Личность вашего ребенка: диагностика, способности, отношения

Анатолий Александрович Овчаров, 2018

Эта книга – для родителей, педагогов и детских психологов. Вы узнаете как правильно воспитывать детей разных типов личности и своевременно выявлять их способности для успешной профориентации в будущем. Даны рекомендации для индивидуального подхода к ребенку с учетом особенностей личностей родителей и видов их взаимоотношений с детьми. Описаны детские характеры и методы их определения, особенности мышления детей, стадии их развития, возрастные психологические кризисы, темпераменты и психоформы поведения детей, и многое другое для понимания сильных и слабых сторон личности ребенка. Уникальная методика обучения и воспитания детей в разные периоды их жизни, а также методика для создания профильных классов и профориентации школьников с применением соционических подходов будет полезна педагогам-новаторам и школьным психологам. Описанные в книге характеристики типов школ на разных этапах эволюции общества могут заинтересовать также социальных психологов и исследователей в области педагогики.

Оглавление

5. Тип личности ребёнка: особенности тестирования

Воспитаниеэто рано сложившиеся привычки,

только они самые прочные и надежные в человеке.

Ф. Бэкон

Практика показывает, что все специалисты, работающие с людьми, сталкиваются с одной и той же общей проблемой — неумением составить точный психологический портрет личности. До сих пор в психологии и психопедагогике еще мало изучены такие важные аспекты, как: сознательные и бессознательные мотивы поведения, преобладающий вид мышления, особенности темперамента, акцентуации, предрасположенность к определенной сфере деятельности, конституциональные особенности внешности; признаки феминизации либо маскулинизации личности, независимо от половой принадлежности; особенности жизненной философии, способы актуализации и адаптации в социальной среде, и др.

Аналитическая психология здесь может сыграть роль некоего интегрального метода анализа. Правильно определив с ее помощью тип личности, вы можете также воспользоваться конкретными ответами и рекомендациями по указанным выше аспектам.

Прежде всего, правильно поставленный на ранних стадиях развития психологический диагноз, позволит направить ребёнка по пути его самоактуализации, т.е. поможет ему выбрать способы и средства выражения своей индивидуальности и найти свою оптимальную социальную нишу. Пренебрегая диагностикой или сделав ошибку в определении психологических качеств личности, мы тем самым толкаем ребёнка на путь адаптации к окружающей среде и разыгрывания вследствие этого несвойственных ему в жизни ролей.

Если мы хотим воспитать ребёнка всесторонне, так же всесторонне нужно его изучить. Для этого предлагается модель человеческой личности, проявляющей себя на четырех уровнях: психофизическом, психологическом, социальном и социально-психологическом.

Наблюдая за ребёнком, еще в раннем детстве можно определить его тип личности или хотя бы некоторые его признаки — ощущение (сенсорика), интуиция, мышление (логика) и чувствование (этика). А также две пары установок, в которых эти функции проявляются — экстраверсия-интроверсия и рациональность (рассудительность) — иррациональность (восприимчивость). Они были описаны Карлом Густавом Юнгом в своей фундаментальной работе «Психологические типы» и применяются в постюнгианской типологии личности — соционике в новой терминологии.

Если прибегнуть к помощи названных качеств, то можно заметить, что каждый из них проявляется в повседневном поведении ребёнка.

Говоря об идентификации типа личности ребёнка, нужно учитывать, на какой стадии развития она находится, и применять соответствующие этой стадии методы.

Поэтому, в возрасте до двух лет можно говорить об идентификации, в основном, по внешним признакам, то есть по сенсорной компоненте личности ребёнка, поскольку ни о логике мышления, ни об интуитивном восприятие информации на такой стадии судить нельзя: эти признаки или совсем не выражены или выражены на очень слабом уровне. Следовательно, рассчитывать в этом возрасте на высокую надежность психодиагностики не приходится, вероятность попадания в тип крайне низкая и делать окончательные выводы о личности ребёнка было бы просто опрометчиво.

На возрастной стадии от двух до семи лет, когда начинает формироваться следующая компонента — чувственная, мы с большей долей уверенности можем говорить о личности ребёнка. Здесь тоже есть своя специфика. В таком возрасте ребёнок ориентирован, в основном, в двух направлениях: на свои физические желания и на стремление общаться с людьми, к которым он испытывает эмоциональное влечение, считая их «своими».

Логика поступков и социальные нормы поведения, как правило, бессознательно игнорируются, или воспринимаются болезненно, но не из-за негативного к ним отношения, а по причине отсутствия механизма их адекватного восприятия.

