Курс подготовлен известными российскими учеными в области уголовного права. В IV томе рассматриваются понятие, система и виды преступлений против общественной безопасности, общественного порядка, здоровья населения и общественной нравственности, экологические, транспортные преступления, преступления в сфере компьютерной информации, анализируются особенности их квалификации, исследуются приемы и способы отграничения от смежных составов. Для преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов и факультетов, работников правоохранительных органов и судов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Полный курс уголовного права. Том IV. Преступления против общественной безопасности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Коллектив авторов, 2008
© Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2008
Глава I
Преступления против общественной безопасности и общественного порядка
§ 1. Понятие, система и общая характеристика преступлений против общественной безопасности и общественного порядка
Раздел о преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка как самостоятельное структурное подразделение в Уголовном кодексе Российской Федерации выделяется впервые. Данное обстоятельство еще раз подчеркивает необходимость определения понятия и содержания общественной безопасности и общественного порядка как родового объекта этой группы преступлений.
Термин «безопасность» давно используется в учебной литературе и доктрине уголовного права (государственная безопасность, общественная безопасность, безопасность личности, экологическая безопасность, безопасность движения и т. д.). В последние годы в законодательстве получил свое закрепление и термин «национальная безопасность». Под национальной безопасностью России понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в государстве. Согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции от 10 января 2000 г.), она представляет собой систему взглядов на обеспечение в России безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Мнение о том, что безопасность личности, общественная безопасность и государственная безопасность являются видовыми составляющими национальной безопасности, поддерживается и социологами, и политологами и юристами.
На законодательном уровне понятие «общественная безопасность» впервые было использовано в УК РСФСР 1922 г., в котором глава 8 Особенной части именовалась «Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок». Однако само понятие безопасности было раскрыто лишь в Законе РСФСР от 18 марта 1992 г. «О безопасности». Согласно ст. 1 данного Закона безопасность есть состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Данное определение основывается на лингвистическом представлении о том, что безопасность есть «отсутствие опасности; сохранность, надежность»[1] или «положение, при котором не угрожает опасность кому-, чему-нибудь»[2]. В этом определении законодатель акцентирует внимание на том, что безопасность, во-первых, выступает в качестве определенного социального явления и, во-вторых, является существенно важным социальным благом.
Как правовое явление и объект уголовно-правовой охраны общественная безопасность стала предметом серьезных научных исследований сравнительно недавно, и поэтому в юридической литературе относительно объема и содержания данного понятия существуют различные точки зрения. До недавних пор большинство авторов связывало понятие общественной безопасности либо с нарушением правил взаимодействия людей с техническими системами, либо с нарушением правил обращения с общеопасными предметами. Так, Г. А. Туманов и В. И. Фризко пишут: «В юридическом смысле общественная безопасность представляет собой совокупность опосредованных источниками повышенной опасности отношений, регулируемых юридическими, техническими и организационными нормами, с целью предотвращения и устранения угрозы жизни и здоровью людей, материальным ценностям и окружающей среде»[3]. При таком подходе на первый план выдвигается «технический» характер общественной безопасности, но собственно содержательная сторона ее зачастую остается вне поля зрения и исследователей, и правоприменителей.
Однако в специальной литературе высказывались и другие точки зрения. Например, по мнению В. П. Тихого, общественная безопасность как объект преступлений представляет собой определенную сис тему общественных отношений, обеспечивающих предотвращение и устранение общей опасности насильственного причинения вреда правоохраняемым интересам в целом, гарантирующих тем самым их устойчивость и надежность[4]. По мнению авторского коллектива курса, подготовленного в ИГП РАН, общественная безопасность представляет собой упорядоченное состояние общественных отношений, обеспечивающее защищенность надлежащих условий жизнедеятельности всех людей, функционирование социальных институтов, общественного порядка, личных, общественных и государственных интересов в процессе выполнения специальных работ и обращения с общеопасными устройствами, предметами и веществами[5]. По мнению авторского коллектива одного из учебников по уголовному праву, понятием общественной безопасности обозначается состояние защищенности личности, общества и государства преимущественно от разнообразных внутренних угроз общеопасного характера[6]. Полагаем, что отождествление общественной безопасности и национальной безопасности, несмотря на определенную близость и схожесть этих понятий, необоснованно, поскольку первая является лишь составной частью второй, о чем уже говорилось выше.
