Наиболее отчётливо это смещение исследовательских интересов заметно в области
организационной психологии и социологии организаций.
Я длительное время работала начальником центра
организационной психологии.
Отмечая, что
организационная психология имеет весьма глубокий культурологический аспект, исследователи разрабатывают концепции культуры производства.
Руководство по промышленной и
организационной психологии настоятельно рекомендует не прибегать к такого рода тестам при отборе кандидатов, и на это есть веские причины.
Говоря о взаимовлиянии экономической науки и исследований жизнеспособности как психологического понятия, прежде всего, следует обратить внимание на бурно развивающуюся
организационную психологию и психологию управления.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: оскобленный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Основным полем приложения
организационной психологии представляются организационные факторы производства.
Что объединяет
организационную психологию и психологию труда?
Взаимоотношения проблематики
организационной психологии с проблемами социальной психологии и психологии труда видны на каждом конкретном примере психологического обеспечения работы с персоналом предприятия.
Вместе с тем сложность индивида как объекта исследования, сложность и динамичный характер организационной среды как предмета исследования, неоднозначность проявления и влияния индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик индивида и группы как факторов влияния на организационные процессы делают предметом
организационной психологии широкий круг явлений, смыкающих еес другими отраслями психологической науки: психологией личности, дифференциальной психологией, социальной психологией, психологией труда, общей психологией, психологией развития.
Однако наработки и опыт развития
организационной психологии продемонстрировали к настоящему моменту плодотворность синтеза знаний из обособленных направлений в целом, и особенно – важность развития такого синтезированного направления, как социальная психология труда.
При этом в сфере
организационной психологии развиваются релевантные данной проблематике теоретические концепции – широко обсуждаются такие понятия, как обучающаяся организация, компетентная организация и др. [2].
Наиболее острый интерес к проблемам управления организационными и микрогрупповыми культурами пришёлся на вторую половину 1980-х, а с середины 1990-х годов эта тема стала утрачивать актуальность и вытесняться на периферию зарубежной
организационной психологии и теории управления.
И в то же время мы исключили небольшой фрагмент, касающийся организационных конфликтов: область
организационной психологии относится к одной из наиболее динамично развивающихся, а это требует её более основательного и, возможно, отдельного освещения.
Отметим, что понимание сущности культуры безопасности в
организационной психологии приходит через ассимиляцию понятий о том, что такое общая культура, что такое организационная культура и каким образом происходит их взаимное проникновение и взаимовлияние.
Таким «интегратором» знаний, а одновременно – «катализатором» интеграции психологии труда и социальной психологии и служит
организационная психология, вобравшая в себя опыт психологии управления и использующая концепции социальной психологии и психологии труда, а также психологии мотивации, психологии лидерства и прочее.
Опыт создания и практика использования концептуального аппарата
организационной психологии подсказывают необходимость и возможность интеграции таких основополагающих направлений в психологии, как социальная психология и психология труда, на уровне концептуальных аппаратов этих направлений и на уровне прикладных разработок.
Например, индивидуальное и групповое отношение к времени в
организационной психологии чаще всего изучается с помощью опросников, а также качественных методов: глубинного интервью, включённого наблюдения, анализа множественных кейсов, контент-анализа и анализа дискурса.
Один из важных выводов, который я сделал в первые же несколько лет занятий
организационной психологией, это поразительное отличие организационного организма от живого человеческого.
Всё это приводит к тому, что вопросы
организационной психологии и психологические проблемы служебной деятельности персонала довольно часто решаются всего лишь на уровне здравого смысла (или его отсутствия).
При отборе данного учебного материала авторы руководствовались пониманием того, что предметом методологии
организационной психологии выступает, прежде всего, сама наука, взятая в целостности её принципов, критериев научности и встроенная в общечеловеческую культуру и в социальную практику.
На фоне этих поисков
организационная психология выступает продолжением общего социального и культурного проекта, с присущими для своей научной отрасли специализированными исследовательскими средствами.
Но и она не удалась – закрыли тогдашнюю кафедру
организационной психологии и лидерства моей альма-матер – Государственного университета управления.
Рассматриваются философские и социологические предпосылки анализа социально-экономического мира, обсуждается специфика методологических проблем
организационной психологии, анализируются ресурсы организации с точки зрения ценности кадрового потенциала.
– В основной массе книги академические и то, это больше
организационная психология.
Итак, речь, в данном случае, пойдёт о понятиях, которые описываются терминами «competence» и «competency», и появившимися в англо-американской
организационной психологии во второй половине XX века.
Всё большее количество психологов приходит к выводу, что эмпирически полученные
организационной психологией факты слабо подкреплены научно обоснованными обобщениями.
Вместе с тем важно, чтобы студенты и будущие специалисты
организационной психологии имели представления о конкретных проблемах делового взаимодействия и служебной деятельности человека в условиях противоречивых мнений и необходимости сотрудничества с точки зрения методологического анализа и предвидения отдалённых социальных и социально-психологических следствий принимаемых ими решений.
Потенциал становления
организационной психологии определён усовершенствованием мышления психолога, его компетентностями и творческими способностями к моделированию условий, которые в итоге всех предпринимаемых усилий и определяют его вклад в эффективное функционирование организации в существующих рамках социально-экономического пространства и времени.
Организационная психология уже накопила определённый объём эмпирического материала, который представляет собой достаточно разнородную совокупность проектов.
Хотя этот эксперимент вовсе не был исследованием лидерства в организациях (выделенные стили были результатом наблюдений за детьми и их воспитателями), но намёк на организационное лидерство привлёк внимание многих исследователей
организационной психологии, и теперь этот эксперимент считается классическим в данной отрасли.
Однако, как мы тоже уже видели, это не мешает зарубежным знатокам
организационной психологии и старающимся не отстать от них отечественным авторам трактовать отношения в иерархически упорядоченных объединениях людей исключительно как одностороннее воздействие руководителей на подчинённых.
Задачей психологии народов (ей предстоит возродиться, а точнее – просто наконец-то родиться) и задачей
организационной психологии (ей предстоит преобразиться) станет помощь, соответственно, большим и малым сообществам в развитии.
Вместе с тем, на протяжении последних десяти лет в социальной и
организационной психологии растёт понимание того, что малые группы включены в динамику организационных изменений, развиваются во времени, имеют прошлое и ожидаемое будущее, которые влияют на их деятельность в настоящем [14].
Индустриальная/
организационная психология интегрирует социальную психологию и бизнес, обеспечивая лучшее понимание социальных отношений в организациях (Pfeffer, 1998; Roberts et al., 2003; Van Vugt, Hogan & Kaiser, 2008).
Синтез социальной психологии и психологии труда в наибольшей мере востребован в ситуациях, когда необходимо решать практические задачи, составляющие, уже традиционно, проблемное поле
организационной психологии (см. рисунок 1).
Я упорно работала, чтобы получить учёную степень в области
организационной психологии.
Учебного пособия по университетскому курсу «Методология
организационной психологии» не существует.
Философско-методологические идеи являются основой для становления и развития
организационной психологии, предопределяя новые её возможности, а также предоставляя свободу в поиске новых форм рефлексии в условиях сохранения и обращённости к культурным функциям.
Большое значение при принятии экспертного решения имеет авторитетность эксперта, которая определяется «кредитностью» в той области знания, которую он представляет (а именно область
организационной психологии), кредитностью эксперта (организация, которую он представляет, степень, звание, должность, профессиональный опыт и др.), личным отношением доверия-недоверия между заказчиком и экспертом и др.