Ярким всплеском регламентированной жизни советских школ в 1970-е гг. явилось
проблемное обучение, ставшее символом творческого подхода учителя к обучению.
Основная идея
проблемного обучения – построение учебной деятельности школьников через решение познавательных учебных задач или заданий, имеющих незаполненные места, например недостаточные условия для получения ответа.
Организация
проблемного обучения на уроке происходит на основе проблемных вопросов, задач, заданий и ситуаций.
Цели создания трудностей могут быть также и абсолютно конструктивными, позитивными, направленными на развитие того, для кого эти трудности разрабатываются, будь то руководство физическими тренировками спортсмена, написание задачников повышенной трудности по разным предметам, разработка систем
проблемного обучения школьников и студентов и т. п.
Проблемное обучение сыграло огромную историческую роль не столько в усилении творческой активности учеников, сколько в проблематизации самой системы отечественного образования и подготовке к её последующему переходу на новый вариативный уровень.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: фармацевтка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
И, наконец, третья часть «Теория», которая, согласно, принципам
проблемного обучения, должна помочь в решении познавательной проблемы – создания онлайн-курса.
Структура урока в
проблемном обучении отличается от традиционной и включает три этапа: актуализация опорных знаний и способов действия; усвоение новых понятий и способов деятельности; применение их, формирование умений и навыков.
Первый существенный шаг по приближению обучения в школе к особенностям современного диалогического мышления в науке и культуре был сделан
проблемным обучением.
Технологии
проблемного обучения способствуют формированию креативного уровня универсальных учебных действий обучающихся, при котором возрастают показатели творческого мышления и познавательной активности школьников.
Например, хорошо известная сегодня теория
проблемного обучения в качестве такого эмпирического основанияимеет определённую степень сходства познания научного и познания учебного (но мы ни в коем случае не говорим об их тождественности), феноменологические данные о повышении мотивации школьников и студентов к обучению при знакомстве с проблемами научными, нерешёнными и т. п.
Познавательный интерес дошкольников к природе формируется в их активной деятельности, руководимой взрослым; при постепенном и последовательном усложнении содержания материала; использовании в педагогическом процессе элементов
проблемного обучения (проблемных ситуаций, поисковой деятельности, экспериментирования и др.); создании определённых условий для успешного усвоения знаний на занятиях и в повседневной жизни; постоянном внимании воспитателя к развитию у детей устойчивых, содержательных и действенных познавательных интересов к окружающему миру.
Проблемное обучение способствует широкому вовлечению учащихся в учебный процесс, прочному усвоению ими программного материала и формированию их способностей.
Молчаливый отказ от
проблемного обучения неизбежно негативно сказывается на качестве образования.
Основополагающей особенностью когнитивно-развивающего обучения, в отличие от когнитивно-формирующего, является тот факт, что образовательный процесс в этой парадигме может развёртываться лишь в рамках такого образования, которое реализует идеалы развития творческого потенциала человека в ходе обучения, ориентирует учащихся на самостоятельное освоение нового опыта с неочевидными результатами, на развитие своих познавательных и личностных возможностей в рамках
проблемного обучения (проблемно-исследовательской, проблемно-поисковой, творческой деятельности учащихся).
Проблемное обучение представляет собой организацию обучения с целью: активизации учения школьников и повышения их познавательного интереса; мотивации обучающихся самостоятельно добывать знания в процессе собственного решения ими учебных задач.
Технология
проблемного обучения заключается в последовательности следующих действий: во-первых, создание педагогом проблемной ситуации (проблемная ситуация характеризуется интеллектуальной напряжённостью и потребностью в решении возникшего противоречия); во-вторых, анализ обучающимся имеющегося в его распоряжении арсенала знаний и практик по данному вопросу; в-третьих, этапы решения проблемы; в-четвёртых, проверка полученных результатов, сопоставление их с исходной гипотезой, систематизация и обобщение добытых знаний.
Например, это может быть
проблемное обучение, исследовательское обучение, сетевое обучение и т. п.
Важное место среди активных методов занимает
проблемное обучение, позволяющее формировать у студента логику разрешения проблемной ситуации, включающей акты: обнаружение противоречий и постановка проблемы; выделение проблемной ситуации, требующей решения познавательных задач; актуализация знаний; возникновение идей и выдвижение гипотезы; проверка гипотезы; обоснование решения, его проверка и включение нового в систему знаний [13].
Цель
проблемного обучения – усвоение учениками заданного предметного материала путём выдвижения учителем специальных познавательных задач-проблем.
Методика
проблемного обучения построена так, что ученики «наводятся» учителем на известное решение или направление решения задачи.
Эвристический же подход к образованию позволяет расширить возможности
проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата.
Проблемное обучение чаще всего затрагивает только содержание учебных дисциплин и соответствующую методику его усвоения; эвристическое обучение определяет методологию образования и относится к учебному целеполаганию, созданию учениками собственного содержания образования, рефлексивному конструированию ими теоретических элементов знаний.
Проблемное обучение русскому языку в национальной школе имеет свои особенности, так как научный уровень содержания и методов обучения во многом зависит от учёта специфики усвоения учащимися явлений русского языка.
В основу обучения положены принципы
проблемного обучения и кейсовые методы, дающие слушателям возможность обучения на конкретных примерах и кейсах.
На наш взгляд, при всей важности подобной «проблематизации» учения, главной ограничительной чертой, гранью, за которую не смогла шагнуть теория
проблемного обучения, было то, что в качестве модели проблемных ситуаций в обучении, как правило, брались ситуации, в которых проблемы имели однозначное, окончательное и заранее известное учителю решение.
В 1970-е годы ярким всплеском регламентированной жизни советских школ явилось
проблемное обучение, ставшее символом творческого подхода учителя на уроках.
И всё же
проблемное обучение сыграло огромную историческую роль не столько в усилении творческой активности учеников, сколько в проблематизации самой системы образования и подготовке к её последующей вариативности.
Запоминал, какие он применял приёмы и способы при
проблемном обучении учащихся.
Технологии
проблемного обучения (позволяют закрепить теоретические знания на практике, перейти от репродуктивного и продуктивного освоения содержания образования к креативному).