибание и разгибание ног — 8 раз.

6. Ходьба на месте, с энергичной работой рук с гантелями

II часть (15 минут)

1. Правильно держать биту и выполнять ею различные движения.

2. Правильная стойка для броска.

3. Произвольный бросок битой «Перебрось биту»

4. Подвижная игра «Как можно дальше».

Дети делятся на три — четыре команды и встают вдоль стартовой линии, с набивными мячами в руках. По сигналу, первые номера делают бросок из-за головы. Результат фиксируется. Затем бросают вторые номера. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не бросят мячи. Суммируется командный результат. Побеждает команда, которая дальше всех бросила набивные мячи.

5. «Построй фигуру». Дети делятся на три команды. На противоположной стороне площадки находятся «городки». Перед игроками ставится задача: построить какую-либо городошную фигуру. У первого игрока в руках «городок», он начинает движение, устанавливает его и берет следующий «городок», который служит эстафетной палочкой для второго игрока. Следующий игрок добегает до установленного «городка» и ставит свой городок рядом и т. д. Побеждает команда, правильно собравшая фигуру и первой закончившая эстафету.

III часть

Игра малой подвижности «Перекати мяч».

Дети встают в шеренги, напротив друг друга и перекатывают набивные мячи.

Спортивные игры и упражнения в ДОУ.

Лыжная подготовка как средство улучшения физических качеств и оздоровление детей дошкольного возраста

Старший воспитатель Давыдова И. И.

ДОУ №733 является детским садом компенсирующего вида для ослабленных и часто болеющих детей и расположен в экологически чистом районе города Москвы, Строгине.

Работа в направлении физического развития детей в нашем ДОУ включает 3 компонента (оздоровительный, образовательный, воспитательный). В их взаимосвязи осуществляется комплексный подход, совокупность которых объединяется в понятии «здоровый образ жизни», решаются следующие задачи:

1) охрана и укрепление здоровья ребенка, совершенствование адаптационных и функциональных возможностей организма, повышение умственной и физической работоспособности, достижение полноценного физического развития, гармоничного телосложения;

2) воспитание потребности в ежедневных занятиях физической культуры;

3) обучение основам различных видов спорта;

4) приобщение к традициям физкультуры и спорта, олимпийского движения;

5) оказание максимальной помощи часто болеющим детям в условиях переходного периода из детского сада в школу

Для развития ребенка необходимо, что бы его ежедневная двигательная активность составляла 5—8 часов. В режиме дня предусмотрены:

— ежедневная утренняя гигиеническая гимнастика;

— контрастное воздушное закаливание;

— массаж;

— гимнастика после дневного сна;

— физкультурные занятия (три раза в неделю в младшем дошкольном возрасте и 4 раза в неделю в старшем дошкольном возрасте (одно обязательно на воздухе);

— физкультурные паузы;

— физкультминутки;

— физкультурный досуг (раз в месяц);

— подвижные и спортивные игры на прогулках.

Наряду с этим группы детей занимаются 3 раза в неделю ОФП:

— 1 раз спортивные упражнения;

— 2 раза спортивно-развивающая игра «Русские шашки».

Ежегодно в сентябре, январе и мае проводится диагностика физического развития дошкольников.

Результаты тестирования доводятся до сведения воспитателей и родителей, даются рекомендации по подбору игр и упражнений для развития двигательных качеств и навыков детей. Проводятся родительские собрания с просмотрами физкультурных занятий, развлечений.

Так как наш детский сад является детским садом для ослабленных и часто болеющих детей, необходимо и достаточно проводить только те мероприятия из общего алгоритма рекомендаций, которые абсолютно не вредны всем детям, соблюдая принцип «НЕ навреди!»

Общий алгоритм рекомендаций при любой исходной группе здоровья составляет:

— соблюдение режима дня;

— режим и качество питания;

— физическое воспитание;

— воспитательные воздействия.

При отсутствии отклонений в соответствии здоровья у детей все рекомендации должны соответствовать возрастным требованиям. Если у воспитанников группы отмечаются какие-либо отклонения в состоянии здоровья, речь может идти об особенностях режима, питания, физического воспитания, индивидуального подхода и т. п.

