Я – патриот России. Об опыте реализации программы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Анна Вячеславовна Виневская

В предлагаемой читателю книге описан опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Педагогический коллектив МДОУ №1 «Колокольчик» поселка Куйбышево Куйбышевского района Ростовской области достаточно давно апробирует программу по нравственно-патриотическому воспитанию «Я – патриот России». Огромный опыт, наработки, педагогические находки – все это представлено в данной книге. Кроме того, заинтересованный читатель найдет здесь планы занятий, краткое содержание понятий.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я – патриот России. Об опыте реализации программы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

О программе нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Я — патриот России»

Чувство патриотизма, осознание себя гражданином большой страны, российская идентичность не возникают у людей сами по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста, под влиянием среды, в которой ребенок родился и рос, образа жизни и воспитательной работы в семье, в дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.

Формирование представлений о Родине, воспитание патриотических чувств — работа сложная, требующая большой убежденности и вдохновения. Она должна пронизывать этими чувствами весь педагогический коллектив.

Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям — матери, отцу, бабушке, дедушке, сестренкам и братишкам, с любви к своему дому, улице, где он живет, родной природе, истории, традициям, праздникам. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которую необходимо проводить по формированию у детей первых чувств гражданственности.

Об этом поэт К. Симонов говорил об этом своими стихами:

Ты вспоминаешь

Не страну большую,

Какую ты изъездил

И узнал.

Ты вспоминаешь

Родину такою,

Какой ее ты

В детстве увидал…

(К. Симонов)

Народная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций свой семьи и своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Таким образом, заложив фундамент патриотизма с раннего детства, мы можем надеяться на то, что в будущем вырастет настоящий гражданин, патриот своего Отечества.

Пояснительная записка к программе «Я — патриот России»

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания, столь актуального сегодня. Она включает в себя воспитание любви к близким людям, к родному дому, улице, на которой ребенок живет, к детскому саду, к родному поселку и родной стране.

Потенциал дошкольного возраста уникален. Ведь именно в этом возрасте можно не только эффективнее развивать ресурсные возможности личности, но и прогнозировать развитие всей личности в целом. К сожалению, в более поздних периодах эти возможности утрачиваются, и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к малой Родине у него проявляются в чувстве восхищения песней, которую поют в семье, детской шумной игрой, яркой игрушкой, сделанной своими руками. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств привязанности к родному дому, определенному кругу людей, которые окружают ребенка с детства. Это чувство расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями поселка, работниками образовательной детского сада и школы, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями.

Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к малой, а значит и к большой Родине, крайне важно воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше о красотах, культуре, истории, природе родного края. Нравственные качества, чувство патриотизма и принадлежности к этносу не могут возникнуть путем естественного «созревания». Самоидентичность формируется в длительной и систематической работе, постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Поэтому формирование патриотического чувства не должно ограничиваться только программными требованиями ознакомления с родным краем воспитанием бережного отношения к природе. Формирование должно начинаться с самого первого шага ребенка через постоянное и систематичное включение в окружающую жизнь.

Мы рассматриваем патриотизм как чувство, которое необходимо формировать не разовыми мероприятиями от случая к случаю, а как образ мышления и образ жизни взрослых и детей. Этот образ мышления закладывается с самого раннего возраста через введение ключевых базовых понятий и обыгрывание их в праздниках, групповых играх, включение их в групповые занятия, проговаривание в беседах с родителями. На каждом новом возрастном этапе происходит содержательное усиление этих базовых понятий и дополнение их новыми родовыми и видовыми понятиями. Таким образом, на каждом новом возрастном этапе развития ребенка происходит не только обогащение пассивного и активного словарного запаса, расширение кругозора, но и новое смысловое, содержание и личностное наполнение.

Именно поэтому программа «Я — патриот России» столь актуальна и востребована в образовательном сообществе.

Внедрение программы начинается с раннего возраста. Например, во второй младшей группе мы вводим понятие «семья», как ближайшее окружение ребенка — родителей. В подготовительной группе у детей содержательно уже будет сформировано понимание семьи, как о близких и дальних родственниках, семьи, как родительском очаге, роде, родословной семьи, истории семьи. Кроме того, в общем понятийном поле будут такие понятия, как «дружба», «пожилые люди», «поколение».

