Стирание различий между организованной религией и
народной религиозностью выразилось в том, что и то и другое стали характеризовать как форму суеверий.
Не буду об этом распространяться, приведу только один факт – насчёт
народной религиозности.
Народная религиозность и местные традиции оказались мишенью атеистической работы.
Если религиозные учреждения считались неисправимыми и потому становились объектом антирелигиозных репрессий и воинствующего атеизма, то ситуация с
народной религиозностью оказалась сложнее.
Искоренение
народной религиозности, напротив, рассматривалось как длительный процесс, который будет развиваться органически под влиянием распространения образования, просвещения и модернизации.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: эрупция — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Наконец, важным новшеством антирелигиозной кампании было внимание партии к
народной религиозности и обычаям, которые теперь были включены в более широкое определение религии.
Атеистически настроенная власть обычно не находила ничего лучшего, кроме как развенчивать суеверия и по мере сил вытравливать разнообразные проявления
народной религиозности.
И ещё более тревожными, чем признаки санкционированного религиозного возрождения, были проявления несанкционированной
народной религиозности – групповые крещения, паломничество к святым местам, поклонение чудотворным иконам и обращение к услугам знахарей, – выносившие религиозность за пределы церковных стен.
Научный интерес к фольклору на самой ранней стадии его изучения не мог не обратиться к особенностям
народной религиозности в её отношении к «официальной» религии и к народной культуре в целом, как она виделась в соответствующие эпохи.
С точки зрения партийной идеологии
народная религиозность была результатом отсталости: образование и просвещение должны были снять завесу суеверия с очей масс и просветить их светом разума.
Известно, что «для
народной религиозности всегда весьма важно представление об очищающей и воскрешающей силе пламени».
Однако со временем напряжённость идейного принципа – веры в земной рай-коммунизм как превращённая форма
народной религиозности – стала ослабевать.
Говоря о религиозных практиках, мы также не можем миновать ещё одного важного термина – народной религии или, точнее говоря,
народной религиозности.
Постепенно грубая
народная религиозность, всегда склонная к идолопоклонству, сделает самих тельцов объектом религиозного поклонения, идолами, кумирами.
Хочется думать, что его простая, чисто
народная религиозность делает и такое предположение довольно вероятным…
Здесь цели и интересы духовенства не следует противопоставлять
народной религиозности, так как многие представители духовенства, особенно монашества, могли быть и участниками видений, и создателями популярных текстов о чудесах.
Самый распространённый мини-признак
народной религиозности такой: проезжая или проходя мимо кладбища, поднимать руки произносить небольшую молитву за покойников, так делают очень многие, или просто проводить руками по лицу (молитва подразумевается).
Но в нищенствующих орденах, которые с точки зрения истории церкви и религиозности являются реформированным монашеством, наконец, происходит встреча церковных и мирских институтов власти,
народной религиозности, различных культур и традиций.
Готовность потакать
народной религиозности показывает, что для этого царя религия была не более чем средством для укрепления собственной власти.
На начальном этапе идеологических исканий и конкретных действий интеллигенции тождественность дохристианской
народной религиозности перспективам развития нации, строительству суверенного государства и его идеологии практически не подвергалась сомнениям.
Одним словом, параллельно с увеличением подлинной
народной религиозности рос и потенциал протестных настроений, как выразились бы современные политтехнологи.
Эти понятия являются частью дихотомической схемы, глубоко укоренившейся и в массовом и в академическом сознании:
народная религиозность противопоставлена «элитарной» религии, которая воспринимается либо как религия virtuosi, связанная с «хранителями чистой нормы», с религиозной «теорией», за которую ответственны «официальные» или «канонические» институты; либо народная религиозность противопоставлена религии наиболее высоких социальных слоёв.
Всё, как не странно, именно так: «глубоко коренились в психике» и были вскормлены «
народной религиозностью».