Во второй половине XVII века в столице их полно даже у простых
посадских людей.
Вне стен кремля располагался посад, где жили
посадские люди, главным образом торговцы и ремесленники.
Крестьяне и
посадские люди приходили на одну смену, продолжавшуюся два месяца, после чего отправлялись по своим сёлам и городам.
Ежели же случится тяжба между дворянином и посадским, то судить дворянину, кто будет у судных дел, с выборными
посадскими людьми.
Странно, но он не видел разницы между положением
посадских людей и крепостных крестьян!
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: проточность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Как правило, крепости самозванцу сдавали
посадские люди или казаки, а воевод к нему приводили связанными.
Известная двойственность положения иногда побуждала их поддерживать требования
посадских людей.
Волею случая дворянский мятеж 1648 года соединился с восстанием
посадских людей, протестовавших против налогов, реформ и «немецкого» засилья.
Такие массовые челобитья повторялись много раз: в 1635, в 1637, дважды в 1639, в 1642, 1646 годах; купцы и
посадские люди жаловались на своё «конечное разорение» и всё настойчивее просили закрыть внутренние районы для иноземной торговли.
Однако пожелания
посадских людей удовлетворили лишь частично: было установлено, что отныне иноземцы должны платить ввозные пошлины – впрочем, очень небольшие, в 3–4 % от стоимости товара.
Посадские люди получили право монопольной торговли в городах, постоянная (в лавках) крестьянская торговля в городах была запрещена.
Но взбудораженная толпа
посадских людей уже не желала расходиться. В сторону строя стрельцов полетели проклятья и комья смёрзшейся земли.
Жители здесь были большей частью
посадские люди, и мало жило знатных особ.
Активное участие
посадских людей совместно с детьми боярскими в защите собственных земель от разграбления свидетельствовало о пробуждении в самой гуще этого класса самосознания и чувства собственного достоинства.
Торговые люди тоже не скрывали своего раздражения против новых приказных порядков, утверждая, что «в городах всякие люди обнищали и оскудели до конца от твоих государевых воевод», и вспоминали с сожалением, как «при прежних государях в городах ведали губные старосты, а
посадские люди судились сами промеж себя, а воевод в городах не было», и они указывали на своё обеднение, на остановку торгов, разорение от тяглых служб и податей, от конкуренции иностранных торговцев, которым покровительствовало правительство.
Повсеместно раздавались жалобы, что воеводы бьют
посадских людей без сыску и вины, сажают в тюрьмы, мучают, придираются под разными предлогами.
Посадские люди составляли торгово-промышленное население городов, платившее налоги, торговые пошлины, нёсшие натуральные повинности.
Повседневная деятельность нового царя и его ближайшего окружения, выказанное им открытое пренебрежение старорусскими обычаями, вызывала резкое неприятие и церкви, и боярства, и большинства
посадских людей.
Ранее этим занимались тихвинские
посадские люди «мужески пол и женски во дни и нощи во всенощное»; архимандрит счёл подобную практику «бесчинной» и велел собирать деньги пономарю.
Дерево было дешёвым строительным материалом, и небогатые
посадские люди и монастыри охотно использовали его.
За крепостной стеной селились
посадские люди – купцы, ремесленники.
И после уж, когда этот острожек фортецией назван был, когда могучая рука, всему миру известная, из липецких дебрей стуком топоров, рубивших лес для воронежского флота, воров и зверей распугала, около этой фортеции мужичишки и всякие
посадские люди весьма селиться стали, потому что сторона была очень привольная: горсть посеешь – воза собирай, рыбы и живности всякой – ешь не хочу.
Понимаешь, литвину легче говорить по-нашему, чем ляху, ежели наловчится – его от здешнего
посадского человека не отличишь.
Местному филиалу американской компании со звёздным флагом: «Янки, гоу хоум!» – хотя в колонне были все местные
посадские люди.
На виду простых воинов и владимирских
посадских людей громко чествуют будто бы царским словом избранных воевод, во всех церквях служат напутственные молебны и в первых числах января 1548 года наконец поднимаются в путь.
Богатые
посадские люди причёсывали бороды, оправляли одежды, приготовили хлеб и соль, но их потеснили холопы.
Эти поселения назывались посадами, потому что князья и бояре зачастую «сажали» здесь своих людей, которые становились
посадскими людьми.
Пешеходы-стрельцы, казаки и
посадские люди шли от собора и в собор.
Было тогда у воевод обычное средство обдирательства: они делали у себя пиры и приглашали к себе зажиточных
посадских людей; каждый, по обычаю, должен был в этом случае нести воеводе поминки.
По-прежнему воеводы имели право разрешать лучшим
посадским людям производство горячих напитков на свой обиход по поводу праздников и семейных торжеств.
И если уж мы о народной психологии – пусть не сразу, но вольный русский крестьянин, свободный
посадский человек, защищённый от произвола и законами, и своим пусть относительным, но всё же благополучием, неизбежно станет не «холопом», а «господином».
Будешь собирать
посадских людей, беречь их, стоять за них.
Они лишались податных привилегий (тарханов) и не имели право брать на службу
посадских людей, которые должны были платить налоги в казну.
Не иначе, как в бесовском тумане присягали воеводы расстриге, сдавали ему города и крепости, а крестьяне и
посадские люди встречали его хлебом-солью.
Наукам и искусствам
посадских людей обучим.
Среди них было немало уставших от непосильной барщины крестьян, душимых налогами
посадских людей, а также бесправных холопов, однако главное место в этих стихийных людских потоках всё ж занимали казаки.
Мы, вязьмичи, станем в прикрытии по башням со смолянами, которые тоже с нами будут, и учнем мужиков и
посадских людей сечь.
Выходили из ворот
посадские люди, с тревогой смотрели на приезжих, не снимая шапок.
Эти пятеро выборных должны судить
посадских людей во всех торговых и обидных делах, а ко мне, к воеводе, отводить только в измене, разбое и душегубстве.
Служба торговых и
посадских людей заключалась в уплате обычных и сверхурочных налогов.
Между тем в посадах складывалась та же ситуация, что и на селе; здесь существовали освобождённые от посадского тягла («беломестные») боярские и монастырские слободы, куда, стремясь жить на «льготе», уходили
посадские люди.
Чем больше купцов и ремесленников уходило в слободы, тем больше налогов приходилось платить оставшимся – и естественно,
посадские люди требовали включения слобод в «тягло».
Дворяне и
посадские люди вновь выступили с массовыми петициями, требуя окончательного закрепощения крестьян и закрытия страны для торговых иноземцев.
Бесчестье крестьянина каралось штрафом в 1 рубль, для сравнения можно отметить, что бесчестье
посадского человека каралось штрафом в 5–7 рублей, а бесчестье дворянина – штрафом в 5 – 15 рублей.
Посадские люди протестовали против того, что торгово-промышленное население «белых слобод» в городах было освобождено от несения посадского тягла.
Уже многие бояре, купцы, иереи,
посадские люди глядели в его сторону, понимая: вот кто истинный владыка, вот кто может защитить.
При этом дворяне и духовенство были освобождены от налогов, а крестьяне и
посадские люди относились к податному сословию, с которых налоги взимались в значительных объёмах.
Однако по жалобам
посадских людей льготы у оружейных мастеров отняли, что начало приводить к упадку оружейного производства.
Многочисленная толпа
посадских людей волновалась у закрытых кремлёвских ворот.