Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей.
Проективные тесты направлены на подсознательную сферу человека и помогают выявить человеку такие особенности его индивидуальности, о которых раньше он не подозревал.
В рамках
проективного теста психолог вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределённую ситуацию, которую необходимо произвольно интерпретировать.
Проективные тесты более подходят для взрослых, тогда как тесты-задания и тесты-опросники – для детей и подростков.
Применение
проективных тестов требует со стороны психолога высокой профессиональной квалификации и специальной подготовки.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: тачание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Проведённое авторами исследование внесознательных процессов, проявляющихся в графических предпочтениях личности, базируется на системе принципов создания
проективного теста.
Данное руководство являетсяединственным официальным авторским изданием данного психографического
проективного теста.
Пользуясь
проективным тестом, можно вводить испытуемого в воображаемую сюжетно неопределённую ситуацию, требующую произвольной интерпретации.
Кроме того, анализ рисунков проводится в соответствии с общими особенностями рисуночных
проективных тестов, в процессе которого можно получить информацию о личности и психическом (эмоциональном) состоянии испытуемого.
Проективные тесты рассчитаны на то, чтобы «зацепить» и извлечь скрытую установку подсознания, в интерпретации которой, естественно, весьма велико число степеней свободы.
Во всех
проективных тестах предлагается неопределённая (многозначная) ситуация, которую испытуемый в своём восприятии преобразует сообразно собственной индивидуальности (доминирующих потребностей, смыслов, ценностей).
Так же как
проективный тест неоконченных предложений может обнаружить важную информацию об отношениях и страхах испытуемого, так и незаконченное высказывание терапевта порой вскрывает что-то важное о клиенте.
Сновидение – это самый правдивый
проективный тест, способный подробнейшим образом вас охарактеризовать.
Курс лекций можно рассматривать как теоретические основы
проективных тестов.
Проективные тесты основаны на идее о том, что неопределённые, неструктурированные, открытые для дополнения ситуации выявляют аспекты внутреннего, эмоционального мира человека, проецирующиеся на окружающее и оказывающие влияние на особенности его восприятия.
На такой трактовке понятия «проекция» базируются
проективные тесты и проективные методики, широко применяемые в практической психологии для диагностики личности.
Проективные тесты используются для получения информации об эмоциональном функционировании личности.
Анастази отмечает, что
проективные тесты дают наилучшие результаты, когда используются в составе батареи тестов и/или в составе структурированного клинического интервью.
Проективные тесты обычно предназначены для изучения тех психологических и поведенческих особенностей человека, которые им слабо осознаются или не могут быть выражены точно, а, в основном, в виде ассоциаций, внутренних образов, субъективных интерпретаций.
Энциклопедия
проективных тестов будет полезна и интересна любому человеку – любознательному или специалисту.
Т.е. данная методика является своего рода
проективным тестом, что значительно расширяет её возможности.
Хотя я могу предположить, что встречаются весьма рьяные сторонники определённых категорий (назовём здесь не в меру усердное использование
проективных тестов для выявления бессознательных мотивов и чрезмерное пристрастие к факторным единицам), тем не менее я не хотел бы разубеждать исследователей в ценности любого из этих десяти направлений.
Их стараются уловить главным образом
проективные тесты.
Тем не менее иногда клиент может вызвать тревогу у психолога, проводящего
проективный тест, давая свои нежелательные сознательные самоотчёты.
Но оба результата наводят на мысль о возможном законе: если мотив не вытеснен, маловероятно, что он отчётливо влияет на восприятие
проективного теста и ответы на него.
Прослеживающаяся в них тенденция подтверждает, что в
проективных тестах количество ассоциаций, явно связанных с едой, как это ни странно, падает с увеличением периода голодания, по-видимому потому, что сам мотив постепенно становится полностью сознательным и не вытесняется.
Результаты исследований выявляют ту тенденцию, что нормальный, хорошо адаптированный и целенаправленный индивид может при проведении
проективных тестов делать одно из двух – или предоставлять данные, соответствующие данным сознательного отчёта (случай, при котором проективные методы не требуются), или не предоставлять каких бы то ни было свидетельств своих доминирующих мотивов.
Объяснение этого может заключаться в том, что он эффективно контролирует своё волнение, причём высокий уровень контроля даёт ему возможность блокировать
проективные тесты с помощью некоторой ментальной установки, не относящейся к его тревожной природе.
Но мы можем также обнаружить – и здесь проективные методы находят применение, – что внешне мягкий и спокойный индивид, отрицающий какую-либо тревогу, обнаруживает глубокое беспокойство и страх при выполнении
проективных тестов.
Это – тот тип диссоциированного характера, который
проективные тесты помогают диагностировать, хотя этого нельзя сделать, не используя параллельно и прямые методы.
Тенденция человека сравнивать себя с реальными животными и психоаналитическое толкование символики животных стали предпосылками для создания конкретных психологических
проективных тестов.
Основная волна
проективных тестов приходится на 20–50-е гг.
По сравнению с другими
проективными тестами исследователей в них привлекала относительная простота проведения, то есть минимальное использование средств (бумага и карандаш), экономичность по времени проведения и, одновременно, богатство получаемой информации.
В целом,
проективные тесты предназначены для оценки эмоционального функционирования: природа и степень депрессии, тревога и/или гнев; степень и способ контроля импульсивности; качество и ясность мышления. способы и возможность копинга, стиль и возможность взаимодействовать с окружающими; восприятие окружающих; способы решения проблем; оригинальность и интегрированные качества; эмоциональное реагирование на стресс; эмоциональная реактивность; защита личности и её стиль; уровень личностной адаптации или функционирования эго, толерантность к стрессу; адекватность в повседневной деятельности; уровень восприятия реальности; уровень самооценки, переживание семейной динамики.