Неточные совпадения
Клима подавляло обилие противоречий и упорство, с которым каждый из людей защищал свою истину. Человек, одетый мужиком, строго и апостольски уверенно говорил о Толстом и двух ликах Христа — церковном и
народном, о Европе, которая погибает от избытка чувственности и нищеты
духа, о заблуждениях науки, — науку он особенно презирал.
— Это — больше, глубже вера, чем все, что показывают золоченые, театральные, казенные церкви с их певчими, органами, таинством евхаристии и со всеми их фокусами. Древняя,
народная, всемирная вера в
дух жизни…
— Свирель, рожок, гусли — вот истинно
народные инструменты. Наш народ — лирик, балалайка не отвечает
духу его…
— К народу нужно идти не от Маркса, а от Фихте. Материализм — вне
народной стихии. Материализм — усталость души. Творческий
дух жизни воплощен в идеализме.
Есть у них, правда, поклонение небесным
духам, но это поклонение не только не вменяется в долг
народной массе, но составляет, как я уже, кажется, заметил однажды, привилегию и обязанность только богдыхана.
То же есть и в русском сектантстве, в мистической
народной жажде, в этом исступленном желании, чтобы «накатил
Дух».
Но содержание
народной воли есть уже внутреннее, уже духовное содержание, известная направленность
духа.
Величайшие русские гении боялись этой ответственности личного
духа и с вершины духовной падали вниз, припадали к земле, искали спасения в стихийной
народной мудрости.
Идея, смысл раскрывается в личности, а не в коллективе, и
народная мудрость раскрывается на вершинах духовной жизни личностей, выражающих
дух народный.
Мистике
народной стихии должна быть противопоставлена мистика
духа, проходящего через культуру.
Она пробуждает глубокое чувство
народного, национального единства, преодолевает внутренний раздор и вражду, мелкие счеты партий, выявляет лик России, кует мужественный
дух.
Теперь все это уже «дела минувших дней» и «преданья старины», хотя и не глубокой, но предания эти нет нужды торопиться забывать, несмотря на баснословный склад легенды и эпический характер ее главного героя. Собственное имя Левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства; но как олицетворенный
народною фантазиею миф он интересен, а его похождения могут служить воспоминанием эпохи, общий
дух которой схвачен метко и верно.
Серебряный был опальник государев, осужденный на смерть. Он ушел из тюрьмы, и всякое сношение с ним могло стоить головы Борису Федоровичу. Но отказать князю в гостеприимстве или выдать его царю было бы делом недостойным, на которое Годунов не мог решиться, не потеряв
народного доверия, коим он более всего дорожил. В то же время он вспомнил, что царь находится теперь в милостивом расположении
духа, и в один миг сообразил, как действовать в этом случае.
Прочая же обстановка наших лечебниц до сих пор во многом не соответствует
духу народа, до сих пор враждебна своими порядками привычкам нашего простолюдья и не в состоянии приобрести полного доверия и уважения
народного.
11-го мая 1863 года. Позавчера служил у нас в соборе проездом владыка. Спрашивал я отца Троадия: стерта ли в Благодухове известная картина? и узнал, что картина еще существует, чем было и встревожился, но отец Троадий успокоил меня, что это ничего, и шутливо сказал, что „это в
народном духе“, и еще присовокупил к сему некоторый анекдот о душе в башмаках, и опять всё покончили в самом игривом. Эко! сколь им все весело.
«И хорошо, если бы дело шло только об одном поколении. Но дело гораздо важнее. Все эти крикуны на жалованье, все честолюбцы, пользующиеся дурными страстями толпы, все нищие
духом, обманутые звучностью слов, так разожгли
народные ненависти, что дело завтрашней войны решит судьбу целого народа. Побежденный должен будет исчезнуть, и образуется новая Европа на основах столь грубых, кровожадных и опозоренных такими преступлениями, что она не может не быть еще хуже, еще злее, еще диче и насильственнее.
С лишком за двести лет до этого, то есть во времена междуцарствия, хотя мы и не можем сказать утвердительно, живали ли в Муромских лесах ведьмы, лешие и злые
духи, но, по крайней мере, это
народное поверье существовало тогда еще во всей своей силе; что ж касается до разбойников, то, несмотря на старания губных старост, огнищан и всей земской полиции тогдашнего времени, дорога Муромским лесом вовсе была небезопасна.
