Мечтать, иметь духовное начало, сделать
нравственный выбор и оказаться во всём этом несостоятельным – это большая опасность для духовной личности.
Субъективная составляющая – это состояние духовно-нравственной сферы человеческого бытия, в частности, свободы
нравственного выбора, порождающего соответствующие действия с их влиянием на соотношение добра и зла в мире.
Ситуация
нравственного выбора обостряется таким вот социально-психологическим контекстом.
К счастью, побывав в таких сложных ситуациях, дети не озлобились и не разочаровались, а сделали правильный
нравственный выбор и нашли решение большинства проблем.
Однако психические явления постоянно соприкасаются с духовными, особенно неразрывна их связь в сфере
нравственных выборов личности.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: перехаживать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ярко описывая реалии своего времени, автор вместе с тем поднимает острые и по сей день вопросы человеческого существования – предопределённости жизненного пути, сложности
нравственного выбора, любовных взаимоотношений.
Таким образом, чувство нельзя считать универсальным основанием
нравственного выбора.
Отсюда следует положение о вероятностной природе
нравственного выбора между добром и злом и невозможности достижения человеком абсолютной свободы.
Одно дело абстрактно рассуждать о правах личности и власти, и совсем другое – рассмотреть
нравственный выбор в конкретной ситуации.
Проблемы
нравственного выбора, адаптации молодёжи в современной жизни, сложные перипетии взаимоотношений в молодёжной среде.
Эта концепция является альтернативой сложившейся практике однонаправленного воз-действия (вместо взаимо-действия) со стороны различных институционализированных организаций, учреждений, субъектов на духовный мир личности, часто лишённой возможности самостоятельного
нравственного выбора и опыта творческого освоения духовно-нравственных ценностей (прежде всего в сфере образования и в системе средств массовой информации).
Собственно, именно таким образом – на примере диалога с консультируемым – в работе раскрывается сложный, глубоко спрятанный от внешнего наблюдения процесс
нравственного выбора, в результате осуществления которого человек опытным путём познаёт радость и облегчение, связанное с осознанием, а затем освобождением от чувства обиды, мешающего принять решение забрать ребёнка из роддома (речь идёт о матерях-«отказницах»).
Путь к личности через изучение разных проявлений поведения человека, его поступков в тех или иных ситуациях
нравственного выбора представляется столь естественным, что его избирают не только умудрённые житейским опытом практики человеческого общения, писатели и художники, но и психологи самых различных течений.
Духовный человек способен ставить задачи, осуществлять
нравственный выбор; в нём есть эта установка-возможность «или-или» – «сомнение личности», мысль, которая начинается с сомнения: «…сомнение – отчаяние мысли; отчаяние – сомнение личности…Сомнение есть внутреннее движение, происходящее в самой мысли» [76, 294].
К таким сообществам и принадлежат эталоны аристотелевского образа мысли – рациональные, делающие
нравственный выбор, руководствующиеся стремлением к здоровым удовольствиям как критерием правильности и культивирующие счастье для себя и для других.
О том, что
нравственный выбор далеко не всегда бывает между подлостью и честью…
Необходимую в сложившихся условиях функцию «запретительного» механизма профессионального поведения выполняет принцип
нравственного выбора (связанный с категориями ответственность, совесть, общее благо).
Суть осталась той же – свободный
нравственный выбор человека, но многое из того, чем обросла эта суть за многие века существования маздаизма, было отброшено за ненадобностью.
Библейское пророчество ставит перед человеком вопрос
нравственного выбора, личной ответственности за то, что может случиться с его страной и его согражданами.
Дети уже умеют отстаивать собственную позицию в совместной деятельности, могут совершать
нравственный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Встав на путь борьбы, мужчина уже совершает свой определённый
нравственный выбор, о котором подробно поговорим позже.
Свобода
нравственного выбора человеческой личности являлась для него определяющим фактором исторического развития.