Функция логики еще недостаточно развита на этой стадии и начинает интенсивно формироваться на следующем этапе — в период регулярного контакта с социумом, а именно со школой, где ребёнок близко знакомится с нормами общественной жизни. В дошкольных учреждениях (ясли, детсад) социальные требования, предъявляемые к ребёнку, еще не так высоки, чтобы формировать у него логическое мышление в достаточной степени.

Из-за неразвитости логического и интуитивного мышления в таком возрасте, можно с уверенностью судить лишь об их сенсорно — чувственном восприятии окружающего мира, главными ценностями которого являются хорошие отношения, позитивные эмоции и сенсорные удовольствия. Поэтому в ходе тестирования эффективно выявляются как ощущение и эмоции. Это объясняется тем, что в возрасте с 2–3 до 7–8 лет ребёнок еще не улавливает логических взаимосвязей между вещами, а также не умеет абстрагироваться от действительности и познавать скрытую суть явлений окружающего мира. В качестве тестовых методов выступают наблюдение за поведением ребёнка в игровых ситуациях и в быту, а также физические реакции на разные раздражители и стимулы.

Соответственно, мы не можем получить от младшего школьника адекватный ответ на вопрос, заданный в логической или в интуитивной форме. Поэтому для получения объективных данных о структуре личности детей младшего школьного возраста целесообразно использовать не вербальные, а проективные методики.

Раннее определение типа личности ребёнка способствует правильной ориентации на использование его врожденных сильных качеств. Идентифицировать тип ребёнка можно в 5–7 лет, когда отчетливо выражены, по крайней мере, два-три признака Юнга. В этом возрасте уже хорошо заметны такие качества как экстравертность или интравертность ребёнка, его стремление выделиться, лидировать, либо подчиниться, уйти в тень.

Наблюдая за играми детей, давая им несложные задания, где проявляются их эмоциональные реакции, умение быстро или медленно реагировать на ситуацию, можно говорить о доминировании одного из двух противоположных признаков. Это: логика или чувствование и интуиция или сенсорика (как реализм мировосприятия).

В зависимости от того, являются ли эти признаки сильными или слабыми, и от того, как они сочетаются между собой, становится возможным отнести ребёнка к определенному типу личности — одному из шестнадцати типов.

Одним из эффективных методов социодиагностики детей (5–10 лет) является метод использования цветных жанровых картинок. Ребёнку предлагается набор из 6–8 таких картинок с вариантами названий каждой картинки. В названиях закодированы основные юнговские признаки, но содержание названий адаптировано под уровень развития ребёнка младшего возраста. Сочетания выбранных им названий говорят о преобладающем типе мышления ребёнка и соответственно о возможной сфере применения его сильных сторон.

В средних и старших классах для социодиагностики можно предлагать различные тесты с вопросами, позволяющими оценить уровень логического и интуитивного мышления. Знание социотипа школьника позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении и воспитании, формировать специализированные классы и группы, делать оптимальный подбор учителя для класса.

Хорошее взаимодействие учителя со всем классом предполагает положительное сочетание социотипа самого учителя и интегрального социотипа класса, который можно определить, зная тип личности каждого ученика. Конечно, такой подбор практически возможен и желателен в младших классах, где занятия ведет один учитель. Для средних и старших классов необходимо осуществлять подбор учителя, выполняющего функции классного руководителя, сочетающего роль предметника и воспитателя.

Используя методы аналитической психологии в школе, можно наладить службу психологической помощи в таких формах, как «телефон доверия», консультации для родителей и самих детей по личным, семейным и образовательным проблемам, вести профориентирование на основе социодиагностики.

Полагая, что психологический тип ребёнка заложен в его генетическом коде еще до рождения, мы также считаем, что полностью личность формируется лишь при развитии всех четырех ее компонентов — сенсорики (конкретики), чувствования, логики и интуиции. Конечно, процесс формирования каждого ребёнка проходит индивидуально, но, в основном, он завершается к 15–17 годам.

Внешние факторы — семья, школа, друзья, учителя, литература, средства массовой информации — выступают в роли важных стимуляторов формирования личности. Они не меняют ядра личности, но отражаются на ее «оболочке» — нюансах мышления и поведения.

Одним из инструментов определения качеств, составляющих это ядро, то есть структуру личности, ее элементы и взаимосвязи между ними, является тестирование.

Понятие «тестирование» произошло от английского слова «test», что переводится как опыт, проба. Это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий.