Общественная безопасность представляет собой определенную совокупность общественных отношений, регулирующих безопасные условия жизни общества. В этом смысле она является не только одной из потребностей общества, но и общим благом, общей ценностью, в сохранении и развитии которой заинтересовано и государство, и общество, и граждане. Обеспечение общественной безопасности является необходимой гарантией создания в обществе таких социальных условий, при которых человек, его физические и духовные блага становятся действительно высшей социальной ценностью, а сам он может чувствовать себя социально защищенным. Социальная функция общественной безопасности выражается в том, что, отражаясь в общественной психологии, общественном сознании, она ассоциируется с определенным уровнем уверенности граждан в защищенности общества в целом и конкретного гражданина от общественно опасных посягательств, неприкосновенности основных социальных благ общества. Чем больше реальные усилия общества и государства по обеспечению системы общественной безопас ности, тем более уверенно чувствуют себя граждане в процессе вступления в различные социальные связи.
Система обеспечения общественной безопасности представляет собой совокупность мер политического, правового, экономического, организационного, научно-технического и иного характера, имеющих основной задачей поддержание социально приемлемого уровня общественной безопасности.
Структурно система безопасности общества включает в себя:
а) разработанную доктрину безопасности, которая выступает как определенная идеология, способная объединить общество и, одновременно, как программа действий;
б) правовую основу, т. е. систему законов и иных правовых норм, позволяющих защищать интересы общества и составляющих его элементов (людей, социальных групп, политических и общественных объединений, общественного сознания и т. д.);
в) систему государственных органов, обеспечивающих безопасность общества;
г) общественную систему безопасности, включающую в себя совокупность неправительственных, общественных, самодеятельных институтов и организаций, которая базируется на активности населения и способности общества противостоять угрозам и опасностям для него;
д) корректную, основанную на демократических принципах систему средств и методов обеспечения безопасности.
В уголовном праве система обеспечения общественной безопасности носит нормативный характер и включает в себя правовые, технологические и организационные нормы, а также специальные правила безопасности.
Содержание общественной безопасности нельзя сводить только к соблюдению различных правил по производству специальных работ и обращению с общеопасными предметами. Такой подход необоснованно ограничивает пределы общественной безопасности лишь сферой локальной или профессиональной деятельности, а ее содержание сводит к специальной безопасности. Источником опасности для общества могут выступать не только опасные производства и опасные предметы, но и собственные опасные формы поведения людей, особенно когда они находят выражение в насильственных формах поведения. Если такой социальный источник направлен на тот же объект, что и «технический» источник, обладает такой же разрушительной силой и способен причинить такие же последствия, то данные факторы нельзя игнорировать при правовой оценке содеянного. В ряде случаев отдельные опасные формы поведения людей необходимо расценивать как угрожающие безопасности общества.
Какие же отношения охватываются понятием общественной безопасности? Совершение преступлений, посягающих на общественную безопасность, будь то транспортные, экологические или собственно преступления против общественной безопасности, неразрывно связано с причинением физического, материального, организационного либо иного вреда гражданам, собственности, деятельности социальных институтов, окружающей природной среде. Вместе с тем данное утверждение отнюдь не означает, что при совершении этих преступлений обязательно должен причиняться весь спектр указанного вреда и всем указанным благам. В конкретных случаях ущерб может носить или материальный, или только физический, или организационный, либо комбинированный характер, а причиняться он будет не всем, а лишь некоторым социальным благам.