В чем же преимущества предлагаемой программы?

— Нравственное развитие и воспитание детей, приобщение к традиционным духовным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества осуществляется за счет преемственной связи содержания образовательной деятельности.

— Формирование у детей основополагающих нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих формирование патриотических чувств и личностного включения патриотических ценностей происходит посредством введения в образовательную деятельность личностно значимых для ребенка объектов.

— Приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей осуществляется за счет введения содержательного компонента в игровую деятельность.

Целью программы является развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных духовных и нравственных ценностей; воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества посредством создания социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные культурные отечественные ценности.

Цель отражает требования Российских нормативных документов и определяет содержание задач:

— Создание условий для гармоничного развития ребенка.

— Формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор.

— Приобретение знаний об истории, природе, культуре, быте, традициях родного поселка, региона, страны, общества, необходимых для разностороннего развития детей.

— Воспитание любви к Родине, семье, родному краю.

Отбор содержания программы произведён в соответствии с принципами:

— исторического и культурного соответствия культурным традициям России;

— личностно-ценностного соответствия содержания программы закономерностям психологического развития детей дошкольного возраста;

— целостности интеграции образовательных областей программы дошкольного образования («Социализация», «Здоровье», «Коммуникация», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество»);

— систематичности, последовательности и преемственности содержания между ступенями дошкольного, начального и основного общего образования.

— принцип деятельностного подхода — любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности.

Содержание краеведческого материала определяется с учетом преемственности с начальной школой; сочетание всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями родного поселка.

Реализация программы предполагает соблюдение следующих условий:

— создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка;

— учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;

— обогащение содержательной деятельности путем включения культурно — исторического, духовно-нравственного, социально-психологического и других компонентов;

— динамичность работы;

— учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка;

— объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания;

— совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры;

— становление высоконравственных, этических норм поведения.

Реализация программы предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром на базе деятельностного подхода и эмоционального восприятия. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально — образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

В программе представлены проекты, разработанные по каждой теме, включающие разнообразную деятельность детей, что способствует более глубокому и разностороннему изучению темы. Поставленные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, помогают разнообразные формы работы с дошкольниками.

Вся работа проводится в тесном взаимодействии всех специалистов ДОУ: музыкального руководителя, логопеда, а также родителей воспитанников. Координирует всю работу методист детского сада.

Пространство группы необходимо дополнить зоной нравственно-патриотического воспитания, где дети могут получить информацию, размещённую на специально оформленных стендах с изображениями видов природы, фотографиями достопримечательностей, изделий декоративного-прикладного искусства, уголком государственной символики.

Патриотическое воспитание, как основа ценностного развития духовности и патриотизма у дошкольников (из опыта реализации программы)

..Звали поезда и паровозы,

Но куда б меня ни занесло,

Я искал дорогу, что приводит

В Куйбышево — милое село.

Звонкие смешинки рассыпая,

Детство порезвилось и ушло.

Мне о нем всегда напоминает

Куйбышево — милое село.

С. Пархоменко

Как пишут современные исследователи: «современное образование, начиная с дошкольного возраста, создает возможности для ребенка не только усваивать внешние признаки мира, но и погружает его в более глубинные, вечные категории жизни, определяющие не только внешнее поведение человека, но его судьбу, успех в деятельности, позицию в обществе» [1]. Такими категориями выступают общечеловеческие ценности. К ним стремится ребенок и взрослый, без них человек не мыслит своей жизни — это Любовь, Добро, Красота, Истина.

Проблема воспитания патриотических чувств — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто работает к детьми. «То, что мы сумеем заложить в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. В настоящее время, как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда» [2].