Канон формирует их понимание, руководит ими в случае трудного
нравственного выбора, даёт информацию о практиках медитации и предлагает ключи к освобождающему прозрению.
Это заключительный третий фактор, зависящий напрямую не от классовой принадлежности, а от
нравственного выбора интеллектуала.
Хотя, по мнению авторов, человек не может изменить будущее, на него возложен
нравственный выбор, определяющий смысл и ценность жизни – иначе говоря, признаётся как воля судьбы, так и моральная ответственность человека!
Таким образом, в акте
нравственного выбора и стремлении к цели человек совершенно свободен.
Именно в процессе приобретения субстанциального знания, предполагающего свободный
нравственный выбор, человек постигает собственное существо, движущие причины, конечные цели, начала и идеалы своей жизни.
Наряду с житейскими сценками, широко представленными в творчестве поэта, в его стихотворениях встречаются далеко не тривиальные ситуации, где решение требует личного
нравственного выбора.
– Формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный
нравственный выбор.
Сложный
нравственный выбор, травмирующий человека на всю оставшуюся жизнь.
О какой свободе, о каком
нравственном выборе может идти речь, если нет материи для реализации выбора?
Такое знание становится знанием необходимым, поскольку принимать его результаты человек должен только потому, что иные результаты невозможны, а не по причине их соответствия собственному
нравственному выбору.
Праведная жизнь не в учении о праведной жизни, праведная жизнь в
нравственном выборе жизни.
И ему предстоит сделать тяжёлый
нравственный выбор.
И «русский» здесь – это не признак национальности, а прилагательное, обозначающее принадлежность к определённому типу
нравственного выбора, о котором шла речь выше, – выбора, когда самоотдача в пользу блага других людей в приоритете над собственной выгодой.
Он не предназначался для исправления, так как в этом не было смысла: душа уже не была в состоянии развивать способность
нравственного выбора, без которой истинная добродетель невозможна.
Однако, этому предшествовал соответствующий духовно
нравственный выбор цели жизнедеятельности, её алгоритма, отношения к материальным благам и собственности на них и т.п.
Проблема социально значимого, социально оправданного
нравственного выбора, несмотря на различия в решении вопроса направленности формирования белорусского национального самосознания, сохраняет сквозной характер и в философской мысли белорусских народников и революционных демократов XIX – начала XX в.
Активно живущая личность находится в состоянии не просто рефлексии, но постоянного поиска духовных ориентиров, определения
нравственного выбора и необходимости совершения поступка.
Одни нормы очевидны на уровне здравого смысла и мы исполняем их не задумываясь, а другие требуют от нас напряжения и серьёзного
нравственного выбора и переводятся обществом на язык предписаний.
Хотя некоторые элементы мышления мы встречаем в мире, но нет в природе того, что мы должны назвать духом, – нет нового творчества, нет
нравственного выбора, глубинного самосознания, стремления к бесконечности.
Свобода и ответственность
нравственного выбора подменяется железным законом необходимости, или кармы.
Цель реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании понимается как создание условий для проявления возможностей и способностей индивида, выращивание в нём норм и культуры
нравственного выбора, рефлексивных механизмов поведения, самоопределения и самореализации в деятельности, готовности принимать ответственные решения [37].
И сегодня уже становится очевидным, что принадлежность к тем или другим определяло не столько классовое сознание, сколько
нравственный выбор, предельно остро поставленный тогда перед каждым.
Появление у человека этических суждений,
нравственного выбора обычно совпадает с возникновением раннего языка.
Естественно, стержнем такой политики должна была стать личность, способная к независимому
нравственному выбору в пользу общества.
Мы, кажется, совсем перестали понимать важность
нравственного выбора.
Надо сказать, что лиризм у каждого автора свой, так как, каждый по-своему делает своего героя привлекательным для читателя, каждый приводит свои доводы в пользу
нравственного выбора своего героя..
Морально-этическое понятие «верность» оказывается в центре сюжета во многих литературных произведениях и характеризует поступки героев с позиции
нравственного выбора.