Индивидуально регулируем нагрузку, проводим корригирующую гимнастику, родителям предлагаем комплексы лечебной физкультуры с обязательной консультацией по методике их проведения. Физкультурные занятия организовываются с учетом функционального состояния и темпов физического развития (щадящие физические нагрузки) интенсивное закаливание противопоказано, обязательны дыхательные упражнения и дыхательная гимнастика, витаминотерапия.

Оздоровление детей в нашем ДОУ трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития и осуществляется за счет преобладания циклических, прежде всего беговых упражнений, во всех видах двигательной активности детей.

Организация и методика проведения физкультурных занятий, гимнастики, активного отдыха планируются с учетом тяжести перенесенного заболевания.

Большая часть времени на занятиях и прогулках уделяется циклическим упражнениям в медленном, среднем и высоком (для здоровых детей) темпе.

Используются различные варианты проведения физкультурных занятий: занятия на спорткомплексах и тренажерах, занятия-тестирования.

Занятия-тренировки чаще всего проводятся в форме круговой тренировки (темп умеренный), а занятия-тестирования — в сюжетно-игровой форме, если обследуется качество выполнения основных видов движений, и в форме соревнования «День бегуна», «День прыгуна», и т.д., если проводится тестирование физических качеств.

Мы считаем, что наряду с гимнастикой и подвижными играми важным средством развития движений в дошкольном возрасте является такое спортивное развлечение, как ходьба на лыжах.

Обучающие задачи

1. Ходьба на лыжах упражняет в балансировании тела в быстром беге, требует умения ставить ноги параллельно и сохранять это положение при скольжении.

2. Способствует развитию пространственных ориентировок, развитию точных и ловких движений, повышает выносливость, силу.

3. Развивает основные движения (бег, прыжки, метание).

Коррекционные задачи

1. Большая динамическая работа ног при ходьбе на лыжах оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы (укрепляются связки голеностопных суставов).

2. Наблюдаются положительные сдвиги в улучшении осанки, т.к. при ходьбе на лыжах гармонично развиваются и укрепляются почти все мышечные группы и особенно мышцы спины.

Оздоровительные задачи

1. Передвижение на лыжах усиливает дыхание и кровообращение.

2. Способствует энергичному обмену веществ в организме ребенка, усиливает функциональную деятельность внутренних органов.

3. Чистый, морозный воздух закаливает организм, а умеренный холод является прекрасным возбудителем мышц и средством закаливания.

Воспитательные задачи

1. Красивая природа создает хорошее настроение, положительно влияет на психо-эмоциональную сферу детей, поведение и на сам процесс физических упражнений.

2. Лыжные занятия способствуют воспитанию морально-волевых качеств ребенка: созданию интереса и любви к систематическим занятиям, развивают смелость, настойчивость, решительность, формируют выдержку, приучают преодолевать трудности и препятствия, воспитывают чувство взаимопомощи.

Так же находясь на лыжных прогулках, можно решать вопросы развития речи детей, экологии, художественно-эстетического направления, трудового воспитания.

Ходьба на лыжах дошкольников ДОУ рассматривается нами как две взаимосвязанные и взаимообусловленные педагогические технологии: здоровьесберегающая и здоровьеформирующая.

Условия обучения ходьбе на лыжах

Эффективность физического воспитания во многом зависит от материально-технической базы ДОУ. Благоприятное предметно-пространственное окружение призвано способствовать обогащению двигательного опыта и стимулировать решение детьми разнообразных двигательных задач, содействовать мобилизации их волевых усилий.

В нашем ДОУ созданы все условия для обучения детей ходьбе на лыжах: для каждого ребенка — комплект лыж с ботинками и жестким креплением, который мы учим одевать детей самостоятельно с ясельной группы, т.к. ботинки имеют застежку молнию и дети довольно быстро обучаются самостоятельно одевать лыжи.

