Понимание тем полнее, чем больше предвосхищаемых
понимающим субъектом вариантов возможных контекстов, в которые можно включить понимаемое.
Во всех реальностях человеческого бытия понимание представляет собой интерпретацию альтернатив, которые
понимающий субъект обнаруживает в объекте понимания, в действительности.
Субъектность, внутренние условия понимания как линзы, направляющие фокус внимания
понимающего субъекта, проявляются в специфике интерпретации, приписывания событиям, явлениям и т. п. статуса фактов.
Вторая группа умственных действий проявляется в том, что для того чтобы что-то понять,
понимающему субъекту всегда нужно соотнести понимаемое со своими представлениями о должном.
Только наличие в психике
понимающего субъекта обоих компонентов даёт ему возможность порождать смысл понимаемого.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сторцевать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Понимающий субъект не дистанцирован от изучаемого мира, а находится внутри него, погружён в природную и социальную действительность.
Понимание истинности высказываний не зависит от индивидуально-психологических характеристик
понимающего субъекта.
Особенно отчётливо это проявляется в технических модельных реализациях интенциональных, целевых аспектов деятельности
понимающего субъекта.
Такая структура должна давать
понимающему субъекту возможность перевода неявной, имплицитной формы знания в эксплицитное объективное знание.
Подчёркивается прежде всего содержательная объективность знания, а то, что оно составляет «интеллектуальный багаж»
понимающего субъекта и возникает в результате его познавательной деятельности, хоть и признаётся, но не становится предметом специального анализа, остаётся «за кадром».
Таким образом, условно говоря, в эмпирической реальности понятие «действительного» по содержанию и объёму оказывается существенно меньше «возможного», которое редко полностью осознаётся
понимающим субъектом.
Важная функция фреймов заключается в том, что они не только указывают рамки, в которых следует понимать конкретные фрагменты мира, но и содержат нормативные предписания, т. е. указания на то, что должно оказаться в фокусе внимания
понимающего субъекта.
Более разумным, необходимым и достаточным мне представляется описание сути понимания посредством экспликации его главных категориальных признаков: выход за непосредственные границы содержания понимаемого и соотнесение предмета понимания с ценностно-нормативными представлениями
понимающего субъекта о должном.
Необходимость современного психологического анализа предвосхищения и прогнозирования определяется, во-первых, включённостью понимания в мышление субъекта и, во-вторых, необходимостью анализа соотношения осознаваемых и неосознаваемых альтернатив, которые или уже рассматриваются
понимающим субъектом, или потенциально возможны при интерпретации понимаемого.
Интересные перспективы в разработке блока целей открывают психологические исследования целеобразования, а в создании модели предметной области – выявленные в психологии понимания закономерности функционирования предметных знаний в познавательной деятельности
понимающего субъекта.
Подобное может приводить к искажению реально имеющейся картины сообщения в сознании
понимающего субъекта и, следовательно, преобразованию правды в неправду.
Ведь смысловая обработка и репрезентация представляют собой взаимообусловленные компоненты «семантического поля» психики
понимающего субъекта.
Она отсылает
понимающего субъекта к иному контексту любовных отношений, превращая женщину из пассивного объекта обожания в активного сопереживающего мужчине субъекта.
Понимание символических структур – наиболее типичный пример необходимости выявления
понимающим субъектом взаимно дополнительной детерминации понимаемого законами двух типов.
Разумеется, русский мыслитель не полагает, что у
понимающего субъекта отсутствуют сознание и самосознание.
Понимание порождается умственным действием путём выхода за пределы содержания знания, включения его в некоторый уже известный
понимающему субъекту и актуализируемый им из памяти контекст.
Я говорю о сопоставлении понимаемого с такими ценностными представлениями
понимающего субъекта, которые представлены в принимаемых им социальных, групповых, моральных нормах поведения.
Для
понимающего субъекта история – это способ, которым он осмысливает жизнь, выстраивает свой опыт во временную последовательность, дающую ощущение непрерывности и смысла жизни.
Если
понимающий субъект выдвигает гипотезу, делает предположение о том, к какой области относится объект, то он решает задачу на доказательство правильности своего предположения.
Процесс мышления
понимающего субъекта направлен на познание причинно-следственных связей объективной реальности и поиск истины.
Процесс понимания, предшествуя знанию, порождает плохо осознаваемый
понимающим субъектом контекст понимаемого.
При решении задачи на конструирование у
понимающего субъекта возникает форма понимание-объединение.
Значимость представлений
понимающего субъекта о должном можно проиллюстрировать сценкой из обыденной жизни.
Это новые подходы к исследованию психологической специфики понимания в нарративном подходе, герменевтике, психологии человеческого бытия; соотношение познавательных, когнитивных и экзистенциальных, бытийных компонентов понимания и самопонимания; понимание субъектом произведений искусства; анализ личностных качеств
понимающего субъекта, определяющих специфику понимания; половые и гендерные различия в понимании и взаимопонимании.
Понимающий субъект является органичной и неотъемлемой частью мира и потому внешние и внутренние условия его существования включены как во «внешние», так и во «внутренние» связи и отношения.
– Можете продолжать, сударь, – магистру было явно приятно общаться с
понимающим субъектом. – Ещё два вопроса с вашей стороны.