Характеристика общественной безопасности как «комплексного» объекта, включающего в себя определенные элементы, означает, что он должен аккумулировать в себе всю совокупность общественных отношений, обеспечивающих охрану жизни и здоровья граждан, материальных ценностей, окружающей природной среды. Иной вывод означал бы лишение отношений общественной безопасности их содержательной стороны. К тому же без причинения вреда названным ценностям не может быть нарушения общественной безопасности как социального блага, выступающего в качестве предмета соответствующих отношений. Отсюда следует вывод, что причинение физического, материального или иного вреда при совершении преступлений против общественной безопасности охватывается понятием нарушения общественной безопасности и, следовательно, не требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК. Исключением в этом плане является лишь умышленное причинение смерти, которое требует самостоятельной оценки.
Без нападения не может быть бандитизма, без насилия не может быть захвата заложника, без причинения тяжкого вреда здоровью не может быть нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта и т. д. Если соответствующие последствия не наступают или отсутствует угроза их наступления, то такие деяния нельзя рассматривать как преступления против общественной безопасности, а в некоторых случаях и вообще как преступления. Преступления против общественной безопасности причиняют вред (или ставят под угрозу причинения вреда) неопределенному кругу лиц, материальных объектов, деятельности социальных институтов, поэтому в целом отношениям общественной безопасности как объекту посягательства ущерб причиняется всегда, вне зависимости от конкретных форм его проявления (материальный, физический, организационный). Вот почему совершенно справедливым является вывод, сделанный А. И. Коробеевым применительно к объекту транспортных преступлений (общественные отношения в сфере безопасного функционирования транспорта), об ошибочном представлении о существовании дополнительных объектов транспортных преступлений[7]. По нашему мнению, с полным основанием такой же вывод можно сделать и применительно ко всем преступлениям против общественной безопасности.
Общественная безопасность как составная часть родового объекта посягательств, предусмотренных разделом IX УК «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» (общественная безопасность в широком смысле слова), характеризуется состоянием защищенности безопасных условий функционирования общества и общественного порядка, здоровья населения и общественной нравственности, экологической безопасности, безопасности функционирования транспортных средств и безопасности компьютерной информации. Общественная безопасность в узком смысле слова, как видовой объект посягательств, предусмотренных главой 24 УК «Преступления против общественной безопасности», выражается в состоянии защищенности жизни и здоровья граждан, имущественных интересов физических и юридических лиц, общественного спокойствия, нормальной деятельности государственных и общественных институтов.
Наряду с обеспечением состояния защищенности (отсутствие опасности) основных благ общества от угроз и источников опасности, безопасность характеризуется и другими функциями, отражающими ее активный характер. В этом смысле в литературе справедливо отмечаются такие важнейшие свойства и функции безопасности, как снижение, ослабление, устранение и предупреждение опасности и угрозы[8]. Поэтому, говоря о безопасности того или иного элемента, мы имеем в виду не только защищенность данного элемента от источников опасности, но и предупреждение и устранение опасности для него, а также поддержание такого уровня его защищенности, который является достаточным для нормального функционирования соответствующего элемента.
Активная роль общественной безопасности находит свое выражение в функции предотвращения, устранения угрозы жизни и здоровью людей, материальным ценностям, окружающей среде и деятельности различных институтов, общества и государства от общественно опасных форм поведения человека, а также в поддержании такого уровня защищенности указанных благ, который является достаточным для выполнения людьми и обществом своих социальных функций.
Таким образом, суммируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что общественная безопасность представляет собой определенную совокупность общественных отношений, не только регулирующих безопасные условия жизни общества, но и поддерживающих такой уровень защищенности общества, который является достаточным для его нормального функционирования.