1 этап

Подготовительный — осуществляется нами в условиях ДОУ. Дети учатся ходьбе на лыжах, подъемам, поворотам и т. д.

2 этап

Закрепление полученных умений на улице.

3 этап

Катание на лыжах на площадке ДОУ, в парке, участие в соревнованиях.

Использование одежды, не перегревающей детей, в помещении и на открытом воздухе — непременное условие эффективного закаливания. Основное правило при подборе одежды: одеваться по погоде, а не по сезону.

Одежда ребенка на улице и в ДОУ должна быть легкой и позволять дошкольникам двигаться, не стесняя движений. При правильном ее выборе ребенок, находящейся на открытом воздухе без движения, должен испытывать ощущение небольшой зябкости.

Лучшее время для проведения занятий с детьми — 10—12 часов дня. Занятия в эти часы (часы прогулок) укладываются в режим детского учреждения.

С детьми 3 лет целесообразно проводить занятия небольшими подгруппами, по 3—5 человек. Такие занятия можно проводить на участке детского сада ежедневно во время утренней, дневной или вечерней прогулки.

С детьми 4 лет занятия проводятся вначале подгруппами по 10—15 человек, затем в занятия вовлекаются все дети группы.

С детьми 5—7 лет занятия проводятся со всей группой, 2—3 раза в неделю. Продолжительность лыжных занятий зависит от возраста детей и степени овладения ими двигательным навыком передвижения на лыжах.

Для дошкольников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, крайне важен реабилитационный период после перенесенных заболеваний, поэтому для них вводится щадящий режим, расчет физической нагрузки.

Продолжительность лыжных занятий с детьми дошкольного возраста

Распределение заданий на занятиях по обучению детей ходьбе на лыжах

в период реабилитации после перенесенного заболевания

* После окончания периода реабилитации дети выходят в парк и делятся на 3 подгруппы:

— здоровые дети с хорошими физическими навыками;

— здоровые дети со средними физическими навыками;

— дети, находящиеся в периоде реабилитации

Первые две группы возглавляются воспитателями по физо и идут скользящим шагом, первая группа идет в быстром темпе, вторая в среднем.

Третья подгруппа идет в спокойном темпе с воспитателем группы.

На занятиях по обучению детей ходьбе на лыжах используются следующие игры:

— для младших дошкольников: «Кто лучше проскользит», «Кто дальше», «Через воротца», «Догони меня», «Пройти по кругу», «Не наскочи», «Кто первый повернется».

— для старших дошкольников: «Бег на одной лыже», «Лыжные дуэты», «Конькобежный шаг», «Шире шаг», «Кто быстрее», «Слалом», «Восьмерка», «Подними предмет», «Попробуй, догони».

Таким образом, предложенная ДОУ вариативная программа проведения занятий позволяет наряду с основными задачами физического воспитания более эффективно решать и задачу развития общей выносливости. Так же, обучая детей ходьбе на лыжах, нам удалось: развить навыки передвижения на лыжах; воспитать ловкость, решительность, смелость, а также такие черты характера, как скромность, заботливость, взаимопомощь. Ходьба на лыжах помогла закалить организм детей. И, безусловно, нам удалось привить детям любовь к лыжам.

В нашей технологии по обучению детей ходьбе на лыжах, в отличие от программы «Истоки» присутствует:

— обучение детей ходьбе на лыжах в зале,

— овладение специфическими ощущениями «чувство лыж», «чувство снега»,

— формирование умения одевать и снимать лыжные ботинки и пользоваться жестким креплением

— прохождение дистанции 0,8—1 км.

— участие в спортивных соревнованиях.

Отсутствует:

— обучение ходьбе попеременным двухшажным ходом.

— обучение детей ходьбе на лыжах с палками.

Задачи обучения ходьбе на лыжах

1-я младшая группа — вызвать интерес детей к спортивным развлечениям (лыжам); учить детей надевать ботинки

Игра «Русские шашки»

Воспитатель по ФИЗО Сидорычев В. Н.