Наши современные дети страдают дефицитом знаний о Родине, родном крае, а именно — месте, где они родились и выросли. А ведь наша история нуждается в том, чтобы нынешние и последующие поколения с интересом изучали и пропагандировали всё, что с ней связано. «Пока мы интересуемся своей историей, своим прошлым, не забываем настоящего — мы живём. Желание познать славное прошлое родных мест даёт импульс для развития любви к своей Родине. Чтобы развить у детей патриотические чувство к Родине, нужно „научить“ быть привязанным к чему-то, к кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком деле» [3].

Патриотизм — любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства — начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.

Мы согласны с тем мнением, что «нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма» [2].

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и гордость за свой народ, и любовь к родным местам, ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей малой Родины, своего края, своей страны.

Дошкольное детство — яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего села, прекрасные картины природы родного края. Но есть еще и историческая память поколений. «Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставит не только перед нами, она стояла и перед нашими отцами и дедами, перед дедами наших дедов — в веках и тысячелетиях. Осознание того, что утрата многих профессиональных традиций привела к обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения» [1].

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине — у, родному очагу, улице, т.е. к своему месту, где человек родился. «С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историей, культурой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс» [3].

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей — личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, родословной своей семьи, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. «Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств, следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание свое значимости и неповторимости, гордости за свою малую Родину, её исторического прошлого и настоящего» [6].

Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт патриотических чувств и базовым этапом формирования у детей любви к Родине является знакомство с родным селом, со своей малой родиной, ведь любовь к Отчизне начинается с любви к месту, где родился человек, его первый опыт любви и заботы о близких.

Начиная работу с детьми дошкольного возраста и беседуя с ними, мы часто сталкивалась с тем, что большинство ребят, не знают название родного села и улиц, на которых они живут, не знают правил поведения в селе и городе, у некоторых проявляется неуважение к результатам труда сельчан, отсутствует гордость за свое село. Поэтому возникает вопрос о разработке системности в работе ДОУ в рамках нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

В ДОУ разработана и апробируется программа по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Я — патриот России».

Календарно — тематическое планирование программы строится на пяти блоках, таких как:

— «Моя семья — мое богатство»;

— «Моя малая Родина»;

— «Россия — Родина моя»;

— «Будем Родине — служить»;

— «Культура и традиции».

Для каждого возрастного периода, тематика занятий определена в соответствии программы Н. Е. Веракса «От рождения до школы» и имеет длительность занятий в соответствии СанПиНов. Каждый блок имеет определенное содержание занятий в зависимости от возраста детей. Годовое количество занятий по каждой возрастной группе составляет в совокупности — тридцать шесть.

Патриотическое воспитание строится на взаимодействии: ребенок, семья, детский сад, родное село и Россия.

Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:

— совместной деятельности взрослого и детей;

— самостоятельной деятельности детей (формы организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная).

Решение образовательных задач в рамках первой модели — совместной деятельности взрослого и детей — осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми — утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:

— Игровая

— Коммуникативная

— Познавательно-исследовательская

— Музыкальная

— Изобразительная

— Восприятие художественной литературы с использованием фольклора

— Конструктивная

— Самообслуживание и элементарный бытовой труд

— Двигательная

Методы и приемы:

— целевые прогулки и экскурсии;

— наблюдения;

— рассказ, объяснение воспитателя в сочетании с показом и непосредственным наблюдением детей;

— беседы с детьми;

— игры-головоломки;

— использование художественной литературы, фольклора (народных игр, хороводов, плясок, пословиц, поговорок, загадок, песен);

— обучение игре на русских народных инструментах (ложках);

— проведение фольклорных праздников «Россия-Родина моя!», «За околицей», «Посиделки», «Как у матушки во дому» и др.

— использование современных информационных технологий, мультимедиа изданий, видеофильмов, презентаций;

— разучивание с детьми современных песен и стихотворений;

— приобщение детей к отдельным, наиболее ярким и доступным детскому пониманию общественным событиям и социальным явлениям (полеты в космос, состязания спортсменов, календарные — обрядовые праздники, «День защитника Отечества», «День Победы», «День послека Куйбышево» и т.д.).

