Обсуждаются предпосылки развития морали для поддержания внутригрупповой кооперации в условиях межгрупповой конкуренции как одного из видов регуляции
поведения индивида в сообществе.
Она изучает интересы, содержание сознания участников политики, политическое
поведение индивидов и групп.
При этом нравственная норма становится регулятором реального
поведения индивида, когда она входит в контекст ведущей деятельности и приобретает психологически действенный смысл.
Например, даже представляющееся чрезвычайно самоотверженным
поведение индивида может быть рационально объяснено достаточно полным учётом таких факторов, как благополучие других людей и общественное мнение.
Одной из основ
поведения индивида является соотношение между рассудочным подходом к решению житейских проблем и эмоциональными реакциями.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: передислоцирование — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
При этом в одном обществе определённое
поведение индивида будет девиантным, в другом оно будет правильным и даже заслуживать поощрения.
Опрос даёт информацию о субъективных мнениях, чувствах, мотивах
поведения индивида, во многих случаях является источником сведений об объективных процессах.
Оно обозначает те правовые нормы, которые упорядочивают
поведение индивидов, организаций в различных социальных сферах путём непосредственного правового регулирования.
Достижение результатов
поведения индивидов имеет значение для других членов сообщества, поскольку они зависят друг от друга.
Если воспринимать принципы рациональности
поведения индивидов и организаций чересчур буквально, то сама эта теория полностью лишается эмпирического подтверждения.
Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невербальные акты социального
поведения индивида или группы в определённой ситуации (в конкретных условиях).
Во-первых, делая упор на осознанности поведения (в противоположность его рациональности), она ставит под сомнение принцип «безусловной желательности» рационального
поведения индивида, утверждая значимость эмоций, сложившихся обычаев повседневности и деонтологических принципов.
Методология управления персоналом – рассмотрение сущности персонала как объекта управления, процесса формирования
поведения индивидов, соответствующего целям и задачам организации, методов и принципов управления персоналом.
Эта концептуальная схема, без сомнения, полностью согласуется с шотландской традицией, в соответствии с которой акты экономического
поведения индивидов формируются их опытом (см. [Marciano, 2006]), а также чувствами, которые они испытывают в отношении своего собственного поведения (см. [Stein, 1980: 9, 10]).
Таким образом, большинство определений диссоциации направлено в основном на описание границ, за которыми диссоциация осознания, личностной идентичности или
поведения индивида становится отклоняющимся от нормы и/или патологическим процессом.
Предмет социальной психологии формулировался следующим образом: социальная психология – это подраздел психологии, связанный с конкретным научным изучением
поведения индивидов.
Социальная система может рассматриваться в четырёх аспектах: как взаимодействие индивидов; как групповое взаимодействие; как иерархия социальных статусов (институциональных ролей); как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих
поведение индивидов.
То, что социологи и философы продвинулись в концептуализации «жизненного мира» несколько дальше психологов, не должно нас смущать: основной опыт нашей науки связан с прояснением психологических механизмов
поведения индивида или группы, всегда определённых и конкретных.
Наиболее распространённое представление об институтах заключается в том, чтобы рассматривать их как ограничения
поведения индивидов как индивидов, например: если существует ограничение скорости до 60 миль в час, как быстро я должен ехать?
Для всех разновидностей антропологически ориентированной истории характерен перенос акцента с исследования государственных институтов, экономических структур и больших общностей на изучение небольших групп, стратегий
поведения индивидов, а также переход от описания значимых событий к анализу повседневности.
Экономист разрабатывает модели на основании целесообразного
поведения индивидов не для того, чтобы объяснить это поведение (что является обязательной задачей психологов и биографов), а чтобы создать гипотезы о совокупных последствиях взаимодействия индивидов в определённой социальной структуре.
В последнее время всё больше авторов критикуют традиционное рассмотрение когнитивных и эмоциональных характеристик
поведения индивида как отдельных функций и процессов (Pessoa, 2008).
Сегодня необходимо избавляться от выраженного психологического детерминизма, завышенного противопоставления двух форм
поведения индивида – как автономного субъекта и в толпе.
Представления-праксис, то есть знание о том, как надо действовать, непосредственно связаны с конкретным
поведением индивида.