Обучение этому виду игры требует от детей дошкольного возраста значительного физического и умственного напряжения, развивает устойчивое внимание, выдержку, исполнительность, инициативу, формирует познавательные интересы.

На сегодня, специальной литературы и методик обучения детей дошкольного возраста игре в русские шашки практически не существует. Поэтому передо мной, как педагогом, обучающим дошкольников этому виду игры, встала задача — разработать систему занятий, которая в доступной для малышей игровой форме позволила бы заинтересовать их этой игрой и научить в неё играть.

Работа по обучению детей-дошкольников игре в «Русские шашки» строится в нескольких направлениях:

— непосредственно с детьми;

— с воспитателями групп;

— с родителями воспитанников;

— с педагогами ДОУ, района Строгино и других учебных округов

Работа с детьми включает в себя серию занятий и строится в 3 этапа:

— подготовительный (начальный),

— основной

— заключительный.

Цель подготовительного этапа — пробудить интерес к игре в шашки и желание научиться в неё играть.

На подготовительном этапе детям предлагается серия познавательно-игровых занятий: «Сказка о двух королевствах», «Сказка о жителях королевства», «Сказка о правилах передвижения в королевствах», направленных на формирование мотивационной сферы при помощи игровых и сюрпризных моментов.

Цель основного этапа — научить детей играть в «Русские шашки», соблюдая правила игры.

Занятия на этом этапе включают знакомство с азбукой игры, постановку и разрешение задач, учебные турниры и турниры основного характера.

Цель заключительного этапа — закрепление полученных знаний и формирование умений проводить технические, тактические, стратегические и позиционные основы борьбы в игре; соблюдение культуры игры в паре.

Теоретические занятия построены на обучении игре в начале партии, важному компоненту игры в конце партии; предлагаются задачи в 3 хода, проводятся учебные и основные турниры.

К работе по обучению детей игре в «Русские шашки» привлекаются воспитатели групп и родители наших воспитанников, т.к. того времени, которое отводится обучению детей и непосредственно игре в рамках дополнительного образования недостаточно.

Воспитатели, во время свободной игровой деятельности детей в группе, а родители — дома, должны стать ребенку грамотными партнерами в игре.

А грамотных партнеров надо готовить, поэтому для взрослых игроков подготовлены и проводятся консультации, семинары — практикумы с целью более глубокого, систематического изучения проблемы обучения детей игре в шашки, совершенствования профессиональных навыков игры, подготовлены методические рекомендации по игре.

Взрослым предлагаются небольшие по объему и конкретные по содержанию задания (решение комбинаций, задач).

Для родителей подобрана библиотечка по игре в шашки для чтения детям в семье (загадки, сказки, рассказы, стихи).

Теоретические знания воспитателей и родителей подкрепляются показом в дошкольном учреждении занятий по обучению и проведению игры в шашки, возможностью участвовать в совместных с детьми шашечных турнирах.

Конспект занятия по «Русским шашкам»для детей среднего дошкольного возраста

Первое знакомство с шашками

Тема: «Сказка о домиках в двух королевствах»

Цель:

Дать детям представление, на каких клетках расставляются шашки.

Задачи:

Закреплять представление о двух цветах шашек и доски (клетки).

Продолжать учить детей складывать шашки в коробку.

Продолжать прививать бережное отношение к игре.

Учить детей правильно располагать доску (темная клетка внизу, по левую руку).

Учить расставлять шашки только на темные клеточки (белые — «болото»)

Развивать зрительные образы («королевство белых и черных жителей»).

Развивать ассоциацию (темные клетки — домики, белые — «болото»)

Материал:

Шашки и доски по количеству детей, игрушка Петрушка

Ход занятия:

Воспитатель перед началом знакомства детей с игрой приносит в группу большую шашечную доску и размещает её в группе.

В: здравствуйте дети, я сегодня принес вам большую землю, посмотрите внимательно на нее и скажите какого цвета домики?

Р: белого и темного.

В: правильно, а жители какого цвета?

Р: белого и темного.

В: молодцы, сегодня я вам расскажу сказку про то, как в королевстве жители стали жить только в темных домиках, но сначала мы поиграем.

