О городе Малом (сборник статей по истории города и уезда Ярославца Малого)

Лада Вадимовна Митрошенкова, 2023

Настоящий сборник составлен из ранних статей автора, написанных в пору активной научной деятельности на рубеже 2000-х годов. Работа в Малоярославецком военно-историческом музее 1812 года требовала развития научной базы для подготовки экскурсий, уроков, газетных и журнальных статей, научных работ и научно-популярных изданий. В те годы была написана диссертация по исторической географии Малоярославецкого уезда в XV–XVIII вв., подготовлены десятки статей для научных сборников и главы для нескольких популярных книг по истории города.Пересмотрев сейчас предлагаемые материалы, автор призналась себе, что за проделанную работу не стыдно, исторические источники, тогда введенные в научный оборот, так и не были в полной мере использованы.Можно предложить любознательным современникам воспользоваться уже готовыми результатами. Возможно, они окажутся перспективными по богатству сохранившихся источников как для микроистории, так и для геополитических исследований.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О городе Малом (сборник статей по истории города и уезда Ярославца Малого) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

История города Ярославца Малого в — вв.

История города Ярославца Малого в период — вв. изучена мало. Между тем, это было бурное и интересное время в истории России. Как протекало оно на территории провинциально маленького городка, одного из множества подобных, — проблема, важная для понимания сущности и глубинных проявлений всех процессов, происходивших в стране. Такое исследование должно включать в себя вопросы не только экономического развития, но и изменения в культуре, быте, мировоззрениях горожан. Но это — дело будущего. Для широких обобщений необходимо изучение фактов, множество которых пока неизвестны исследователям. Архивные источники по теме на сегодняшний день недостаточно разработаны, что объясняется прежде всего тем, что непосредственно названную тему затрагивал лишь к.и.н. С.В. Поздняков, работы которого посвящены вопросам служилого землевладения в Малоярославецком уезде. Лишь отдельные упоминания Малого Ярославца находим в книгах, посвященных истории Московского государства.

Предлагаемая работа не претендует на полный охват источников и детальное описание событий. Это всего лишь попытка “широкими мазками” наметить общую картину развития города, определить основные тенденции и обратить внимание на наиболее значимые для города и показательные в общем контексте его истории события.

Представление о развитии города Ярославца Малого в — вв. мы можем получить благодаря Дозорной книге Ярославца Малого 1621 г.21, а также — опубликованным в 1884 г. на средства московских купцов (выходцев из Малоярославца) Третьяковых “Материалов для истории города” 22, планов города XVIII столетия и разрозненных документов РГИА, РГАДА и Государственного архива Калужской области (ГАКО). “Материалы для истории города” — это переписные, сметные книги, книга 3-й ревизии и описания города 1775 года, составленные в Малоярославецкой воеводской канцелярии. Документы опубликованы на довольно высоком научном уровне и являются ценным историческим источником.

Непрерывные войны, периодические неурожаи, стихийные бедствия и политические катаклизмы второй половины в. привели к массовому запустению центра Русского государства. В Ярославце Малом сокращалось население, приходили в упадок ремесла, прекратилась торговля. Разорение довершил опустошительный набег крымского хана Девлет-Гирея в 1571 г.

Век принес новые бедствия. Восстание Хлопка прокатилось по всем центральным областям государства — в том числе и через Ярославец. Не могло не затронуть жителей уезда и восстание под руководством Ивана Болотникова, основные события которого происходили под Москвой, Калугой и Тулой.

Во время борьбы московского правительства с Лжедмитрием жители Ярославца Малого (по некоторым данным) стали на сторону первого, за что и пострадали сильнее, чем крестьяне соседних уездов 23.

События “смутного времени” активизировали огромные массы казачества, выступавшего то сторонником, а чаще — противником центральной власти. Правительство избранного государя — Михаила Романова последовательно усмиряло распавшееся к 1615 г. на десятки слабо связанных отрядов движение казаков. Одним из последних событий в этой борьбе стала битва с повстанцами Баловнева, Терентьева и Карташова под Москвой 25 июля 1615 г. 24 Повстанцы были разбиты, а остатки их отрядов затем вылавливали по дорогам. К тому времени население центральных и северных уездов страны, измученное долгим “нестроением”, было уже настроено резко против казачества, занимавшегося грабежами и насилиями. Этим объясняется активное участие крестьян (в том числе — боровских и малоярославецких) в борьбе с остатками казачьих отрядов. Имена некоторых из них сохранили источники 25. Первые беглецы из-под Москвы были пойманы на боровских заставах уже 25 июля. Но масса казаков, видимо, смела заставы. В течении 2-х дней казаки бесчинствовали в Боровском и Ярославецком уездах, пока их не настигло шедшее из Москвы правительственное войско под командованием воеводы Лыкова. 27 июля под Малым Ярославцем, на реке Луже повстанцы вступили в бой с правительственными войсками, были разбиты, а остатки сдались в плен Лыкову. Так войско казачьего атамана Баловнева перестало существовать 26.