Существуют три основные сферы применения тестирования:

а) образование;

б) профессиональная подготовка и отбор;

в) психологическое консультирование.

Тест — это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам. В результате тестирования обычно получают некоторую количественную характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности.

На практике для психологической диагностики личности специалистами используются следующие виды тестов: тесты-опросники, тесты-задания и проективные тесты.

1. Тест-опросник основан на системе заранее отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам испытуемых, на которые определенно можно судить об их психологических качествах.

2. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека не на основе того, что он говорит, а на базе того, что он делает. В тестах этого типа человеку дается серия специальных заданий, по итогам, выполнения которых судят об изучаемом качестве.

3. Проективные тесты обычно предназначены для изучения тех психологических и поведенческих особенностей человека, которые им слабо осознаются или не могут быть выражены точно, а, в основном, в виде ассоциаций, внутренних образов, субъективных интерпретаций.

В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые человеком положительные и особенно отрицательные характеристики он склонен приписывать не себе, а другим людям, “проецировать” их на других.

Тесты, предназначенные для определения типа личности человека, его способностей и возможностей, широко используются в передовых странах мира. Они широко применяются в образовании и педагогике при решении проблем детского воспитания, для определения сильных и слабых сторон школьника, при отборе детей для дифференцированного обучения, поиске юных талантов и дарований.

Конечно, не следует переоценивать возможности и безальтернативность метода тестирования. Тесты нельзя делать единственным методом диагностики — они требуют параллельного использования игровых методов, особенно в раннем детском возрасте, устного собеседования (интервью), а также оценки личности по внешним признакам. Задача тестов — дополнять традиционные методы — обучающие и воспитательные. В этом качестве тесты незаменимы, так как не имеют многих недостатков, свойственных традиционным методам.

Мы тестируем детей по тестам, составленным на основе принципа выделения в психике ребёнка признаков Юнга. Перечислим эти признаки:

Экстраверсия: обращенность человека на внешний мир.

Интроверсия: сосредоточенность на личных переживаниях и своем внутреннем мире.

Рациональность: системность и постоянство в склонностях и занятиях, самодисциплина.

Иррациональность: спонтанность, импульсивность в поведении, стремление к смене впечатлений.

Логика: ориентация на нормы поведения и здравый смысл, стремление все упорядочивать.

Чувствование: ориентация на чувства и отношения, определяющие поведение.

Сенсорика (конкретика): практичность и реалистичность, настроенность на получение чувственных удовольствий (еда, одежда, комфорт), хорошая ориентация в пространстве, настроенность на формат «здесь и теперь».

Интуиция: стремление к фантазиям и мечтательности, теоретический склад ума, образное восприятие, ощущение себя в потоке времени.

К. Г. Юнг дал достаточно простое и емкое определение основных психологических признаков (функций). «Сенсорика (ощущение) говорит нам, что нечто существует. Логика (мышление) говорит нам, что означает это нечто, чувство — какова его ценность, а интуиция предполагает, откуда оно появилось и куда следует».

Экстраверсию-интроверсию, рациональность-иррациональность Юнг отнес к установкам личности. Шкала экстраверсии-интроверсии определяет вектор (направленность) психической энергии личности: на внешний мир или внутренний. Шкала рациональность-иррациональность (рассудительность-восприимчивость) устанавливает зависимость мышления и поведения личности либо от объективных, фиксированных, ценностных критериев (взглядов, принципов, норм, законов) в случае преобладания рациональной установки, либо от субъективных, ситуативных, непосредственно и импульсивно воспринимаемых факторов (ассоциативно-образных или конкретных) в случае иррациональной установки.

Цифровой тест Мегедь-Овчарова

для определения типа личности школьника

Тест составлен на основе принципа выделения в психике ребёнка уже знакомых нам дихотомических (противоположных) признаков Карла Густава Юнга.

Инструкция к тесту:

При тестировании сравниваются между собой 4 пары противоположных по значению признаков: рациональность-иррациональность, логика-чувство, сенсорика-интуиция, экстраверсия-интроверсия. Каждый признак имеет по 5 пунктов и обозначен порядковым номером.

Нужно выбрать в каждой шкале, состоящей из определенных пар признаков, расположенных горизонтально, либо пункт а) слева, либо пункт а) справа, затем — пункт б) слева, либо пункт б) справа, и т.д.

Затем, в шкалах, размещенных по горизонтали, нужно отметить и сравнить количество положительных ответов, относящихся к каждому признаку и выбрать в целом тот, в котором оказалось больше отмеченных пунктов.

