Новый подход не решает так называемую трудную
проблему сознания – как физический мозг может создавать нефизические сущности.
Существующие в российской психологии научные подходы к решению
проблемы сознания группируются в направлениях естественнонаучной и гуманитарной традиций.
Проблема сознания является одной из ключевых проблем человекознания, поскольку интуитивно понятно, что именно сознание является определяющей характеристикой человеческого способа бытия.
В последнее время он размышляет о том, как подойти методами эмпирической науки к философской
проблеме сознания.
Объяснение субъективного опыта – главный вопрос
проблемы сознания.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: осьмушечка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Тем не менее, в учебниках по психологии
проблемам сознания внимание уделяется, а раздел, посвящённый самосознанию, отсутствует, иногда даже не представлено такое понятие, как самосознание.
Зарубежные исследования по
проблеме сознания можно рассматривать в континууме от нейронаучных подходов изучения механизмов и коррелятов сознания до когнитивных подходов в описании видов функционирования сознания.
Данную новую точку зрения мы намерены развивать как на страницах настоящей книги, так и в монографии, которая целиком будет посвящена
проблеме сознания, самосознания личности и этнических сообществ.
Обусловленный целым рядом факторов всплеск интереса к
проблеме сознания породил лавинообразный рост продукции самого разного типа и жанра.
Это определение демонстрирует широкий спектр предметной области исторической психологии, в котором своё законное место занимают
проблемы сознания группового и индивидуального субъекта, ценностно-смысловая и нравственная сферы личности, поведение и социальные взаимодействия в процессе исторического функционирования, а также психологическая составляющая самого исторического процесса.
Затем рассмотрим
проблему сознания как бодрствующего, так и онейрического, поскольку сознание присуще не только бодрствованию, но проявляется также в особой стадии сна, так называемом парадоксальном сне, демонстрирующем сознание в сновидении.
История
проблемы сознания ещё ждёт своего исследователя.
Различным точкам зрения о разделяющей возможности границы вновь и вновь противостоит пронизывающая её жизненность, разрушающая однородность населения, взрывная жизненная сила покоящейся на lex lata – действующем праве
проблемы сознания, и мы узнаём в застывшем пограничном праве тот же самый симптом старения, как у людей, страдающих атеросклерозом.
Проблема сознания имеет на редкость консервативную судьбу длиной в тысячи лет: каждый человек интуитивно знает, что это такое, но не может дать определение или хотя бы описать.
Другой характерной особенностью
проблемы сознания является невозможность отнесения этой темы к какой‐то одной области науки или к какому‐то одному психологическому направлению, так как, включая в себя человеческое мышление, сознание включено в любую сферу активности и деятельности человека и так или иначе представлено во всех психологических платформах и направлениях – от бихевиоризма с его отрицанием сознания до гуманистической психологии с её доведённой до предела, утилитарной установкой сознания.
Неудивительно, что
проблема сознания привлекала внимание мыслителей всех времён и культур; знаменательно, что современные исследователи нередко приходят к идеям, сходным с древними.
Однако в нарезке настоящей
проблемы сознания на эти обширные пласты есть множество преимуществ.
Как говорится, в одном флаконе – физика и лирика, а также эзотерический дискурс на тему сложной
проблемы сознания.
Варкалов больше всего на свете интересуют
проблемы сознания вообще и самосознания отдельных индивидов в частности.
Прежде чем говорить о конкретных методиках гипноза, необходимо разобраться в вопросе физиологии мозга, коснуться
проблем сознания и подсознания.
Проблема сознания всегда была одной из ключевых проблем психологической науки.
Эта группа психологов отрицала
проблему сознания, специфического для поведения человека.
На протяжении столетий учёные занимались
проблемой сознания, но так и не смогли дать ему точное, общепринятое определение, сославшись на то, что нельзя понять самого себя.
Исследование
проблемы сознания, по гиперсетевой теории мозга (далее – теория), не может начинаться с сознания.