Вторым составляющим родового объекта раздела IX УК РФ является общественный порядок. В уголовном законодательстве термин «общественный порядок» впервые был закреплен в УК РСФСР 1960 г., глава 10 которого именовалась «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения». В УК РСФСР 1926 г. глава 8 носила название «Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и порядок», а в УК РСФСР 1922 г. глава 8 была названа «Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок». В науке уголовного права не сложилось устоявшегося мнения о понятии общественного порядка. Р. А. Базаров и А. В. Рагулин понимают под общественным порядком систему общественных отношений между людьми, установленную действующим законодательством, обычаями, традициями и нравственными нормами, обеспечивающую общественное спокойствие, нормальные условия труда, отдыха и быта граждан, а также работу учреждений, предприятий и организаций[9]. При всей сложности и высокой степени оценочности соответствующего понятия, на наш взгляд, наиболее оптимальная дефиниция общественного порядка была сформулирована И. Н. Даньшиным. В своей работе он определял общественный порядок как систему общественных отношений, сложившихся на основе соблюдения норм права, направленных на поддержание общественного спокойствия и нравственности, взаимного уважения, надлежа щего поведения граждан в общественных местах, отношений в сфере социального общения[10].
В разделе IX Особенной части УК предусмотрен широкий круг деяний, которые существенно отличаются друг от друга по своим объективным и субъективным признакам. Вместе с тем эти деяния имеют общее свойство — они обладают способностью причинять весьма тяжкий вред здоровью граждан, собственности, нарушать и дезорганизовывать деятельность государственных и общественных институтов. Специфической особенностью данных преступлений является то, что они посягают на интересы общества в целом как единого социального организма, которое, наряду с личностью и государством, является одной из важнейших социальных ценностей, подлежащих всесторонней, и в том числе усиленной, уголовно-правовой охране. В отличие от ранее действовавшего уголовного законодательства в системе УК данная группа преступлений помещена на третье место после преступлений против личности и преступлений в сфере экономики, что свидетельствует об усилении внимания к проблемам обеспечения безопасности граждан и нормального функционирования общества и государства, повышения значимости этих ценностей в общей системе правоохраняемых объектов на современном этапе.
Высокая степень социальной опасности преступлений против общественной безопасности обусловливается, прежде всего, внутренними свойствами этих преступлений. Они нарушают функциональную предназначенность общественной безопасности, для которой характерными и существенными являются следующие признаки. Во-первых, обеспечение безопасности неопределенно широкого круга правоохраняемых интересов (личности, имущества, деятельности социальных институтов и т. д.). Во-вторых, обеспечение неприкосновенности жизни и здоровья неопределенно широкого круга лиц. В-третьих, наряду с общественной безопасностью, одновременное обеспечение охраны и других социальных благ. Так, устанавливая ответственность за террористический акт, законодатель обеспечивает охрану не только общественной безопасности как самостоятельного социального блага, но и жизни и здоровья людей, имущества. Таким образом, можно сказать, что общественная безопасность обладает свойством «комплексного» объекта уголовно-правовой охраны. Поэтому вышеизложенные характерные свойства преступлений против общественной безопасности позволяют отграни чивать их от преступлений против личности (убийств, причинения вреда здоровью и т. п.), собственности (хищений, уничтожения или повреждения имущества), порядка управления и т. д. Если в статьях о преступлениях против личности и собственности защищаются интересы пусть индивидуально не определенной, но все-таки конкретной личности или организации, то нормы о преступлениях против общественной безопасности имеют своей целью защиту безопасных условий жизнедеятельности общества в целом.
Характерной чертой механизма совершения преступлений против общественной безопасности является то, что такие социальные ценности общества, как жизнь, здоровье, права и свободы личности, собственность и т. п., нарушаются опосредованно, путем причинения вреда отношениям, регламентирующим безопасные условия общества. Однако от этого данные преступления не становятся менее опасными, чем, например, преступления против личности или собственности. Поскольку здесь «комплексное» преступление и вред причиняется интересам не конкретной личности, а общественно значимым интересам — безопасным условиям общества в целом, постольку законодатель устанавливает достаточно суровые санкции за совершение преступлений против безопасности общества.
