Д. Б. Эльконин использовал наблюдения за своим внуком для описания процесса формирования
предметных действий ребёнка.
Сниженная активность, моторная недостаточность и чрезмерная опека родителей приводят к нарушениям в овладении
предметным действием.
Уровень
предметного действия с ведущей афферентацией более сложного синтетического характера, сообщающей соответствующим двигательным центрам более обобщённые рецепторные сигналы смыслового характера.
Как следствие этого большие сложности вызывает освоение
предметных действий.
После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить с ребёнком пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие
предметных действий.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отзовизм — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Поскольку дети с незначительными отклонениями в развитии позже овладевают
предметными действиями, операционально-техническая сторона их деятельности формируется также с задержкой.
Например, психолог выдвигает гипотезу о том, что мышление маленького ребёнка строится на основе его практических
предметных действий.
У него превалируют неспецифические манипуляции над специфическими, и первые
предметные действия не появляются даже к году.
Недоразвитие
предметных действий лежит в основе несформированности у них навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.
Это связано с тем, что в процессе общения происходит как овладение речью, так и усвоение
предметных действий.
Только тогда, когда
предметное действие включается в систему человеческих отношений, в нём раскрывается его подлинно общественный смысл, его направленность на других людей.
Взрослый выступает, хотя как и главный, но всё же лишь как элемент ситуации
предметного действия.
Дети воспроизводят
предметные действия, характерные для той или иной роли.
Все они связаны с самой сущностью
предметных действий, независимо от того, производятся ли они через посредство орудия или без его посредства.
Также игра определяется как форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления
предметных действий, в предметах науки и культуры.
С одной стороны, овладевая хватанием и простейшими манипуляциями, ребёнок вроде бы научился зрительно выделять и учитывать отдельные пространственные свойства объектов, но с другой – он не ориентируется на них при выполнении
предметных действий.
Например, у более младших детей, которые сознательно направляли свою активность на цель сохранить требуемую позу, самый механизм управления собой ещё строился по типу управления внешними
предметными действиями: он проходил почти под непрерывным контролем зрения.
Так, успешность
предметного действия с ложкой будет зависеть не столько от учёта формы ручки при её удержании, сколько от учёта соотношения особенностей ложки и тарелки (их величины), ложки и пищи (её консистенции), ложки и расстояния от тарелки до рта.
На втором году жизни ребёнка складываются преимущественно предметные предэталоны, отражающие пространственные свойства, поскольку основой для их формирования выступает обследование объектов
предметных действий при помощи сенсомоторных предэталонов.
Благодаря своему опосредованному характеру
предметные действия предъявляют к детскому восприятию требования соотносить свойства разных предметов между собой.
Это проявляется в том, что, добившись к этому времени существенных успехов в зрительном выделении и соотнесении свойств объектов в рамках
предметного действия, малыш не может правильно воспроизвести их в соответствии с требованиями складывающейся продуктивной деятельности, моделирующей свойства предметов, поэтому перцептивные действия, возникающие в её контексте, должны иметь моделирующий характер.
Выраженность двигательных проблем варьирует от моторной неловкости и сложностей с формированием
предметных действий до тяжёлых опорно-двигательных нарушений, характеризующихся неспособностью самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении и выполнять произвольные движения.
Способ отношения человека к действительности определён не его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми через общение с другими людьми навыками
предметных действий.
Само общение опосредуется
предметными действиями ребёнка.
Главное её значение состоит в том, что благодаря особым игровым приёмам (принятию ребёнком на себя роли взрослого человека и его общественно–трудовых функций, обобщённому изобразительному характеру воспроизведения
предметных действий и переносу значений с одного предмета на другой и т. д.) ребёнок моделирует в ней отношения между людьми.
Напротив, переход внешних форм деятельности во внутренний план сознания предполагает их дальнейшее осмысление и обобщение, а следовательно, замещение
предметных действий знаково-символической реальностью (П.Я. Гальперин).
Смысловой центр ситуации, в которой усваиваются
предметные действия, – взрослый и совместная деятельность с ним; действие должно производиться так, как показал взрослый.
Иными словами, процесс овладения
предметным действием неразрывно связан с построением самим ребёнком образца этого действия, носителем которого выступает взрослый.
Дошкольники посредством подражания усваивают
предметные действия.
Единство подвижных и спортивных игр заключается в том, что в обоих классах игр присутствует индивидуальное или групповое противоборство с использованием естественных движений и несложных
предметных действий.
Процесс формирования перцептивных действий, основанных на использовании предметных предэталонов, оказывается связанным с овладением самими
предметными действиями примерно таким же образом, как и при овладении актом хватания.
Первоначально ребёнок пытается осуществить
предметное действие без учёта свойств окружающих его объектов.
Образы объектов, формирующиеся на их основе, значительно адекватнее отображают внешние свойства и отношения, успешнее ориентируют и регулируют
предметные действия, предвосхищая их выполнение.
Для
предметного действия характерно использование предмета в соответствии с социально установленным способом его употребления.
Тем не менее, в сравнении с другими разновидностями
предметных действий ребёнка раннего возраста действия с дидактическими игрушками представляют наиболее благоприятные возможности для развития сенсорной перцепции.
Сенсорное развитие малыша, рассматриваемое как процесс формирования перцептивных действий, оперирующих предметными предэталонами, может происходить стихийно, в ходе освоения им различных
предметных действий, среди которых наибольшую значимость имеют действия с дидактическими игрушками.
Гибкая регуляция тонуса различных мышц, действующих одновременно и последовательно при выполнении движений, постоянная сменяемость этих напряжений и расслаблений, их тонкая согласованность являются условиями реализации
предметных действий и жизнедеятельности человека в целом.
Применительно к проблематике авиационной психологии разными авторами предложен ряд понятий, используемых для характеристики образа, регулирующего
предметные действия оператора; три из них можно выделить как фундаментальные: «концептуальная модель», «оперативный образ» и «образ‐цель».
Первые жесты и являются изображением действий с этими предметами или повторением
предметных действий в отсутствие самих предметов.
Отличие в данном случае состоит только в том, что здесь от обучающего к обучаемому вместе с навыками в первую очередь транслируются и те потребные для изготовления артефакта схемы
предметных действий, которые уже до этого, как бы загодя, опредметились в самом непосредственно орудии труда.
Оказывается, что необходимым условием успешности
предметного действия является функциональное искажение (деформация) пространственных свойств и отношений «объекта восприятия», выступающего предметом данного действия.
На основе
предметного действия с объектом строится опознавательное действие.
Овладение
предметными действиями требует преодоления спонтанной, импульсивной активности ребёнка, а значит – овладения своим поведением.
И, наконец, на втором году жизни осуществляется переход к собственно
предметным действиям, основанным на выработанных в культуре способах употребления предметов.
Развитие
предметного действия происходит путём постепенного превращения совместного со взрослым действия в действие самостоятельное.
Сначала малыш овладевает простыми
предметными действиями.
Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить
предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу забор, паровозик, башенку и другие несложные постройки.
Для понимания роли
предметных действий и развития восприятия важно отметить следующее.
Приём
предметных действий учит учащихся узнавать в потоке речи конкретную единицу языка, выявлять её свойства при помощи анализа и синтеза.
Но пока это ещё далёкое от совершенства копирование, а не собственное
предметное действие малыша, которое предполагает осознание смысла действия и его обобщение.