Необходимость системного подхода в научно-философских исследованиях стала почти аксиомой, но он ещё не пользуется должной популярностью при анализе многих явлений, включая изучение
проблем сознания, ценностей, антиценностей, истины и справедливости.
К лёгким
проблемам сознания стандартно относят те которые можно проверить эксперементально, наблюдением и теоретическими построениями выявляя некие закономерности.
Трудности в постановке
проблемы сознания связаны, во-первых, с многозначностью слова сознания, что создаёт возможность ориентации того или иного учения на одно произвольно выбранное значение.
Если бы удалось найти позитивное научное решение психофизической проблемы, то многие существующие философские теории утратили бы всякую актуальность – именно потому, что они, по сути, продукт спекуляции на научной нерешённости
проблемы сознания.
Далее даны короткие, предельно формальные, без развёрнутых объяснений, ответы, с необходимостью вытекающие из строгого следования «узкому» решению трудной терминологической
проблемы сознания, то есть из понимания сознания как пространства данности объектов.
Некоторое время мне казалось, что
проблема сознания нашла своё окончательное разрешение, что теперь можно дать исчерпывающую классификацию типов опыта и т. п.
Понимание сознания как различения ставит
проблему сознания на дескриптивную основу (описание всегда предполагает различение) и лишает отношение «субстанция – модусы» атмосферы таинственности.
В той мере, в какой европейская философия выполняет функции служанки социальных утопий, теологии, науки, политики, литературной критики и т. д., в той мере и
проблема сознания рассматривается в рамках определённых установок.
Наиболее фундаментальные
проблемы сознания (среди них ключевую роль играет проблема соотношения сознания и тела – mind-body problem) до сих пор требуют своего философского обоснования.
Самое главное, что поняли физики за этот период то, что рядом с этой проблемой существует
проблема сознания – проблема междисциплинарная, касающаяся не только их, но и философов, психологов, физиологов и биологов.
– Чистое сознание – наиболее сложная часть
проблемы сознания, которую давно поставила философия, так как менее всего поддаётся осмыслению и находится за пределами всякого мудрствования.
Изучение научной литературы по теме показывает, что
проблема сознания давно находится в центре внимания философии, социологии, психологии и этики.
Таким образом, различные структурные
проблемы сознания концентрируются вокруг единого центра – проблемы субъективности как основания структуры опыта, поэтому исследование структуры сознания следует начинать с рассмотрения этой проблемы.
Более широко о
проблеме сознания см. статью "Что такое сознание?" (журнал "Сознание", 1996, № 1).
Это – задача для современных философов, занимающихся
проблемой сознания.
Лично мне
проблема сознания видится намного более трудной и непонятной, чем она, пожалуй, видится многим представителям первого подхода.
И тем не менее, даже то немногое, что удаётся проговорить в совокупности с достигнутым интуитивным видением
проблемы сознания является, как мне кажется, очень важным достижением.
Улыбка засияла на лице посетителя. Кровь начала кипеть, пробуждая в его уставшем от
проблем сознании яркие картинки процветания.
При таком подходе сознательная деятельность является основным предметом психологии, сохраняется
проблема сознания и мышления как основная проблема психологической науки и ставится задача дать научный детерминистический анализ сложных форм сознательной деятельности человека, дать объяснениеэтих сложнейших явлений.
Таким образом, создание организованных профессиональных научных сообществ (ассоциаций), в которые учёные объединились для разработки
проблемы сознания, а также появление журналов, посвящённых научным исследованиям сознания, духовности и религии свидетельствует о неподдельном стремлении науки включить в своё исследовательское поле ранее бывшие «запретными» темы и вопросы.
Тут же напрашивается вопрос, а почему при формулировании трудной
проблемы сознания нейронный субстрат человеческого мозга был отнесён к каузально замкнутому физическому миру?
Следовательно, нет никакой особойтрудной
проблемы сознания, то есть проблемы соотношения якобы исключительно каузальной биологической телесности и акаузальной ментальности – перед нами единая философская (и не только) проблема соотношения восходящей и нисходящей причинностей, проблема отношения иерархических уровней бытия.