Игра малой подвижности: «Носик, ушки, голова»

В: я буду называть «носик» вы показываете на нос, я — «ушки», вы показываете на ушки и. т. д.

После игры воспитатель предлагает детям сесть за столы, где у каждого ребенка шашки и доска.

В: ребята, садитесь за столы, я вам расскажу сказку.

Сказка: давным-давно в двух королевствах жители жили как в белых домиках, так и в темных. Но жителей было настолько мало, что все жители, как белого, так и темного королевства стали жить только в темных домиках.

Прошло время и о белых домиках забыли, и они стали зарастать пока не превратились в болота. В один прекрасный день, когда все еще спали, один житель (не известно из какого королевства) решил посмотреть на белый домик, и вдруг его стало засасывать в болото. Он закричал «Помогите, спасите!!!», его услышали жители двух королевств, и пришли на помощь.

А чтобы больше никто не ходил в белые домики, королевы двух королевств издали указ, где договорились никогда не ходить в белые домики.

В: Петрушка, а что это у тебя в мешочке?

П: волшебная игра.

В: а вот мы хотим ребятами узнать, что это за игра.

П: тогда вам нужно послушать сказку.

В: какую сказку?

П: про два королевства.

В: ребята давайте сядем и послушаем сказку.

Сказка: очень давно жили-были две королевы, и правили они королевствами. Эти королевства ничем друг от друга не отличались, только цветом, где были белые и темные жители. Жители двух королевств никогда между собой не ссорились, но жили по разным краям одной очень большой земли, которая была поделена на белые и темные клеточки.

В: сказку я рассказал, теперь Петрушка ты покажешь нам, что у тебя в волшебном мешочке?

П: да покажу.

В: ребята смотрите, это же два королевства, про которые я вам только что рассказывал сказку.

В: смотрите, какая земля в королевстве, из каких клеточек состоит земля?

Р: белых и темных

В: Петрушка, земля есть, а где же жители?

П: в одном большом домике спрятались.

В: ребята давайте попробуем открыть коробочки (воспитатель раздает коробочки по количеству детей).

В: теперь каждого жителя поставим в домики (дети расставляют).

В: Петрушка, посмотри, какие дети молодцы.

В: ребята посмотрите, какая чистая земля, не помятая, не разрисованная.

Чтоб Петрушка нам оставил королевства поиграть, нам нужно с вами сохранять жителей и землю в полной чистоте, не разбрасывать жителей.

В: ребята, давайте жителей уберем обратно в домик. Для этого одну коробку нужно взять в одну руку, наклонить, а другой рукой собирать шашки, сначала белых, а потом темных жителей или наоборот (дети убирают шашки в коробку, воспитатель частично помогает).

В: скажите мне ребята, вам понравилась сказка?

Р: да!

В: давайте попрощаемся с Петрушкой, скажем ему спасибо за то, что он нам оставляет два королевства.

В: мы с вами познакомились с двумя королевствами, но сказка наша не закончилась, у нее есть продолжение, о котором я вам расскажу в следующий раз.

Воспитатели группы проводят повторное занятие, направленное на простое расставление шашек на доске.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

Азбука шашечной игры

Тема: «Вертикальные ряды — гора»

Цель:

Дать детям определение, что такое вертикальные ряды.

Задачи:

Продолжать учить детей играть по правилам:

— «дотронулся — ходи»,

— «бить обязательно»,

Продолжать учить детей соблюдать поочередность ходов.

Закреплять знания о горизонтальных рядах.

Продолжать учить детей работать с диаграммами.

Учить детей находить на доске вертикальны ряды, считать слева направо, снизу вверх.

Развивать зрительные образы.

Развивать ассоциацию (вертикаль, гора)

Развивать память, мышление.

Развивать координацию действий (смотрит на диаграмму, затем расставляет на доске).

Обогащение словаря новым словом «вертикаль».

Материал:

Шашки и доски по количеству детей, диаграммы с изображением горизонтальных рядов, мяч диаметром 6—8 см, картина Айвазовского «Гора Ай — Петри».