Такая схема достаточно удобна для понимания и анализа динамики нервно-психических процессов, влияющих на фактическое
поведение индивида.
Личное исключение из абсолютного детерминизма отменяется по мере продвижения научного анализа, особенно в учёте
поведения индивида.
При этом вопрос о фактическом изменении модели
поведения индивидов остаётся за рамками анализа.
Религиозная мораль прежде (в средневековом обществе, в обществе модерна вплоть до сер. XX в.) успешно регулировала
поведение индивида, ограничивала и сдерживала человека в некоторых его потребностях и склонностях, позволяла осуществлять контроль над ними, способствовала сплочению общества, вносила элемент единообразия в поведение людей.
Никто не сомневается, что при анализе
поведения индивида необходимо акцентировать внимание на особенностях восприятия им такой нравственной категории, как справедливость.
Однако наиболее масштабным направлением стало то, где в качестве референта устойчивых психодинамических особенностей
поведения индивида рассматривались его психофизиологические или нейрофизиологические характеристики.
Три основных проблемы приобрели ключевое значение в новейшее время: глобализация, информатизация и познание «другого», т. е. мотивации
поведения индивида, картина мира которого отличается от установившихся стереотипов данной цивилизации.
Бытие и паттерны
поведения индивида внутри группы не являлись результатом его осознанного выбора, будучи предопределены сложившимся укладом и механически воспроизводясь из поколения в поколение.
Он также выступает как важнейшая установка, регулирующая
поведение индивида.
Действительно, основная проблема методологии исторического познания связана с самим объектом исследования: внутренний мир человека ненаблюдаем и подвижен; внешнее
поведение индивида и групп не охватывает сущностных свойств человека; эксперимент и непосредственное наблюдение возможны лишь в ограниченной степени.
Формальные институты, состоящие из законов, правил и положений, являются регулятивными основами, которые управляют
поведением индивидов и фирм [North, 1990; Peng, 2009].
Авторы этих работ анализируют стыд в качестве культурного и социального регулятора
поведения индивидов и групп и отмечают, что возникновение переживания чувства стыда определяется не только индивидуально-психологическими факторами, но и социальными, и культурными.
Право организует нормативную структуру общества, общественное
поведение индивидов и активно вмешивается в модернизацию социальной и экономической структуры.
Предпринимательство как норма
поведения индивида позволяет увеличить количество самозанятого населения, снизить безработицу, повысить оборот субъектов малого предпринимательства за счёт отказа от другой работы, повышения вовлечённости в бизнес-процессы.
Таким образом, постоянно действующий в обществе институциональный императив направляет
поведение индивидов, поддерживает установленный порядок общественных отношений.
Часто в этих рамках любое предположение о том, что
поведение индивида необходимо понимать с точки зрения социального контекста этого лица, «освобождает индивида» от принятия личной ответственности за свои действия.
Обычаи, верования группы могут влиять на социальные факты последующего
поведения индивида.
Государство воздействует на правосознание и правовое
поведение индивидов, соблюдая определённые процедуры, используя механизм правового регулирования.
Эти случаи нестандартного социокультурного
поведения индивида можно дифференцировать на адаптивные, творческие, девиантные по медицинским причинам, протестные (криминальные) и экстравагантные формы привлечения внимания к себе (разумеется, приводимый перечень далёк от полноты).
Это приводит к необходимости формулировать различные правила
поведения индивидов, отличные от навыков и знаний, полученных на предшествующих этапах существования человечества.
Становится возможным выстроить модель того или иного социокультурного типа, соотнесение с которым, в свою очередь, объясняет
поведение индивида как представителя данной группы, социальной среды, эпохи.
Тяга к холизму, объяснению
поведения индивидов через целое, видовые паттерны, а то и абстрактную «эволюцию», приводит к забвению индивидуального фактора жизни, проявляющегося в инстинкте самосохранения и в стремлении к гедонизму.
Его специфическим развитием выступает социально-психологический метод, ориентирующий на изучение зависимости
поведения индивидов от их включённости в социальные группы и различных параметров последних, а также на исследование психологических характеристик групп (например, малых групп, национальных меньшинств, социальных слоёв и т. д.).