Последовательно запишите на бланке ответов номера признаков, выбранных по преимуществу положительных ответов во всех 8-и пунктах теста. В итоге получится набор из 4-х цифр. Каждому цифровому набору (коду) соответствует определенный тип личности, имеющий свое название (псевдоним). Запишите полученный цифровой код и найдите его название.

Как расшифровать тип личности ребёнка по цифровому коду?

Из двух противоположных функций выбрать ту, где оказалось больше отмеченных пунктов, и поставить ее порядковый номер. В итоге получится набор из четырех цифр. Каждому набору цифр соответствует определенный тип личности (см. цифровые коды ниже).

Примечание: Для определения Вашего типа личности Вы можете пройти наш цифровой тест для взрослых здесь: https://www.tests-tests.ru/meged1.php. Это понадобится для определения типа Ваших отношений с ребёнком и получения рекомендаций для их коррекции в 17-20 главах книги. Если возникнут сложности, обращайтесь, поможем.

Введенные нами названия типов личности были приняты исходя из многолетнего опыта наблюдения за людьми разного возраста и пола. Подбирая мотивированные названия, мы старались учитывать их склонности, особенности мышления и поведения в быту, в формальных и неформальных ситуациях — в семье, с друзьями, в школе, в других учебных заведениях, в работе и на отдыхе, играх и развлечениях, спорах и конфликтах, в рутинных занятиях и в творчестве.

Мы сознательно отказались от системы псевдонимов, предложенной родоначальницей соционики Аушрой Аугустинавичюте по ряду причин. Во-первых, исследование биографий большинства известных личностей — писателей, политиков и других реальных людей показывает, что их характеры не соответствуют приписываемым им стандартным описаниям соционических типов. Что же касается литературных героев: Дон Кихота и Штирлица, то основанием для их причисления к соответствующим социотипам послужили отдельные особенности их поведения, выделенные из общего контекста литературно-киношных произведений.

Во-вторых, все соционические псевдонимы принадлежат исключительно представителям мужского пола, что является определенной дискриминацией прекрасной половины человечества. Тем более, что сами исторические персонажи, их деяния и произведения в большинстве своем, выражаясь современным языком, уже «не в тренде и не в мейнстриме», особенно у юного поколения, и не вызывают никаких ассоциаций.

В-третьих, использование псевдонимов в работе с людьми, в частности, в педагогике, в семейном и управленческом консультировании, профориентации, кадровом отборе, а также в научных и научно-популярных публикациях и просто в быту, вызывает ироническое отношение к самому предмету соционики.

И, наконец, существует причина морально-этического характера: многие, в особенности верующие люди, негативно относятся к тому, чтобы их личность ассоциировалась с именами умерших или погибших персонажей.

Нам также показалась неприемлемой система названий, используемая американскими последователями типологии личности Юнга-Майерс Д. Кейрси и М. Бейтс в своей книге «Пожалуйста, поймите меня». Их названия имеют, преимущественно узкоспециализированный характер, например: Архитектор, Журналист, Конферансье, Ученый, Педагог, Продавец, Промоутер. Некоторые названия не имеют прямых аналогов среди профессий: Опекун, Покровитель, Искатель, Мастер, Хранитель. Они позволяют более широко трактовать область применения способностей конкретного типа личности.

Учитывая положительный опыт американских типологов, мы в своей системе названий пошли по пути использования названий, позволяющих широко трактовать социальную роль личности. Естественно, наша система не претендует на статус эталона. Кроме того существуют системы научных терминов, относящихся к юнговской типологии, в виде развернутого названия типа, например интуитивно-логический экстраверт и его сокращенные аббревиатурные аналоги — ИЛЭ (система А. Аугустинавичюте), ENTP (система Майерс-Бриггс) и IL (система В, Гуленко).

Мы предоставляем возможность самому человеку сделать выбор в пользу того или иного термина или псевдонима. Мы заметили, по крайней мере, во взрослой среде логические типы личности предпочитают научную терминологию, чувствующим людям импонируют псевдонимы. Мы убеждены, что при общении с детьми лучше воздержаться от любых названий. Дети очень восприимчивы к новому, но эта восприимчивость часто оборачивается против них же, если не проявлять нужного такта и осторожности. В любом случае необходим индивидуальный подход.

Для самых маленьких детей и школьников (1-й — 5-й классы), мы предлагаем комплексный тест, включающий различные игровые ситуации.