Ход занятия:

Воспитатель на один стол выкладывает шашки и доски, предлагает детям встать в круг.

В: здравствуйте, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «У кого мяч», но для этого нам нужно выбрать водящего.

Игра малой подвижности: «У кого мяч».

В: Давайте мы с вами вспомним, как играть в эту игру. Кто хочет рассказать (дети рассказываю, воспитатель помогает)

В: правильно, Сережа встает в круг, а мы с вами встаем плечом к плечу и руки за спиной. Я сейчас незаметно дам мяч, а Сережа должен будут угадать у кого мяч. Он должен обратиться к одному из нас и сказать: «Руки». Тот, к кому обратились должен вытянуть руки вперед, если Сережа угадал, то он встает на место у кого был мяч. Ребята, наша задача, чтоб Сережа не угадал, у кого мячик и чтоб мячик не упал.

После игры воспитатель предлагает детям сесть за столы, где у каждого ребенка шашки и доска с диаграммой.

В: ребята я сегодня вам принес картину художника Айвазовского И. К. «Гора Ай — Петри», посмотрите, что вы видите на этой картине.

Р: горы, снег, замок и. т. д.

В: а как вы думаете, почему на горах снег? (дети отвечают)

В: правильно снег, потому что наверху холоднее, чем внизу, там очень низкая температура, поэтому там снег. Вот когда придете домой, попросите ваших родителей показать снег в холодильнике.

В: смотрите, гора как дерево растет снизу вверх, вот на доске тоже пальчиком проведите снизу вверх, только посмотрите, как у вас лежат доски. Какой квадратик должен быть внизу, по левую руку.

(Дети проводят, воспитатель еще раз повторяет)

В: давайте посчитаем слева направо, сколько у нас вертикальных рядов.

(Дети считают и отвечают, что их восемь)

В: правильно восемь, а каких рядов еще у нас восемь?

Р: горизонтальных

В: правильно горизонтальных и вертикальных по восемь рядов.

В: теперь поставьте на любой вертикальный ряд шашки (воспитатель ходит и смотрит).

В: молодцы, а теперь поставьте на любой другой вертикальный ряд шашки (дети сами выбирают).

В: молодцы, а скажите, что здесь неправильно стоит?

Р: шашки на былых клетках не стоят.

В: правильно, а теперь поставьте еще на другой вертикальный ряд только на те клеточки, на которых мы играем.

В: Ребята посмотрите каждый вертикальный ряд, имеет буковки, но не цифры. Чтоб найти нужную клеточку надо назвать сначала букву, а потом цифру, как у вас имя, а потом фамилия (воспитатель приводит пример)

В: Возьмите диаграмму и положите ее так же, как мы кладем доску и расставьте то, что там изображено (воспитатель смотрит)

В: молодцы, спасибо за занятие.

На практических занятиях идет закрепление по диаграммам, знакомство с игрой «морской бой».

Конспект занятия «Мир, в котором мы живем»

Тема: «Путешествие по глобусу»

Воспитатель Паничкина В. П.

Программное содержание

Обогащение словаря новыми словами (глобус, водопад, вулкан и пр.)

Обучение отвечать на вопросы и высказывать своё мнение.

Учить выполнять движения под музыку, правильно выполнять общеукрепляющие упражнения, пряжки, подскоки, бег

Материалы: глобус, карта мира, иллюстрации животных и птиц, магнитофон

Ход занятия

В. — Земля — громадный шар. Глобус — её модель, «игрушечная» земля. На нём нарисовано всё, что есть на земле: океаны и моря, реки и озера, горы и низменности. На глобусе три краски, но планета очень яркая и многоцветная, на ней живут разные звери и птицы.

Больше всего на глобусе синего цвета. Это океаны и моря. Вода в них — солёная. Самые глубокие впадины раскрашены на глобусе темно — синем цветом.

— что больше всего на глобусе? (океанов и морей)

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Здоровый дошкольник. Физическое развитие в игровой деятельности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я