Рис. 4.
Пещерный рисунок фигуры на лыжах, которую тащит северный олень. Залавруга, Беломорье, Россия.
В
пещерных рисунках чётко представлены животные: здесь можно видеть буйволов, мамонтов, носорогов, львов, лошадей, козлов, оленей, медведей, китов, рыб, змей и птиц.
С конца XIX века, когда были открыты первые наскальные изображения, непрерывно множатся всё новые теории «смысла» или, что ещё рискованнее, «цели»
пещерных рисунков, и обычно это отголоски духа времени.
Но чем бы она ни была, дух
пещерных рисунков ближе к детской, чем к атмосфере современной разнузданности и современного страха.
Поэтому вместо того, чтобы начинать с
пещерных рисунков или анонимных групп кочевников, бродящих по равнинам, я начинаю эту историю в той точке, где живёт отдельный человек, а из неразличимых толп предыстории доносятся отдельные человеческие голоса.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отпылать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Первые проявления креативного мышления можно проследить ещё в доисторические времена, когда наши предки создавали
пещерные рисунки, оставляли за собой орудия труда и изобретали примитивные инструменты.
Главную роль в
пещерных рисунках играют животные.
И когда знатоки объявляют, что обнаружили на
пещерных рисунках «зачатки перспективы», они расписываются в том, что попали в ловушку полнейшего анахронизма.
Можно представить, что с началом обрядового радения общины
пещерные рисунки словно оживали на глазах, вызывали восторг, грань между действительностью и воображением стиралась.
Каждая из них украшена
пещерными рисунками и выглядит удивительно хорошо сохранившейся.
Подобное же происходит и при разглядывании
пещерных рисунков в свете мерцающих факелов, когда срабатывает нехитрый оптический спецэффект и фигурки начинают двигаться.
Также она тесно связана с древним мотивом «птица и ветка» – символами, которые отсылают назад к
пещерным рисункам палеолита.
От средневековых химер и бездонно вглубь, может быть, к самым
пещерным рисункам, протянулось ожерелье богатого народного творчества.
На стене всё теми же арабскими морщинами был выгравирован
пещерный рисунок: ухмыляющийся бородатый старик.
К этому времени человек уже мог иметь абстрактное понимание мира – об этом свидетельствуют дошедшие до наших дней
пещерные рисунки, а существование религиозных воззрений подтверждает и практика захоронения первобытных людей.