Комплексный тест «Узнай себя»

Получить достоверную информацию о личности ребёнка возможно только при использовании различных методов, которые можно проранжировать по степени их эффективности. Первое место у нас занимают, конечно, различные игры, как самостоятельные, так и под ненавязчивым руководством воспитателя-игротехника. Игровые ситуации позволяют ребёнку максимально раскрепоститься и быть самим собой, выявляя в игре различные стороны своей личности.

По степени активности-пассивности, претензий на роль ведущего-ведомого в играх можно судить о проявленности у ребёнка признаков экстраверсии-интроверсии. В детских играх роль лидеров и организаторов обычно берут на себя экстравертные дети, а в качестве исполнителей выступают интроверты — сдержанные и недемонстративные.

Большим уровнем фантазии, выдумки, оригинального мышления и поведения, способностью что-то придумывать в ходе игры, вносить в нее элемент креатива, отличаются дети с развитой интуицией.

Преобладание эмпатии и способности эмоционально воздействовать на окружающих для достижения своих целей и регулирования отношений говорят о доминировании в его характере чувственной составляющей психики.

Рассудительность и склонность все упорядочивать и создавать подобие системы в своем маленьком мире являются показателем выраженности в структуре личности мыслительной (логической) доминанты.

Приверженность ребёнка к привычным повторяющимся действиям в игровых ситуациях, сочетающимся с элементами прагматичности и реализма, свидетельствует о преобладании сенсорной компоненты в его характере.

Наблюдая за поведением детей в игре можно заметить, насколько им характерна равномерная работоспособность, последовательность в решении поставленной цели или, наоборот, спонтанность в процессе совместной деятельности, резкая смена активности и пассивности, переключение интереса от одного объекта к другому. Первое говорит о преобладании признака рассудительности (рациональности), а второе — о перевесе элемента восприимчивости (иррациональности) в личности ребёнка. О рациональности детей можно судить, наблюдая их склонность во всех занятиях доводить начатое дело до конца. Иррациональные дети чаще склонны переключать внимание и отвлекаться на новые занятия, не окончив прежних. Рационального ребёнка трудно переубедить в чем-то, заставить изменить свое мнение. Иррационалы могут сами легко менять свои убеждения по ходу игры или занятий.

Достаточно информативными являются тесты-задания, позволяющие выявлять определенные типологические признаки, в нашем случае это психологические функции К. Г. Юнга. В качестве таких тест-заданий могут выступать как известные в психологии тесты «Несуществующее животное», «Дом-дерево-человек», кляксографический тест, психогеометрический тест С. Деллингер, так и импровизационные ситуативные задания, например: составить список любимых блюд, вырезать аппликацию, написать короткий рассказ с использованием известных слов. Остановимся на некоторых из них, наиболее чаще используемых нами для психологической диагностики детей в возрасте от 5 до 10–12 лет.

1. Тест «Несуществующее животное»

Задача: нарисовать несуществующее фантастическое животное. Придумать его название. Желательно, чтобы придуманное животное и его название не были похожи на существующие в природе.

Интерпретация теста: рисунок позволяет выделять в детских характерах, главным образом, две шкалы: сенсорика-интуиция и экстраверсия-интроверсия. Сенсорные дети обычно изображают «несуществующее животное», похожее на уже известных им виды зверей, птиц, рыб или насекомых. Изображаемое «животное» также может представлять симбиоз двух или нескольких персонажей более или менее напоминающих реально существующих существ — домашних или обитающих в дикой природе. Это же относится и к присвоенным названиям, например: котоящер, птицехвост, зверозубый крокодил и тому подобное.

У интуитивных детей изображения больше соответствуют определению «несуществующее». Они чаще по форме тяготеют к абстрактности, в них просматриваются элементы сюрреализма, фантасмагории, максимального отрыва от реальности. Их «несуществующие животные» могут изображаться в виде аморфных пятен, геометрических фигур, черточек либо отдельных фрагментов растений или живых существ. Названия также могут быть лишены конкретного реального смысла, например: кадабр, мурзук, летун, зверин и тому подобное.

Об экстраверсии ребёнка может говорить стремление заполнить рисунком максимальную площадь бумажного листа, большое количество элементов рисунка, дополнительных аксессуаров. Иногда названия подменяются целым повествованием об изображаемом животном, чтобы «всем было понятно». Изображения интровертных детей характерны минимализмом и миниатюрностью — рисунок обычно занимает малую площадь листа. Количество деталей также сведено к минимуму, контекст обычно отсутствует.