В рамках апробации программы широко используется проектно-поисковая деятельность с детьми, родителями и организациями содружества, в ходе которой широко используются акции, проекты, флеш-мобы, квесты и др. Тематика этих мероприятий разнообразна: акция «Георгиевская лента», волонтерский час «Ветеран живет рядом», квест «Богатыри земли русской», флеш-моб с родителями «Победный вальс» и др.

Большое значение имеют семейные экскурсии по селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Интересно проходят «мини-исследования». Причем воспитатель вместе с родителями выбирает и определяет тему исследования, разумно ограничивая ее «территориальные» и «временные рамки», например, исследование не истории села вообще, а истории улицы, на которой находится детский сад или живут дети. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Мы согласны с педагогами в том, что «успех патриотического воспитания детей во многом зависит и от организации работы с родителями воспитанников. Это один из способов — использование воспитательного потенциала семьи. Как сделать родителей своими союзниками и построить эффективную систему взаимодействия с семьями — это будет реализация одного из основополагающих принципов ФГОС» [5].

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

В ряде статей мы нашли мысли, которые нам близки, в частности: «создавая положительные традиции в группе, вселяя в детей веру в свои силы, способности и душевные качества, мы достигаем хороших результатов в формировании у них комплекса культурных эмоций и корректируем недостатки эмоциональной сферы. Иными словами, в группе создана атмосфера психологического комфорта, которая положительно влияет на эмоциональное состояние и психическое здоровье детей» [4].

При всех сложностях родители должны стать непременными участниками работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей, должны помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально — культурных и трудовых традиций.

Работа с родителями нашем МБДОУ «Колокольчик» носит просветительский и информационно-практический характер: совместными усилиями педагогов и родителей оформляются папки-передвижки, организуются совместные творческие конкурсы, дни открытых дверей, организуются выставки рисунков, поделок, фотовыставки, стенгазеты, составляют альбомы «Моя родословная», «Семейные традиции», «Герб моей семьи».

Особое значение имеют совместные праздники, такие, как «8 марта», «День Защитника отечества», «День пожилого человека», «Покрова пресвятой Богородицы», «День независимости России», «1 апреля», «День здоровья», «Новогодний утренник».

Системная работа ДОУ показала, что родители в общении с детьми стали больше внимания обращать на красоту родного села, расширились знания о великолепии донской природы, гордость за боевое прошлое Миусской земли. Значительное время уделяется внимание чтению детям книг о родине, ее героях, детях военных лет, традициях, культуре своего народа.

Также вместе с ребенком важно принимать участие в благоустройстве детского сада. Родители стараются быть своим детям примером для подражания по отношению к пожилым людям. Учат ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

Методика обследования (мониторинг) результатов программы включает комплекс методов, направленный на выявление особенностей представлений детей о родной стране и характер отношения к ней, развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к событиям прошлого и настоящего, стремления сделать что-нибудь полезное для своего района, села, страны.

Методика включает комплекс диагностических методов: беседу с детьми, анализ детских рисунков, наблюдение.

На начальном этапе работы по данной теме результаты диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста показывали, что дети проявляют интерес к культуре и истории родного края, но их знания поверхностны, бедны. Так, высокий уровень развития показали 45% (13) детей, средний уровень — 35% (10) детей, 20% (6) детей — низкий уровень развития

Рис. 1. Диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста

Заключительная диагностика показала, что знания детей о родном крае достаточно глубокие, систематизированные. Дети овладели позитивными образцами поведения в природе и в обществе, усилился их интерес к истории родного села, к людям, их окружающим. Количество детей находящихся на высоком уровне увеличилось — теперь оно составляет 60% (17 детей); 30% (9 детей) детей находится на среднем уровне; На низком уровне 10% (3 ребенка) детей. У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.

Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.

Список использованной литературы:

1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А. М. Виноградовой., М., 1991.

2. Воспитательная система «Маленькие россияне»/ Под ред. Т. И. Оверчук. — М., 2004.

3. Жариков А. Д. Растите детей патриотами. М., 1980

4. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край, М., 1990.

5. Знакомим детей с малой Родиной. Полякова Т. В. ap2004.alledu/document/380/839

6. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 4—6 лет: Методическое пособие, М., 2007.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я – патриот России. Об опыте реализации программы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я