С объективной стороны преступления против общественной безопасности и общественного порядка большей частью совершаются путем активных действий: террористический акт, бандитизм, хулиганство, незаконное изготовление оружия, вовлечение в занятие проституцией, неправомерный доступ к компьютерной информации и т. д. Некоторые преступления могут совершаться только в форме бездействия: небрежное хранение огнестрельного оружия, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие. Наконец, имеются и такие преступления (в основном это деяния, связанные с нарушением каких-либо правил), которые могут совершаться как путем действия, так и путем бездействия: нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети и т. д.
В ряде случаев рассматриваемые преступления характеризуются общеопасным способом совершения преступления, например, взрывы при терроризме, нападения при бандитизме, погромы при массовых беспорядках, либо нарушением специальных правил безопасности: правил пожарной безопасности, безопасности движения транспортных средств, правил обращения с общеопасными предметами (оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами, радиоактивными веществами, наркотическими средствами или психотропными веществами и т. п.).
Специфика объекта посягательства определяет и специфику характера общественно опасных последствий, которые наступают в результате совершения преступлений против общественной безопасности и общественного порядка. В результате посягательств на общественную безопасность вред причиняется широкому (не определенному ни количественно, ни индивидуально) кругу общественных интересов, он может быть многовариантным и различным по характеру: физический вред личности (при этом в качестве потерпевших может выступать неопределенно большое число членов общества, по тем или иным причинам оказавшихся в месте и во время совершения преступления), имущественный ущерб, нарушение общественного спокойствия, дезорганизация нормальной деятельности социальных институтов, загрязнение окружающей природной среды и т. д.
По законодательной конструкции значительная часть рассматриваемых преступлений сформулирована как преступления с формальным составом: захват заложника, пиратство, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, нарушение правил международных полетов, создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ и др. В тех случаях, когда деяния совершаются путем нарушения каких-либо правил специальной безопасности либо посягают на окружающую природную среду, преступления в законе, как правило, формулируются по типу материальных составов, например, нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, нарушение санитарно-эпидемиологических правил, загрязнение атмосферы и т. д.
С субъективной стороны рассматриваемые преступления характеризуются как умышленной, так и неосторожной формой вины. Подавляющее большинство преступлений, предусмотренных главами 24, 25 и 26 УК, совершаются только умышленно; большинству преступлений, связанных с нарушением правил специальной безопасности, и транспортным преступлениям, наоборот, свойственна неосторожная форма вины. В ряде составов преступлений против общей безопасности (ст. 205, 206, 209, 210, 211, 227 УК) обязательным признаком является наличие специальной цели, которой руководствуются виновные лица.
Субъекты рассматриваемых преступлений — большей частью общие, т. е. вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста. Вместе с тем за некоторые преступления к уголовной ответственности могут привлекаться и лица по достижении 14 лет (ст. 205, 206, 207, ч. 2 и 3 ст. 213, 214, 226, 229, 267 УК). При совершении некоторых преступлений (ст. 219, 225, ч. 5 ст. 228, ст. 237 УК и др.) для привлечения к ответственности необходимо, чтобы субъект помимо общих признаков обладал и определенными специальными качествами.
Таким образом, преступления против общественной безопасности и общественного порядка можно определитькак предусмотренные Уголовным кодексом умышленные или неосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействие), причиняющие существенный вред безопасным условиям жизни общества, здоровью населения и общественной нравственности, окружающей природной среде, безопасности транспортной деятельности, сохранности и неприкосновенности компьютерной информации либо создающие реальную угрозу причинения такого вреда.