2. Тест «Дом-дерево-человек»

Задача: нарисовать в зависимости от выбора ребёнка отдельно на листках бумаги дом, дерево и человека или разместить их вместе на одном рисунке, составив композиции.

Интерпретация рисунков: у интуитивных детей в рисунках много фантазии, выдумки, творчества. Изображаемые предметы очень образны, без тщательной проработки деталей.

Сенсорики тщательно вырисовывают отдельные детали и предметы, они обычно копируют то, что им хорошо известно из личного опыта.

Логики любят порядок и симметрию в расположении предметов, предпочитая прямые линии и угловатость очертаний.

Этики любят рисовать предметы с округлыми формами, цветы, солнышко. Люди и животные на рисунках обычно улыбаются или держатся за руки.

3. Психогеометрический тест

Задача: из предлагаемых геометрических фигур — треугольника, квадрата, круга и зигзага детям предлагают выбрать один или несколько предпочтительных фигур или расположить их все в порядке убывания предпочтительности.

Интерпретация рисунков: треугольник обычно выбирают дети с лидерскими задатками, властные и уверенные в себе; квадрат — дети, уважающие порядок и дисциплину, подвергающие все строгому анализу, сдержанные в чувствах, рассудочные; круг — дети ласковые, открытые, легко входящие в контакт с окружающими, первыми идущие на примирение; зигзаг — дети с творческим, неординарным мышлением, их поступки часто непредсказуемы для окружающих.

4. Тест-задание «Маленький писатель»

Задача: составить короткий рассказ (5–10 предложений), состоящий из слов: поле, лес, солнце, птицы, трава, звери.

Интерпретация теста: хорошие литературные способности, как правило, заложены в детях с развитой интуицией, которая способствует богатому воображению. Любимой темой в рассказах и определениях детей-этиков будут люди и их отношения. Логики отдадут предпочтение описанию каких-либо предметов или явлений.

5. Кляксографический тест

Задача: раздать листки с кляксами всем участникам. Каждый должен написать на листке, что он видит в кляксе. Количество названий увиденных изображений не ограничивается. Чем больше, тем лучше.

Интерпретация теста: больше всех «видят» в кляксах дети с творческой интуицией благодаря преобладанию у них образно-ассоциативного восприятия и мышления. Меньше всех получается у детей сенсорного типа.

6. Тест-задание «Звуковая ловушка»

Задача: каждому из детской группы нужно выступить в роли так называемой «Звуковой ловушки». Вся группа кроме одного участника разбивается игротехником на микрокоманды по 2–3 человека. Каждая команда должна произносить только одно какое-то слово. Потом все команды по сигналу игротехника произносят свои слова одновременно. Перед репетицией, участник, выступающий в роли «Звуковой ловушки», выходит в другое помещение. После того, как команды шепотом прорепетировали, приглашается"звуковая ловушка". По сигналу игротехника команды одновременно произносят закрепленные за ними слова."Звуковая ловушка"пытается повторить то, что услышал.

Интерпретация задания: что касается распознавания отдельных слов и звуков из общего шума и неразборчивых фраз, это лучше удается также экстравертным детям.

7. Тест-задание «Маленький гурман»

Задача: всем участникам детской группы предлагается перечислить как можно больше любимых блюд, которые они раньше пробовали.

Интерпретация задания: еда и ее вкусовые качества очень интересуют сенсориков и часто бывают главной темой их разговоров. Они лучше ориентируются в качестве продуктов и их разнообразном ассортименте.

8. Подвижная тест-игра «Постройте самолет»

Задача: Дети разбиваются на несколько микрогрупп по 7–10 человек. Каждая микрогруппа должна построить самолет из числа участников. Фигура самолета может быть любой по желанию составляющих его детей: с крыльями, без крыльев, с одним или несколькими моторами, с хвостом или без него. Дается полный простор фантазии.

Интерпретация теста: в такой игре нагляднее всего определяются экстравертные и интровертные дети. Первые наиболее активны, командуют другими, берут на себя роль режиссеров-постановщиков. Интровертные дети, наоборот, играют роль статистов и позволяют манипулировать собой лидерам-экстравертам. Также довольно характерны в такой игровой ситуации проявления у детей противоположных качеств логики и чувства. Логические дети обходятся минимумом слов и предпочитают им целенаправленные действия. Чувственные дети сильно эмоционируют в процессе игры и склонны демонстрировать крайние проявления чувств — от восторга и радости до слез и обид.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я