Наблюдается патологически ускоренное асинхронное развитие
отдельных психических функций.
Проведены различные исследования
отдельных психических функций, особенностей формирования знаний, умений и навыков у старших дошкольников и младших школьников с задержкой психического развития.
Трудности обучения вызываются парциальной слабостью
отдельных психических функций или их компонентов.
В результате такого подхода человек был представлен совокупностью
отдельных психических функций, из суммы которых невозможно было судить о его личности в целом.
Исходя из этого, «способности есть свойства функциональных систем, реализующих
отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности» (Шадриков, 2001, с. 26).
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отвозка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Если в классической психиатрии диагностируются симптомы, связанные с нарушениями
отдельных психических функций, не затрагивающие собственно человеческой сущности пациента, то в рамках гуманитарной психиатрической ориентации рассматривается человек и как целое (с позиции биопсиходуховного единства), и как индивидуальность.
Иными словами, эндопсихику мы вполне отождествляем с нервно-психической организацией человека, рассматривая эту последнюю как сложный, организованный, непрерывно действующий двусторонний (психофизиологический) процесс, причём
отдельные психические функции составляют части или стороны этого процесса, тесно между собой связанные, но в то же время пользующиеся в своей деятельности относительной независимостью.
Атомистический и функциональный анализ, который господствовал в научной психологии на всём протяжении последнего десятилетия, привёл к тому, что
отдельные психические функции рассматривались в изолированном виде, метод психологического познания разрабатывался и совершенствовался применительно к изучению этих отдельных, изолированных, обособленных процессов, в то время как проблема связи функций между собой, проблема их организации в целостной структуре сознания оставалась всё время вне поля внимания исследователей.
Данная закономерность связана с трудностями формирования системных связей и взаимодействия
отдельных психических функций.
Недостаточно разработаны механизмы участия сознания в интеграции деятельности
отдельных психических функций и компенсации их дефектов.
В истории психологии личностный принцип появляется в связи с преодолением идей функционализма как направления, изучающего
отдельные психические функции – ощущение, внимание, память и др. в отрыве от человека и его целостной психики.
При этом нарушении наблюдается сочетание не только двигательных расстройств, но и речевых, задержка
отдельных психических функций.
Во-вторых, психические и поведенческие отклонения можно рассматривать не как проявление внутреннего дефекта, а как крайнюю степень выраженности
отдельных психических функций или паттернов поведения у конкретных индивидов.
Необходимы умения изучать внутренний мир ребёнка, состояние
отдельных психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения и др.); умение работать как со слабыми, так и с одарёнными детьми; выявлять «зону ближайшего развития», предвидеть возможные и учитывать типичные затруднения.
Представление о нормальном ходе психического развития опирается, как известно, на соответствие возрастным рамкам определённых формальных показателей становления
отдельных психических функций (восприятие, моторика, речь и т. д.).
Патопсихология – раздел психологии, в рамках которого разрабатываются вопросы аномального психического развития, исследуются дефекты
отдельных психических функций, а также инволюционные и деструктивные психические состояния.
В процессе детского развития не только формируются
отдельные психические функции и свойства, но, кроме того, усложняются их взаимосвязи – и таким образом создаются и совершенствуются функциональные системы.
Мы можем более или менее успешно моделировать
отдельные психические функции, но мы не можем и не сможем смоделировать всего гомункулуса просто потому, что, поднимаясь ко всё более и более высоким этажам психического, мы сравнительно быстро достигаем областей, сложность которых превышает наши способности познания.
Первую и вторую плоскости мы можем объединить под одним заголовком, в связи с тем, что рассмотрение
отдельных психических функций будет произведено нами в первую очередь исходя из патопсихологических синдромокомплексов.
До тех пор эти перемены считались почти немыслимыми, поскольку в течение четырёхсот лет было принято считать, что мозг не может изменяться; учёные представляли мозг как великолепный механизм, состоящий из разных частей, каждая из которых выполняла
отдельную психическую функцию на своём месте.
В состав этой целостности входит огромное число
отдельных психических функций.
В научно литературе сложилось понимание того, что искажённое развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, повреждённого и ускоренного развития
отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований.
Способности индивида определяются как свойства функциональных систем, реализующих
отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности познания окружающего мира и организации адаптивного поведения.
Специфической особенностью данной системы является то, что она формируется на базе природных функциональных систем, реализующих
отдельные психические функции.
Многообразие клинических проявлений, вызванных ранним поражением центральной нервной системы, обуславливает своеобразие познавательной деятельности, которая характеризуется, прежде всего, неравномерностью развития
отдельных психических функций.
Для медработников среднего звена вполне доступны большинство методов исследования состояния
отдельных психических функций, некоторых свойств личности (например, темперамента, самооценки, степени тревожности).
Способности являются свойствами функциональных систем, реализующих
отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности (подробнее этот вопрос будет рассмотрен в четвёртой главе).