Вредный административный антагонизм исчез совершенно; земские управы, изнемогши в борьбе с мостами и перевозами, оставили за собой лишь уездную и губернскую статистику, но зато довели эту науку до такого совершенства, что старик Кеттле, приехав однажды в Балахну ("Балахня — стоит рот распахни", — говорит
народная пословица), воскликнул: nunc dimittis [ныне отпущаеши] — и тут же испустил многомятежный
дух свой.
Кто-то невидимый в потемках бродит по русской земле, и гордое слово бессильно гонится за ним, не может поймать, не может уличить. Кто он и чего он хочет? Чего он ищет?
Дух ли это
народный, разбуженный среди ночи и горько мстящий за украденное солнце?
Дух ли это Божий, разгневанный беззаконием закон хранящих и в широком размахе десницы своей карающий невинных вместе с виновными? Чего он хочет? Чего он ищет?
Так Святогор,
народный богатырь нашего эпоса, спит в железном гробе; накипают на его гробе закрытом все новые обручи: душит-бьет Святогора его богатырский
дух; хочет витязь кому б силу сдать, не берет никто; и все крепче спирается могучий
дух, и все тяжче он томит витязя, а железный гроб все качается.
Если самовластие и лихоимство господствовали «в подробностях управления», то не много выигрывал народ русский от того, что у нас были «законы, сообразные
духу народному, самобытные», и пр.
— Вот вы тогда в нем его дух-то
народный и увидите, — решил Ничипоренко и, постучав о чайник крышкою, потребовал пару пива.
На Западе война против современной науки представляет известные элементы
духа народного, развившиеся веками и окрепнувшие в упрямой самобытности; им вспять идти не позволяют воспоминания: таковы, например, пиетисты в Германии, порожденные односторонностию протестантизма.
Спутались в усталой голове сон и явь, понимаю я, что эта встреча — роковой для меня поворот. Стариковы слова о боге, сыне
духа народного, беспокоят меня, не могу помириться с ними, не знаю
духа иного, кроме живущего во мне. И обыскиваю в памяти моей всех людей, кого знал; ошариваю их, вспоминая речи их: поговорок много, а мыслями бедно. А с другой стороны вижу тёмную каторгу жизни — неизбывный труд хлеба ради, голодные зимы, безысходную тоску пустых дней и всякое унижение человека, оплевание его души.
— Вам снова, — говорит, — надо тронуться в путь, чтобы новыми глазами видеть жизнь народа. Книгу вы не принимаете, чтение мало вам даёт, вы всё ещё не верите, что в книгах не человеческий разум заключён, а бесконечно разнообразно выражается единое стремление
духа народного к свободе; книга не ищет власти над вами, но даёт вам оружие к самоосвобождению, а вы — ещё не умеете взять в руки это оружие!
— Христос, первый истинно
народный бог, возник из
духа народа, яко птица феникс из пламени.
Через что исполняются наши родительские наставления, прежде данные Ее Высочеству».] искала Она правил мудрой Политики, и часто, облокотись священною рукою на бессмертные страницы
Духа законов, раскрывала в уме Своем идеи о
народном счастии, предчувствуя, что Она Сама будет творцом оного для обширнейшей Империи в свете!..
Екатерина с прискорбием видела, что образование благородных детей в России поручается родителями иностранцам, которые всего менее к тому способны, не зная наших нравов,
духа народного, и которые, не имея к отечеству нашему сыновней любви, не могут вселять ее и в юных учеников своих.
И так чудно ли, что Россия, в 34 года деятельного царствования, которого главною целию было
народное просвещение, столь преобразилась, возвысилась
духом, созрела умом, что отцы наши, если бы они теперь воскресли, не узнали бы России?
В нем было также много поэзии, — и опять-таки особенной — пестрой и проникнутой разнообразными переливами церковно-бытовой жизни, ограниченной
народной наивности и бесконечных стремлений живого
духа.
В нашей литературе это последнее обстоятельство еще не так заметно, потому что вообще у нас в прежнее время мало толковали о
народных интересах; но в литературах западных
дух парциальности выставляется несравненно ярче.