Общая характеристика преступлений против общественной безопасности и общественного порядка будет неполной без указания на качественные особенности в законодательном регулировании ответственности за эти преступления в УК 1996 г. К числу таких особенностей относятся следующие:
— более объемная система норм и их более четкая классификация в зависимости от группового объекта уголовно-правовой охраны. В связи с этим в структуре раздела выделяются 5 глав: глава 24 (Преступления против общественной безопасности); глава 25 (Преступления против здоровья населения и общественной нравственности); глава 26 (Экологические преступления); глава 27 (Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта); глава 28 (Преступления в сфере компьютерной информации). Последняя глава является новой для уголовного законодательства нашего государства. Компьютеризация социально-экономических и управленческих отношений и повышение значимости информации требуют обеспечения безопасности граждан и общества от негативных издержек научно-технического прогресса и, в частности, от преступлений в этой сфере. При этом в главе 24 сосредоточиваются нормы об общих видах преступлений против общественной безопасности, а главы 25, 26, 27 и 28 по своей сути предусматривают нормы о посягательствах на специальные виды общественной безопасности;
— декриминализация ряда преступлений, потерявших в современных условиях прежний уровень общественной опасности (самовольная без надобности остановка поезда, организация азартных игр, умышленная потрава посевов и др., всего — более десятка);
— криминализация ряда деяний (порядка двадцати), уголовная ответственность за совершение которых ранее либо вообще не предусматривалась, либо наступала по другим общим нормам УК (организация преступного сообщества, вандализм, пиратство, незаконное изготовление оружия, компьютерные преступления и др.). Одновременно в раздел IX вследствие уточнения объекта посягательства и для соблюдения системности Особенной части УК перемещен ряд норм, которые ранее предусматривались в иных главах УК: о бандитизме, захвате заложников, массовых беспорядках, выпуске или продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, организации объединений, посягающих на личность и права граждан, и др.;
— более четкое и последовательное изложение признаков основных и квалифицированных видов преступлений, что устраняет двойственное понимание отдельных признаков и лучше отражает природу анализируемых преступлений;
— значительно более широкое использование практики освобождения виновных от уголовной ответственности в случаях добровольного отказа от продолжения совершения преступлений и отсутствия в их действиях иного состава преступления. В отличие от УК РСФСР 1960 г. такие примечания содержатся уже в 7 статьях УК РФ (о террористическом акте, содействии террористической деятельности, захвате заложника, организации незаконного вооруженного формирования или участии в нем, организации преступного сообщества (преступной организации), незаконном приобретении, передаче, сбыте, хранении, перевозке или ношении оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств и незаконном изготовлении оружия);
— в целом усиление ответственности за такие наиболее опасные преступления, как террористический акт, бандитизм, незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств и др. Вместе с тем поскольку преступления против общественной безопасности не направлены непосредственно против жизни человека, постольку в соответствии со ст. 20 Конституции РФ из санкций ряда статей (о терроризме, бандитизме, угоне судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава) исключена смертная казнь как мера наказания.
Устанавливая уголовную ответственность за определенные формы общественно опасного поведения, законодатель одновременно в зависимости от конкретно поставленных целей осуществляет их систематизацию, т. е. на основании различных критериев объединяет преступления в определенные группы. Законодательная систематизация преследует цель выделения каких-либо общих специфических признаков и в случае необходимости придания им определенного уголовно-правового значения. Классификации могут быть различными, однако Уголовный кодекс 1996 г., как и предыдущие УК, основанием разделения преступлений на группы избирает, прежде всего, родовой объект посягательства, т. е. группу охраняемых уголовным законом однородных, взаимосвязанных между собой общественных отношений. Именно по этому критерию они группируются и сосредоточиваются в разделе IX УК «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Однако в отличие от Уголовных кодексов 1922, 1926 и 1960 гг. система Особенной части УК 1996 г. изложена более сложно и имеет не двухзвенную, а трехзвенную структуру. Особенная часть УК делится на разделы (первый уровень), разделы, в свою очередь, — на главы (второй уровень), а последние — на статьи, предусматривающие конкретные составы преступлений (третий уровень). Поэтому следует говорить о классификации по родовому (первый уровень), видовому (второй уровень) и непосредственному (третий уровень) объектам.
