Философия даёт для теории государства и права, как и для других общественных наук, мировоззренческую основу, ориентиры, определяет направленность теоретического знания
о государстве и праве.
Я уже говорил
о государствах первого рода и впоследствии ещё возвращусь к рассмотрению случайностей, которые с ними могут происходить.
Метод науки
о государстве, как и метод естественных наук, ведёт от чувственных данных к первым принципам и является аналитическим.
Если таким образом учение о государственном праве и представляет обособленную область в пределах всего учения
о государстве, – оно всё-таки является только частью целого.
Плодотворная разработка индивидуального учения
о государстве возможна поэтому лишь на почве результатов обеих указанных основных дисциплин.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: продубить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Именно поэтому
о государстве, нации, народе, армии, культуре и т. п. он сам иногда может говорить, как о реальных единствах, а не просто совокупностях действий.
Учение
о государстве должно, таким образом, принимать во внимание выводы других наук и вместе с тем считаться с той связью, которая существует между ним и этими науками.
Разумеется, политику нельзя смешивать с наукой
о государстве.
В первом значении его можно назвать специальным, во втором – индивидуальным учением
о государстве.
Таким образом возникает общее учение
о государстве, уже с самого начала являющееся теорией правовой, сознательно противополагаемой политическому способу изучения государства.
Содержанием прикладной науки
о государстве также служат нормы.
Психология, учение о психических состояниях и актах, является поэтому необходимым предположением всех гуманитарных наук, в том числе учения
о государстве.
Отсюда вытекает важное методологическое различие между социальным учением
о государстве и учением о государственном праве.
Понятия
о государстве и необходимости для него одной сильной власти тогда ещё не было.
Именно в тех превращениях, которые претерпело это понятие в науке
о государстве новейшего времени, сказался переворот, пережитый самой наукой.
Дело идёт не только о достоинстве короны,
о государстве, о жизни, может быть…
История государства и права зарубежных странотносится к историко-правовым наукам, так как она связана не только с наукой историей, но и с наукой
о государстве и праве.
Этим положена основа тому направлению в учении
о государстве, которое считает важнейшим своим объектом вопрос об идеальном типе государства.
Подобно большинству других областей знания, впоследствии распавшихся на многочисленные дисциплины, наука
о государстве на заре истории является одной наукой.
Не существует также особого философского учения
о государстве или государственном праве, метафизики государства.
Только политика как прикладная наука
о государстве признаётся государствоведами этой эпохи самостоятельной дисциплиной.
Если не получается, то они уходят с постов, предоставив заботы
о государстве новым политикам.
Общее учение о государственном праве, т. е. учение о юридической природе государства и основных государственно-правовых понятиях, составляет, таким образом, только часть общего учения
о государстве.
Это широкое понятие общества имеет, однако, большое значение для учения
о государстве, как корректив к ложным и односторонним теориям.
Понятие справедливости связано с представлением
о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения.
Действительно, политики не получится из споров
о государстве или экономике.
История политических и правовых учений сориентирована на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса развития теоретических знаний
о государстве, праве, политике, законодательстве.
С развитием общества, уровня общественного сознания, культуры, идеологии меняются представления
о государстве и праве, отдельных их сторонах, месте и роли в развитии общества.
На основе изложенного нетрудно сделать вывод о том, что казначейство в современной экономике представляет важный организационный элемент управления финансами любой крупной компании, не говоря уже
о государстве.
Учение
о государстве и о государственном праве – не противоположности.
Знание
о государстве и общественной жизни и желание творить, терпеть, любить.
Наука
о государстве ограничивается исключительно исследованием государства и союзов, входящих в него в качестве его неразрывных составных частей.
Все исследования об эмпирическом, биологическом, естественнонаучном, социологическом методах изучения государства в действительности относятся к социальному учению
о государстве.
Это различие – коренное, устраняющее всякую возможность смешения обеих частей учения
о государстве.
Таким образом, возникает потребность в общем учении
о государстве, объектом которого служит государство не только в качестве субъекта прав, но и во всей совокупности его признаков.
Особенное учение
о государстве есть, таким образом, либо учение об отдельных учреждениях государства вообще, либо учение об учреждениях отдельного государства.
Петражицкий выступал против традиционных подходов в учении
о государстве, праве и морали в обществе, уделив пристальное внимание юридическим и политическим институтам.
В учении
о государстве это представление об идеальном типе неизбежно приводит к стремлению найти лучшее, наиболее совершенное государство и сравнить с ним существующие государственные учреждения.
Теория государства и права является важнейшей теоретической наукой
о государстве и праве.
Только ли заботой
о государстве, об общем благе, о чём они с таким жаром рассуждали в молодости.
Многое из того, что приписывается платоновскому и аристотелевскому учению
о государстве, относится, вероятно, к предшествовавшей эпохе, политическая литература которой, к сожалению, сохранилась лишь в немногих отрывках.
Широко поставленное учение
о государстве служит основой всякого теоретического познания государства.
Так, например, учение
о государстве и праве помимо общей теории государства включает целый комплекс юридических дисциплин.
История же учения
о государстве в значительной мере является историей попыток познать типичное государство и в существе означает поэтому превращение всякого учения о государстве в политику.
И всё же, речь в этой части идёт не столько
о государстве, сколько об обществе.
Как наука теория государства и права представляет собой систему знаний
о государстве и праве, их глубинных свойствах, о соотношении с другими социальными явлениями и науками.
Разве среди древнегреческих философов не было таких, которые бы трактовали о физике и
о государстве?
Типы, исследуемые учением
о государстве, могут быть двоякого рода, соответственно двум научным точкам зрения, с которых государство может быть рассматриваемо, – историко-социальной и юридической.
Без систематического изложения марксистского учения
о государстве международное коммунистическое движение не смогло бы двигаться вперёд.
Нигде мы не находим, однако, твёрдого, общепризнанного, объективного признака отличия учения
о государстве от государственного права и политики, а соответственные труды полны поэтому неясностей и противоречий.