В ноябре 1617 — мае 1618 г. В Оболенском, Боровском, Медынском и Малоярославецком уездах против польско-литовских интервентов действовало войско Дмитрия Пожарского, в которое входили и казачьи отряды. Принятые на государеву службу казаки были награждены — получили земли в центральных, уже освобожденных уездах, в том числе — в Ярославецком 27. “Поверстанные” казаки вошли в состав мелкопоместного уездного дворянства и вскоре мало чем отличались от своих соседей.

Мы остановились столь подробно на событиях “смутного времени”, поскольку в определенном смысле именно в них могут частично быть найдены причины некоторых тенденций в развитии города, проявившиеся значительно позднее. Активное участие посадских людей совместно с детьми боярскими в защите собственных земель от разграбления свидетельствовало о пробуждении в самой гуще этого класса самосознания и чувства собственного достоинства. Эти же черты отчетливо проявились в настойчивом восстановлении хозяйства разоренного города. С другой стороны, упорство, воля и стремление к достижению более высокого уровня благосостояния, свойственные казачеству, привнесены были их представителями в среду жителей Ярославецкого уезда. Вероятно, они также оказали влияние на дальнейшую историю города. В любом случае, такую возможность нельзя “сбрасывать со счетов” 28.

Однако, после десятилетий носившегося по стране “лиха” положение в центральных уездах государства было весьма плачевным. Так, город Малый Ярославец превратился в небольшое село. Согласно Дозорной книге Ярославца 1621 года на посаде в городе было 9 тяглых дворов “черных молотших людей” да нетяглых бобыльских — 14, “а людей в них тож”. Кроме того, на “белой земле” находился двор рассыльщика, а на церковной в Егорьевском приходе — дворы попа, дьячка и проскурницы. Зафиксированная дозорщиками картина удручает: в каждой из городских слобод насчитывается большое количество пустых дворов, как издавна оставленных, так и “новой пустоты” — следствие “смутного времени” и “литовского разорения”. Но именно сведения о последних и сохранившиеся в памяти ярославчан данные о прежнем городском хозяйстве позволяют нам реконструировать с достаточной степенью точности картину жизни города до начала “смутного времени”.

Итак, в первые годы столетия на высоком холме на берегу р. Лужи чернели остатки крепости — “городище, что бывал город Ярославец, а в городе бывал храм соборной Михаила Архангела. И город и церковь сожгли крымские люди в приход крымского царя” (Девлет-Гирея — Л.М.) 29.

В самом городе стояло 4 деревянных приходских церкви и на окраине — запустевший монастырь 30, в котором была ветхая деревянная церковь Николы Чудотворца. Из городских храмов действовал только один — Святого Великомученика Георгия, при котором жили поп, дьячек и проскурница. Пустовали дворы дьякона и пономаря, а также — 17 мест дворовых церковных нищих, кормившихся прежде “от храма Божия”. Такое количество нищих при храме должно было свидетельствовать о неплохих его доходах в прошлом. При запустевших Спасской и Успенской церквях также пустовали дворы священно-церковнослужителей и нищих (соответственно, 10 и 5). Наиболее развитой в древности слободой была Спасская, располагавшаяся “у Медвежья лугу”, недалеко от моста через р. Лужу, по правому берегу речки Ярославки. Место там было “ружное”. В той же слободе “на белой земле” располагались 3 двора рассыльщиков, в чьи обязанности входило непосредственное исполнение на местах власти воеводы, сидевшего тогда в Боровске. Двое из ярославецких рассыльщиков были убиты литовскими людьми и управление и надзор за сбором налогов в городе в 1621 г. исполнял один — Василий Власов сын.

Уже в конце — начале в. в городе были большие сады. Дозорщики особо называют оброчный яблоневый в Успенском конце и вишневый государев. Правда, к 1621 г. один из них запустел, а другой был заброшен.

На белой земле дозорщик насчитал 12 мест дворовых бывших плотничьих (! — Л.М.). Лавочное место на посаде, с которого когда-то в государеву казну ежегодно поступало по гривне, к 1621 г. также стояло пусто.