Система как некое образование означает множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и т. д.), представляющих собой определенное целостное образование, единство. Характерным признаком системы является определенная последовательность расположения ее элементов. Поэтому система преступлений против общественной безопасности и общественного порядка представляет собой предусмотренные в разделе IX УК РФ преступления, которые посягают на безопасные условия жизни общества в целом и компактно располагаются в зависимости от видового объекта посягательства.
Классификацию преступлений, посягающих на один родовой объект, можно осуществлять по различным основаниям: по характеру и степени общественной опасности, по характеру субъективной стороны, субъекту, особенностям объективной стороны и т. д. Каждая из этих классификаций имеет определенное значение и осуществляется в зависимости от конкретно поставленных исследователем целей. Так, например, классификация преступлений по характеру и степени общественной опасности впервые законодательно закреплена в ст. 15 УК 1996 г., что имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, так как отнесение преступления к той или иной категории влечет определенные уголовно-правовые последствия для лица, его совершившего.
Такая категоризация имеет значение при определении оснований и пределов уголовной ответственности и наказания, индивидуализации наказания (при опасном и особо опасном рецидиве, приготовлении к преступлению, преступном сообществе, назначении вида исправительного учреждения, назначении в качестве меры наказания смертной казни, назначении наказания по совокупности преступлений, решении вопросов, связанных с отбыванием наказания, освобождением от него, продолжением отбывания наказания и рядом других).
Вместе с тем, как нам представляется, выстраивая новую систему Особенной части УК, законодатель не всегда был последователен в своих решениях. Во-первых, место раздела о преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка в системе Особенной части УК не вполне согласуется с логикой оценки социальных ценностей, закрепленных в Конституции РФ, система которой строится в следующей иерархии основных ценностей: личность — общество — государство. В соответствии с таким подходом раздел о преступлениях против общественной безопасности должен быть помещен на второе место в структуре Особенной части УК после раздела о преступлениях против личности. Во-вторых, имеется расхождение между наименованием раздела и его содержанием. Название раздела «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» не в полной мере соответствует характеру и количеству норм, которые содержатся в самом разделе, а именно:
а) преступлений против общественного порядка в этом разделе предусмотрено всего два — хулиганство и вандализм, а характеристика их объекта вынесена в наименование раздела, несмотря на то, что законодатель и не выделяет самостоятельной главы о данных преступлениях;
б) и, наоборот, в исследуемом разделе предусмотрена глава 25, которая содержит 18 норм о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности, но родовой объект этих преступлений в наименовании раздела не обозначен.
В связи с этим, как нам представляется, более последовательно поступили разработчики Модельного Уголовного кодекса государств — участников СНГ, который был принят на VII пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств 17 февраля 1996 г. и носит рекомендательный характер для их законодателей[11]. В Модельном кодексе раздел VIII «Преступления против общественной безопасности и здоровья населения», во-первых, расположен сразу за разделом о преступлениях против личности и, во-вторых, в его наименовании отражены родовые объекты преступлений, нормы о которых находятся в данном разделе.
Новые Уголовные кодексы стран СНГ по-разному решают вопрос о структуре УК и о месте в ней норм о преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка. В УК Республики Беларусь 1999 г. выделяются три раздела, где в качестве объекта определяется «безопасность»: IX (Преступления против экологической безопасности и природной среды), X (Преступления против общественной безопасности и здоровья населения), XII (Преступления против информационной безопасности). УК Кыргызской Республики 1997 г. воспроизводит структуру УК РФ; УК Республики Казахстан 1997 г. не выделяет разделов, а глава 9 Особенной части именуется «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка»; в УК Республики Таджикистан 1998 г. раздел VIII «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» располагается после раздела «Преступления против личности» и включает в себя главы: 21 «Преступления против общественной безопасности», 22 «Преступления против здоровья населения» и 23 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств»; в УК Республики Узбекистан 1994 г. раздел VI «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» располагается после разделов о преступлениях против личности, против мира и безопасности, преступлений в сфере экономики, преступлений в сфере экологии, преступлений против государственной власти и включает в себя главы: XVII «Преступления против общественной безопасности», XVIII «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств», XIX «Преступления, составляющие незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ» и XX «Преступления против общественного порядка»; Уголовный закон Латвийской Республики 1998 г. не выделяет разделы, а глава XX озаглавлена «Преступные деяния против общественной безопасности и общественного порядка».
