Оно избежало этой опасности и не изнемогло в трудной борьбе благодаря религиозно-патриотическому одушевлению лучших сынов своих и вызванному ими всеобщему подъёму
народного духа.
Это было время жестокого подавления свободомыслия и проявлений
народного духа.
Не обслуживание золотой молодёжи в дорогих магазинах, а уличная одежда в уличном стиле, для простых ребят, белых и чёрных, доступная, пропитанная
народным духом.
Призван оберегать сокровища
народного духа и человеческих душ от злых враждебных сил.
Эти художники поняли
народный дух религии, прониклись ею и благодаря этому создали такие произведения, которые близки народу…
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пальмитиновый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Не менее важно то, насколько произведение созвучно
народному духу.
Факт преобразований был верен, но формы его были не русские, не национальные, а нередко и прямо, основным образом противоречащие
народному духу.
Причём нанесён расчётливо и с полным знанием особенностей
народного духа.
Русский
народный дух оказывает своими художниками слова, своими мыслителями и учёными мощное воздействие на чешскую словесность и на чешскую науку.
Близкое соприкосновение с народом меня удостоверяет в том, что в бессознательных глубинах
народного духа действительно живёт неложное христианство, как говорит один из наших философов.
Но когда независимо от всего прежнего, прошедшего в истории, развития
народного духа предпринимается во имя демократических начал насаждение в народе самоуправления новым учреждением по воле государственной власти, нельзя ожидать, чтобы принялось растение, не имея в земле корней, его питающих.
Рождается полнейше сознание, что только там, где требуются личное мужество, упорное противодействие, постоянная готовность своей грудью и жизнью отстаивать каждый шаг, появлялось некоторое равенство между воюющими сторонами, и часто даже силы нравственные, силы
народного духа превозмогали над всеми ухищрениями и тончайшими изобретениями военного искусства.
Положительные стороны «охранительной идеологии», таким образом, могли усматривать именно в том, что она позволяла прикоснуться к источникам «истинно
народного духа», «консервируя» – «пробудить».
Как общая воля всех членов общества, право имеет своим источником
народный дух, так как право рождается в человеческом сознании, а сознание это открывает себя как народное сознание, которое связано с землёй, и земля «как бы принадлежит к его существу и сам народ через выселение изменяется».
Основными источниками познания служили продукты
народного духа – язык, мифы, религия, искусство, нравы, обычаи, история народа [72, с. 11–12].
Он писал, что «среди всех проявлений, посредством которых познаётся дух и характер народа, только язык и способен выразить самые своеобразные и тончайшие черты
народного духа и характера и проникнуть в их сокровенные тайны»[6].
Настаивая на естественном происхождении государства и права, будь то из мистического
народного духа или под воздействием слепых стихийных сил, оно упускает из виду тот основной факт, что ни одно учреждение не может возникнуть помимо сознательно направленной на определённую цель воли человека.
Требуемая либеральным дворянством конституция, по его убеждению, чужда
народному духу и ведёт к окончательному разрыву между народом и самодержавной властью.
Древняя противоположность приверженного нравственности
народного духа и рационалистической государственной идеи – бесцеремонно использовавшей преимущества созданного ею частного права периода упадка, – имеет последствия и ставит исходящую от народа энергию почти всегда согласно букве вне закона.
Западная критика разума в свою очередь сопровождалась не только последовательной критикой самой западной цивилизации с известной немецкой спецификой противопоставления французскому Civilisation немецкого Kultur-Bildung, но и критикой католицизма как основы западной цивилизации, с последующей легитимацией не просто национально-религиозного своеобразия, но особого
народного духа нации.
Действительно, «роль смиренного христианина, обращённого к святым старцам, означала для царя связь с народом, воплощала национальный
народный дух».
От таковых действий азиатской политики изменился
народный дух: угнетение, страх и раболепная покорность унизили благородные свойства.
В обоих своих состояниях
народный дух – живой носитель культуры – является творческой самоосновой, порождающей из себя содержание и форму своего бытия.
Эти утраты и сопутствовавшие им сомнительные приобретения нанесли невосполнимый ущерб исконному
народному духу, привели к череде тяжких военных, политических и нравственных катастроф.
Объявляя и ощущая себя новым поколением, евразийцы освобождались от идей и концепций XIX века, когда личная свобода могла уживаться с романтическим поиском
народного духа.
Такая идеалистическая интерпретация национального характера и учение о
народном духе оказали большое влияние на более поздние этнопсихологические концепции.
Это мещанство самая желанная почва для разлагателей
народного духа.
Благополучие страны зависит от сохранения
народного духа и исторических традиций.
Но тут-то и сказался, дал о себе знать здоровый
народный дух.
Убеждён, что они демонстрируют слабость
народного духа перед вызовом римских тиранов.
Наоборот, меньшая степень гражданских свобод даёт
народному духу возможность развернуть все свои способности.
Последние в его системе являются чем-то вроде инструментов для реализации
народного духа.
Почему журналисты не записали их воспоминания, дали небытию возможность поглотить страницу истории
народного духа?
А потому возрождение
народного духа стало возможным, по их мнению, исключительно за счёт реставрации эллинизма262.
Какой была движущая сила, превратившая простую лояльность племенных воинов в сложный
народный дух афинян?
Для признания евреев национальностью им недостаёт того индивидуального
народного духа, свойственного всем другим нациям, который создаётся общностью территории.
Она призвана установить психологическую сущность
народного духа, его активности; открыть законы, по которым осуществляется внутренняя духовная деятельность этносов, исследовать основания, причины и предпосылки возникновения и развития разных этносов, а также их взаимоотношений.
Любование самим собою, самоугождение и самопоклонение никак не могут укреплять
народный дух – напротив, они обессиливают и разлагают его.
Являясь унаследованным качеством, славянская скорбь стала основной благотворной чертой великого
народного духа.
Не помогли ни срочно доставленные из полуденных провинций охапки цветов, ни развешанные по стенам гирлянды оливковых ветвей, ни выдержанное «в подлинном
народном духе» угощение.
А ведь работа с
народным духом является мощнейшим ресурсом общественного, а затем и хозяйственного развития.
Он был прав: язык – воплощение
народного духа; вот почему падение русского языка и литературы есть в то же время падение русского духа.
При этом им, «монстрам», противопоставляются другие большие спортсмены, выдаваемые то за предвестников свободы, то за носителей
народного духа.
В 1839 г. выпустил работу «Речь о влиянии
народного духа на философию», в которой утверждал, что философия «чужеземная, будет ли она шотландская, или французская, или германская, или другая какая, для нас русских, не годится», поскольку «нужна философия, зависимая от народности».
Историческая школа права видела в государстве торжество
народного духа, способ его легитимации, поскольку как язык и обычаи, так само право и политические учреждения являют собой органическое проявление народной жизни.
Подводные течения истории только на время выносят на поверхность, на яркий свет известные элементы
народного духа и характера, оставляя другие в тени, в глубине.
А затем, в подчинении высшим соображениям христианской обязанности, и материальное достояние и самосознание
народного духа сами становятся силами положительными, действительными средствами и орудиями нравственной цели, потому что тогда приобретения этого народа действительно идут на пользу всем другим и его величие действительно возвеличивает всё человечество.
И против этих-то двух великих подвигов
народного духа восстают во имя патриотизма, отвергают первый из них, как басню, а второй осуждают, как историческое злодеяние.