По интеллектуальному моменту она характеризуется непредвидением
общественно опасных последствий.
Ошибка относительно
общественно опасных последствий чаще всего заключается в ошибочном представлении лица о размере причинённого преступлением вреда.
Под совместностью понимаются дополняющие и обусловливающие друг друга действия участников, направленные на совершение общего для них преступления и достижение единого
общественно опасного последствия.
Объективная сторона правонарушения –
общественно опасные последствия противоправных действий.
Учитывая влияние скрытых факторов, суд выявил все признаки состава неосторожного преступления трёх капитанов, совершённого по небрежности, когда каждый из них не предвидел возможность наступления
общественно опасных последствий своих как действий, так и бездействия, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия, как это видно из приговора суда.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: поюродствовать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Здесь уравнительный аспект справедливости выражается преимущественно в том, каковы
общественно опасные последствия деяния – единый объективный масштаб криминализации, ибо уголовное право охраняет общественные отношения именно от ущерба.
Правоприменитель заключает, что причинённый вред суть
общественно опасные последствия действий физического лица, причём это не ущерб от проступков.
И учебник пошёл этим путём: от «случайного» в понимании материалистической диалектики он прямо переходит к «случаю» в смысле уголовного права: «При установлении наличия этой связи между действиями данного лица и определёнными
общественно опасными последствиями мы должны, – говорит учебник, – разрешить, являются ли они необходимыми или случайными последствиями совершенного данным лицом действия».
Общественно опасные последствия оцениваются как социальные последствия преступности (обычно какого-либо одного её вида), сравнивается тяжесть социального ущерба, причиняемого поведением людей, и весомость социально-нравственных, материальных издержек от криминализации такого поведения, выясняется возможность предотвращения указанного ущерба другими, менее жёсткими, чем уголовно-правовые, средствами.
Оно может выражаться различными степенями вины: прямой умысел (сознательно), косвенный умысел (нарушение закона – побочный эффект его деятельности), преступная самонадеянность (когда человек знает, что он нарушает закон и могут возникнуть
общественно опасные последствия), небрежность (когда человек не знал, что нарушает закон, но должен был бы знать).
Обязательный признак ряда преступлений в сфере экономической деятельности – наступление предусмотренных законом
общественно опасных последствий.
Только общественно опасное и противоправное деяние, обладающее признаками осознанности и волимости, может явиться причиной
общественно опасного последствия.
В-четвёртых, участие в коллаборационизме должно иметь направленность на причинение ущерба, т. е. существенных
общественно опасных последствий.
Если в результате неосторожных действий нескольких лиц (родных, коллег, соседей, друзей, знакомых, должностных лиц, юристов и т.д.) наступают
общественно опасные последствия, то каждое из этих лиц несёт самостоятельную ответственность за действия, совершённые лично им.
Следовательно, установление прямой причинно-следственной связи между действиями обвиняемого и наступившими
общественно опасными последствиями является обязательным условием для обвинения лица в совершении преступления.
Методом общепредупредительных уголовно-правовых отношений автор считает установление уголовно-правового запрета; методом регулятивных уголовно-правовых отношений – метод наделения граждан правами на активную защиту от общественно опасных деяний и предупреждение
общественно опасных последствий.
Но это не означает, что причинение
общественно опасных последствий не может иметь места вследствие неумышленных действий нескольких лиц.
Специфика объекта посягательства определяет и специфику характера
общественно опасных последствий, которые наступают в результате совершения преступлений против общественной безопасности и общественного порядка.
Полагаем, что данная точка зрения, безусловно, неверная и свидетельствует о незнании (непонимании) специфики отечественного рейдерства, которое сопряжено с целым комплексом
общественно опасных последствий и осуществляется с применением криминальных (незаконных) методов и средств.
Являясь психическим отношением субъекта к своему противоправному поведению и его последствиям, степень вины существенно зависит от меры осознания общественной опасности деятельности, предвидения и желания
общественно опасных последствий или возможности их предвидения, то есть от уровня и качества отражения действительности, полноты и содержания сознания субъекта преступления, характера регуляции криминального поведения, постоянной или преходящей дефицитарности мышления.
При втором варианте речь идёт о предвидении лицом
общественно опасных последствий своих действий.
Таким образом,
общественно опасные последствия поведения всегда причиняют вред охраняемым уголовным законом интересам.
Такое методологическое решение позволяет обнаружить и взять под контроль закономерности образования
общественно опасных последствий, характеризующих дорожно-транспортную преступность, независимо от того, как в настоящее время в стране ставится вопрос об ответственности участников дорожного движения за неосторожные деяния.