Исследователи, занимающиеся проблемами преступлений против общественной безопасности, применительно к УК РСФСР 1960 г. выделяли либо две (преступления, нарушающие правила общей безопасности, и преступления, нарушающие правила специальной безопасности)[12] либо три группы преступлений против общественной безопасности (при всем терминологическом различии их можно определить таким образом: общие виды преступлений против общественной безопасности, преступления против общественной безопасности, нарушающие специальные правила безопасности, и транспортные преступления)[13].
С учетом выделения в структуре нового УК РФ глав по признакам видового объекта преступления против общественной безопасности и общественного порядка можно подразделить на:
— преступления против общественной безопасности в узком смысле слова или собственно преступления против общественной безопасности, которые предусматриваются в главе 24 (ст. 205–212, 215–227);
— преступления против экологической безопасности — экологические преступления, предусмотренные в главе 26 (ст. 246–262);
— преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, предусмотренные в главе 27 (ст. 263–271);
— преступления в сфере безопасности компьютерной информации — преступления в сфере компьютерной информации, предусмотренные в главе 28 (ст. 272–274).
В предлагаемой системе открытым остается вопрос о месте преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, которые предусматриваются в главе 25. Ранее мы уже отмечали непоследовательность законодателя, выражающуюся в неполном соответствии наименования раздела IX и его содержания. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности можно отнести к преступлениям против общественной безопасности в самом широком смысле слова (социальной безопасности) как представляющим угрозу для безопасности общества. Однако с учетом специфики и самостоятельного характера общественных отношений, на которые осуществляется посягательство преступлениями данной группы, мы полагаем, что более точным было бы выделение их в самостоятельный раздел Особенной части УК.
Особого рассмотрения заслуживает вопрос об определении места в предлагаемой системе таких преступлений, как хулиганство (ст. 213) и вандализм (ст. 214). Традиционно эти преступления относились к посягательствам на общественный порядок, а их родовым объектом также признавался общественный порядок[14]. УК 1996 г., в отличие от предыду щих кодексов, не выделяет в качестве самостоятельного такой видовой объект, как общественный порядок, и, следовательно, не может быть определен и круг деяний, посягающих на общественный порядок[15]. Ситуация усугубилась, когда в результате принятия 8 декабря 2003 г. Федерального закона № 162-ФЗ диспозиция ст. 213 была существенно изменена. С одной стороны, в новом законодательном описании хулиганство больше тяготеет к преступлениям против общественной безопасности, поскольку речь идет уже не просто о нарушении общественного порядка, а о действиях, совершенных с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, т. е. об общеопасном преступлении. С другой стороны, разрушилась внутренняя взаимосвязь хулиганства и вандализма. Поэтому фактически осталось только одно деяние, которое в чистом виде можно отнести к преступлениям, посягающим на общественный порядок, что делает бессмысленным само выделение группы преступлений, посягающих на общественный порядок.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Полный курс уголовного права. Том IV. Преступления против общественной безопасности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2
См.: Возжеников А. В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. М., 2000. С. 88; Гыскэ А. В. Борьба с преступностью в системе обеспечения внутренней безопасности российского общества. М., 2000. С. 28; Тер-Акопов А. А. Безопасность человека. Социальные и правовые основы. М., 2005. С. 11–12.
3
Туманов Г. А… Фризко В. И. Общественная безопасность и ее обеспечение в экстремальных условиях // Сов. государство и право. 1989. № 8. С. 20.
10
См.:Базаров Р. А., Рагулин А. В. Уголовно-правовая характеристика хулиганства. Ижевск, 2005. С. 49.
12
См.: Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств. 1996. № 10.