В это время, как и позднее, самой маленькой была монастырская — Никольская слобода. Когда-то довольно обширная Успенская запустела очень сильно (остался 1 населенный двор из 25). Почти не изменилась (или успела восстановиться) Ивановская. Самые значительные — Спасская и соборная Егорьевская — очень сократились.

В 1646 г., согласно переписной книге, составленной Дмитрием Волынским и подьячим Матвеем Кондратьевым, количество дворов в городе значительно возросло и достигло 59, а жило в них 125 человек мужского пола 31.

Среди жителей самой большой Егорьевской слободы (приход соборной церкви Георгия Победоносца) названы родоначальники известных позже в городе купеческих фамилий — Холиных, Ждановых, Девятовых, Первовых.

Во второй по величине Спасской слободе жили Ладошины и Щипоновы.

В Ивановской слободе — Целибеевы и Малютины.

В Пречистенской (Успенской) и Никольской слободах было всего по 7 человек.

Книга особенно интересна тем, что жители города названы в ней не только по имени и отчеству, но и по фамилиям и прозваниям. Благодаря этому можем проследить родословия известных граждан, несмотря на отсутствие фамилий в последующих источниках.

Развитие прежде всего Егорьевской слободы объясняется тем, что собор стоял в центре города, на холме, в месте слияния дорог из Серпухова, Калуги и Боровска. Место было бойкое, удобное для торговли. Спасская слобода, находившаяся за речкой Ярославкой, своим развитием, вероятно, обязана удобному месторасположению возле моста через Лужу.

Скудные сведения о жизни города в последующие десятилетия предоставляет сметная книга 1674 года, составленная подьячим Венедиктом Родионовым. Подьячий, сидевший несколько лет без жалования, вероятно, более всего озабочен был этим фактом. Книгу он вместе с земским старостой составил без разделения жителей на слободы — просто общий список мужского населения города. Перечислено 256 человек в 88 дворах. Видно только, что за 28 лет город территориально и по количеству жителей значительно вырос.

Следующая — сметная книга, составленная в 1690 г., дает много больше сведений. Воевода Прохор Саввич Ратиславский, судя по его записи, смотрел жителей города сам, сидя у приказной избы и записывая “грацких всяких чинов людей жителей… порознь по статьям…”

В это время в городе было двое подьячих, а жителей (мужского пола) — 361 человек в 118 дворах.

В центральной Егорьевской слободе — 31 двор (95 человек). Значительно выросла Ивановская — 28 дворов (93 человек), расположенная вдоль Калужской дороги. В Спасской слободе теперь было 27 дворов (87 человек). Успенская и Никольская тоже значительно выросли, в них числилось соответственно 51 и 37 человек В книге принят порядок перечисления слобод, сохранившийся и в дальнейшем — по направлению движения от Москвы к Калуге: Спасская, Никольская, Успенская, Егорьевская, Ивановская.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О городе Малом (сборник статей по истории города и уезда Ярославца Малого) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

21

РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 399. Л. 325–330.

22

Малоярославец. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. М., 1884.

23

Струкова С.Ю. Обзор некоторых событий Смутного времени начала XVII в. в нашем крае. // Обниниский краеведческий сборник. Обнинск, 1996. С. 41, 43.

24

Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVII в. Казачество на переломе истории. М., 1990. С. 114.

25

Боровский воевода Т. Поливанов 25 июля отправил в Калугу с известием о появлении казаков ярославецкого посадского человека Ивашку по прозвищу Разшиби Шапка. Ивашка до Калуги не доехал, попал в руки казаков, которые его избили, ограбили и бросили на дороге. [См.: Станиславский А.Л. Указ. соч. С. 114]. К немалой радости автора, Розшиби Шапка выжил и в 1621 г. по-прежнему проживал на посаде в Малом Ярославце. [РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 399. Л. 327.]

26

Станиславский А.Л. Указ. соч. С. 114.

27

Там же. С. 174; РГАДА Ф. 210, Московский стол. Кн. 2. Л. 146, 151об, 155, 169об.; Ф. 79. Оп. 1. 1618 г., Д. 1. Л. 37.

28

См. также в настоящем сборнике статью Г. И. Королева “Некоторые проблемы генеалогии посадских людей Малоярославца XVII в.”

29

РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 399. Л. 325.

30

В использованном нами источнике (л. 330) плохо читается дата. Согласно Л. Кавелину, монастырь запустел “от 1610 году”. [См.: И[еромонах] Л[еонид Кавелин]. Историческое описание Малоярославецкого Николаевского общежительного монастыря. М., 1903. С.3.]

31

Малоярославец… С. 1–2.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я