Выявлены и обоснованы основные направления и пути совершенствования
олимпийского воспитания учащейся молодёжи и юных спортсменов.
Уже созданы концепции спартианского движения, спортизированного физического воспитания, валеологического и
олимпийского воспитания молодёжи.
Разработаны также теория, программы и технологии
олимпийского воспитания как разновидности спортивно-гуманистического воспитания; дан целостный анализ форм и методов этой педагогической деятельности с учётом отечественного и зарубежного опыта; впервые сформулирована диагностическая процедура определения уровня сформированности олимпийской культуры личности; разработана концепция и программа использования в системе олимпийского образования информационных технологий.
Данный раздел монографии посвящён изложению теории
олимпийского воспитания, в которой даётся научно обоснованная характеристика сущности, целей, задач, структуры этого воспитания, его специфики, отличия от других форм и видов воспитания, взаимоотношения с ними.
Олимпийское воспитание является тем средством, которое способствует развитию общественной и личной морали.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ржавчинник — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Прежде всего важно уточнить понятие воспитания, определённой разновидностью которого является
олимпийское воспитание.
Такова краткая характеристика того понимания культуры на основе учёта её связи с ценностным отношением, которое используется в теории
олимпийского воспитания.
Важное место в системе концептуальных положений теории
олимпийского воспитания занимают идеи и идеалы гуманизма.
Как правило, признается, что
олимпийское воспитание (образование)– это определенная педагогическая деятельность, которая осуществляется в структуре олимпийского движения, ориентирована на ценности (идеалы, нормы, образцы поведения и т. п.) олимпизма и ставит своей целью приобщение воспитуемых (при их активном участии) к этим ценностям.
Проблемы
олимпийского воспитания (образования) привлекают внимание многих учёных и специалистов-практиков в нашей стране и за рубежом.
Таким образом в понимании
олимпийского воспитания (образования) имеют место существенные разногласия.
Олимпийское воспитание как педагогическая деятельность, которая в своих целях и задачах опирается на идеи и ценности олимпизма, ориентирована на все социально-демографические группы населения.
На основе учёта общей концепции олимпийского движения, идеалов и ценностей олимпизма были уточнены содержание, цели, задачи, средства и методы
олимпийского воспитания [см.: Гутин, 1984; Самусенков, 1989; Сегал, 1990; Столяров, 1984а, б, 1988а, г, 1989а, в; Stolyarov, 1983, 1985 и др.].
Цель исследования состояла в том, чтобы получить научно-обоснованную информацию о состоянии и путях совершенствования спортивно-гуманистического и
олимпийского воспитания детей и молодёжи.
Важную роль в теории
олимпийского воспитания играет её понятийный аппарат, позволяющий выделять изучаемые явления, дифференцировать их друг от друга.
При таком подходе
олимпийское воспитание не связывается не только с олимпийским движением, но даже со спортом, и отождествляется с гуманистическим воспитанием вообще.
Среди учёных и педагогов нашей страны также существуют различные подходы к пониманию
олимпийского воспитания (образования).
Необходима теория
олимпийского воспитания, дающая научно обоснованную характеристику этой педагогической деятельности.
Эти принципы использованы для определения понятий теории
олимпийского воспитания, в том числе понятия «спорт».
Важное место в понятийном аппарате теории
олимпийского воспитания занимает понятие спорта.
Не только на практике, но и в теории широко распространено очень узкоепонимание содержания педагогической деятельности, называемой «
олимпийским воспитанием (или образованием)»: её цель и задачи сводят к формированию лишь знанийоб олимпийском движении и олимпизме.
Прежде всего, важно уточнить понятие воспитания, определённой разновидностью которого является
олимпийское воспитание. Но воспитание – элемент социализации.
Опираясь на понимание
олимпийского воспитания как элемента более широкого процесса олимпийской социализации, автор в ряде публикаций обосновал необходимость разработки не только теории олимпийского воспитания, но и теории олимпийской педагогики.
Важное значение в теории
олимпийского воспитания имеет понятие «спортивная культура личности».
Олимпийское воспитание – сложная педагогическая деятельность.
Была получена также важная социологическая информация о состоянии и эффективности
олимпийского воспитания школьников, студентов, юных спортсменов в нашей стране и некоторых других странах.
Проблемы в интерпретации этих базисных понятий затрудняют истолкование и основных понятий
олимпийского воспитания.
Однако учитывается, что это лишь краткая и самая общаяхарактеристика
олимпийского воспитания, которая, разумеется, нуждается в уточнении, дополнении, конкретизации.
Книга основана на результатах многолетней (более 30 лет) деятельности автора по разработке и практической реализации теории
олимпийского воспитания.
Иногда
олимпийское воспитание отождествлялось с воспитанием целостной, гармонично развитой личности.
Преобладание в этих иллюстрациях материалов, касающихся
олимпийского воспитания школьников, объясняется тем, что именно это его направление наиболее широко представлено как в теории, так и в практике данной педагогической деятельности.
Адрес и контактные телефоныдля получения дополнительной информации: 105122, Москва, Сиреневый бульвар, 4, РГАФК, зав. кафедрой философии, социологии и теории
олимпийского воспитания, проф.
Олимпийское воспитание предполагает их гуманистическую ориентацию.
Однако до сих пор по многим важным вопросам
олимпийского воспитания высказываются существенно различные мнения.
Результаты разработки научно-методических основ
олимпийского воспитания изложены не только в многочисленных публикациях автора, но также в кандидатских и докторских диссертациях его учеников.
Поэтому изложение теории
олимпийского воспитания целесообразно начать с уточнения и обоснования её базисных понятий.
На основе проведённых исследований была обоснована важная роль гуманистических (в том числе олимпийских) ценностей в воспитании детей и молодёжи, необходимость проведения работы по спортивно-гуманистическому и
олимпийскому воспитанию подрастающего поколения, уточнены цели, задачи, средства, методы и т. д. этой педагогической деятельности.
Разработка проблем спортивно-гуманистического и
олимпийского воспитания.
Понятийный аппарат теории
олимпийского воспитания – это целостная система научно обоснованных понятий, основными из которых являются «олимпийское воспитание» и «олимпийское образование».
Автор данной монографии анализ проблем
олимпийского воспитания начал (по-видимому, первым в нашей стране) в 1984 г. в рамках реализации разработанной им комплексной целевой программы «Воспитание детей и молодёжи на основе использования идеалов и ценностей олимпизма».
Предметом изучения первой является такой важный элемент процесса олимпийской социализации как
олимпийское воспитание, а второй – данный процесс в целом.
Помимо этого обсуждаются прикладные аспекты
олимпийского воспитания – вопросы его организации и методологии.
Автор надеется, что разработанная им и излагаемая ниже теория
олимпийского воспитания послужит стимулом для активизацииобсуждения сложных и дискуссионных проблем этого воспитания.
Однако для их введения и разъяснения требуется рассмотреть комплекс базисных понятий, таких как «социализация», «воспитание», «гуманизм», «спорт», «культура», «спортивная культура» и др., которые играют важную роль в теории
олимпийского воспитания, но используются не только в ней, но и в других теориях.
Учитывая широкое распространение другого термина «олимпийское образование», иногда будет применяться термин «
олимпийское воспитание (образование)».