Коль скоро
общественно опасные последствия представляют собой причинённый общественным отношениям вред, объект посягательства становится неотъемлемой частью единичного преступления.
Позже автор выделила несколько иные виды сложного единичного преступления: составные; составы с двумя
общественно опасными последствиями – основным и другим, более тяжким; составы с альтернативными элементами; составы, в которых менее тяжкое преступление служит способом совершения более тяжкого преступления; длящееся преступление и продолжаемое преступление.
Но совершенно по-другому дело обстоит при увеличении числа контролирующих лиц в процессе работы источников повышенной опасности – вероятность наступления
общественно опасных последствий уменьшается прямо пропорционально.
В отличие от преступлений с материальным вредом, который выражается в изменениях во внешнем мире, в физическом или имущественном ущербе, преступления с нематериальным вредом не приводят к каким-либо явным
общественно опасным последствиям, влекущим быстрое и радикальное реагирование со стороны правоохранительных органов.
Законодатель признаёт преступлением, как следует из правового анализа этих норм, не сам факт недобросовестного отношения к своим функциональным обязанностям, а только подобные действия в случае причинения ими конкретно указанных в норме
общественно опасных последствий.
Категория же преступлений должна определяться не только и не столько
общественно опасными последствиями виновного деяния, сколько степенью интенсивности злой воли правонарушителя (характером, последствиями обмана, насилия, небрежности) и её связи со способом, местом, временем и повторным совершением конкретным лицом правонарушений, которые перерастают в новое качество преступления.
Факт наступления или отсутствия
общественно опасных последствий на квалификацию содеянного не влияет.
Совместная деятельность нескольких лиц, в результате которой по неосторожности причиняются
общественно опасные последствия, в теории уголовного права получила название «неосторожного сопричинения».
Вторым признаком объективной стороны рассматриваемого преступления является наличие
общественно опасных последствий – смерти посягающего лица.
Для признания подсудимого виновным государственный обвинитель должен доказать, что действия или бездействие имели
общественно опасные последствия, или что подсудимый не выполнил обязанности по принятию всех необходимых мер во избежание уголовно наказуемых последствий.
Неоспоримым является тот факт, что любое преступление обязательно характеризуется
общественно опасными последствиями, поскольку деяние признаётся преступлением только тогда, когда оно причиняет вред или создаёт угрозу причинения вреда охраняемым уголовным законом объектам.
Под винойв уголовном праве понимается психическое отношение лица к совершаемому им запрещённому законом действию (или бездействию) и возможному
общественно опасному последствию в форме умысла или неосторожности.
Отличительная особенность составов, включённых в эту главу, заключается в том, что по конструкции все они формальные, преступления окончены с момента совершения соответствующего деяния,
общественно опасные последствия находятся за их пределами и на квалификацию не влияют.
При косвенном умысле лицо, предвидя реальную возможность причинения своим деянием каких-либо
общественно опасных последствий, вовсе не хочет, чтобы они наступили.
Целью деятельности виновного в этом случае является какой-то иной результат, возможно, даже и не общественно опасный, но, стремясь к его достижению, лицо выбирает опасный способ, понимает более или менее определённо, что могут наступить соответствующие
общественно опасные последствия, и соглашается с этим, т. е. сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично.
Если же действия лица невиновно вызвали
общественно опасные последствия, его поведение не является преступлением.
Прямой умысел существенно отличается от косвенного по третьему, наиболее важному признаку умышленной вины – желания или нежелания наступления прогнозируемых
общественно опасных последствий.
Состав похищения человека сформулирован законодателем как формальный: объективная сторона преступления исчерпывается самим деянием,
общественно опасные последствия лежат за рамками состава.
Понятие крупного размера в данном случае не используется законодателем в качестве характеристики
общественно опасных последствий, а отражает масштаб (размер) самого деяния.
Общественно опасные последствия различного рода конфликтных ситуаций в местах лишения свободы представляют собой угрозу для жизни и здоровья не только осуждённых и сотрудников, но и общества в целом.
Признаками прямого умысла являются сознание – если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), цель – если предвидело возможность или неизбежность наступления
общественно опасных последствий и мотив – если желало их наступления.
Так, при легкомыслии лицо предвидит возможность наступления
общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но при этом не сознаёт характера своих действий (бездействия).
Так, принцип вины представляет собой основное положение уголовного закона, которое состоит в том, что «лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие
общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина».
Причинная связь между общественно опасным деянием и
общественно опасным последствием является необходимой и закономерной в том случае, если деяние выступает в роли необходимого условия наступления этого последствия.
Часть 3 этой же статьи определяет, что преступление признаётся совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления
общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось у ним безразлично.