Ясно, что новые верования много бы выиграли от подобного образа действий, если бы книжные учители древней Руси при своем благочестии владели еще уменьем постигнуть
дух народный и имели бы сколько-нибудь поэтического такта.
Обстоятельства жизни, поставивши Кольцова близко к
народному быту, с одной стороны, дали ему возможность узнать истинные нужды народа и проникнуться его
духом.
У них встречаются места, близко подходящие по
духу своему к нашим
народным песням; есть даже целые песни, хорошо выражающие чувства грусти, тоски и т. п.
Его песни по своему
духу во многом сходны с
народными песнями, но у него более поэзии, потому что в его песнях более мыслей, и эти мысли выражаются с большим искусством, силою и разнообразием, потому что чувства его более глубоки и сознательны и самые стремления более возвышенны и определенны.
Братья по крови славянской и вере православной, они назывались братьями и по
духу народному.
Для нас довольно и того, что в рассказах Марка Вовчка мы видим желание и уменье прислушиваться к [этому еще отдаленному для нас, но сильному в самом себе, гулу]
народной жизни; мы чуем в них присутствие русского
духа, встречаем знакомые образы, узнаем ту логику, те [требования и наклонности,] которые мы и сами замечали когда-то, но пропускали без внимания.
Императорское войско было отражено, разбито казаками, и генерал Бибиков, посланный из Петербурга, чтобы принять команду войска, писал, если я не ошибаюсь, из Нижнего: «Дела идут очень плохо; более всего надобно бояться не вооруженных полчищ бунтовщиков, а
духа народного, который опасен, очень опасен».
Верного изображения жизни, естественного развития страстей и характеров, правильного представления
духа народного и отражения
духа времени — тут не было, — да об этом в то время никто и не заботился.
Твой стих, как божий
дух, носился над толпой;
И отзыв мыслей благородных
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед
народных.
Мы должны из готового уже, но сырого материала организовать стройные военные отряды,
народную нашу армию, обучить, насколько возможно, наших будущих солдат, чтоб они ловко умели действовать и косой, и саблей, и штыком, и пулей, ввести дисциплину, а
дух свободы и
дух военный — старый польский
дух, благодаря Бога, еще не умер!
И там, и здесь в
Духов день Петербург искони справляет
народное гулянье.
Для нас не новая религия служит причиною изменения
народного богочувствования. Скорее наоборот: только изменившееся отношение народа к божеству и жизни делает возможным не формальное, а действительно внутреннее усвоение новой религии. Рассмотрим же прежде всего те внутренние изменения в эллинском
духе, которые сделали возможным завоевание Эллады Дионисом. Ярко и цельно эти изменения выражаются в послегомеровской литературе.
Но восстание личности есть победа
духа и свободы над природой и
народной стихией.
Дух воплощается в органическом, не только в органическом теле человека, но и в органических телах истории, например в органической
народной жизни, в традициях и т. п.
Существует
народная индивидуальность, как природная душевная среда, в которой действует
дух и которую он должен спиритуализировать.
Дымкевич снабжал желающих всеми возможными произведениями революционной и демагогической литературы, хлопотал о
народном обучении в польском
духе, о хозяйственных съездах.
Петр Иннокентьевич и Иннокентий Антипович, и все домашние обращались с ней, по
народному выражению, как с сырым яйцом. Толстых положительно не мог без нее существовать, а Гладких не чаял души в своей крестнице, хотя это не мешало ему с грустью вспоминать о точно в воду канувшей Марье Петровне. О ней не было в течении этих пяти лет ни слуху, ни
духу. Что случилось с ней? Быть может, бедная девушка с горя и отчаяния, под гнетом нужды и лишений, лишила себя жизни?
В противоположность славянофилам он говорит, что «стремление наше в Европу, даже со всеми увлечениями и крайностями его, было не только законно и разумно в основании своем, но и народно, совпадало вполне со стремлением самого
духа народного, а в конце концов, бесспорно, имеет и высшую цель».
Но в действительности это означает, что личность, что личный
дух недостаточно еще пробудились в русском народе, что личность еще слишком погружена в природную стихию
народной жизни.