Но их настроение не было и не могло быть настроением деятельных сторонников 
московского самодержавия.        
     
            
        Восстановив в середине XVII века грозненское самодержавие и установив крепостничество, 
московское самодержавие лишь зафиксировало некое состояние, но не смогло сколько-нибудь серьёзно двинуть его дальше.        
     
                            
                    
        Тот же наблюдательный иноземец заметил чрезвычайное развитие 
московского самодержавия в то время.        
     
            
        Так приготовлялась почва для будущего 
московского самодержавия.        
     
            
        Полное торжество 
московского самодержавия в конце XV – начале XVI в. совпадает с окончательным падением ордынского гнёта.        
     
                    
        
                    
        
    
    
        
            
            Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
            Карту слов. Я отлично
            умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
        
        
            
                    
                    
                        Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
                     
                    
                        Вопрос: подкрикивать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?                    
 
                    
                    
                                 
         
     
                                
        Суть же 
московского самодержавия определить иначе, нежели произвол, затруднительно.        
     
            
        Выше уже говорилось о том, что 
московское самодержавие в силу его патриархальности не могло обеспечить такое функционирование крепостничества, которое было бы адекватно сути этой системы.        
     
            
        Во второй половине XVII века в процессе освоения русскими евразийского пространства произошёл качественный скачок, к которому 
московское самодержавие не было готово и которому оно не было адекватно.        
     
                            
                    
        Главное из них состоит в том, что 
московское самодержавие проявлялось не только в идеологии, и государю в этой политической системе принадлежала куда более значительная роль, чем ритуально-представительские функции.        
     
            
        Смутное время опять выдвигает на историческую сцену понятные и дорогие для массы интересы народности и православия, которые осуществиться, по народному воззрению, могли только в конкретных и универсальных формах 
московского самодержавия.        
     
            
        Народ и хозяйство совершили этот переход, а 
московское самодержавие – нет, не смогло, потому что было «заточено» под предыдущий период, решало и решило в тяжелейших условиях его задачи.        
     
            
        Но нужно отметить, что в IV главе автор изучает развитие теории 
московского самодержавия в литературе преимущественно иосифлянского направления, а литература эта заключала в себе целый ряд идей, не имеющих ближайшего отношения к учению о всемирном значении московского царя.        
     
            
        Но несомненно, что сила и направление его стремительной воли, не знавшей препятствий, могли выработаться только в условиях 
московского самодержавия.        
     
            
        На установлении 
московского самодержавия отразилось и книжное влияние, византийские законы и толкования византийских юристов.        
     
            
        Самые тяжкие наказания назначались за преступления против православия и царского величества, что, конечно, вполне соответствовало развитию как 
московского самодержавия, так и государственного значения греко-восточной церкви.        
     
            
        Таким образом, церковная реформа шла в руку государственному началу и была новою ступенью возвышения 
московского самодержавия.        
     
            
        Дело в том, что довольно скоро после оформления крепостничества в 1649 году стало ясно: 
московское самодержавие как форма неадекватно крепостнической системе, не может обеспечить её реальное развитие, так как господа и крепостные относятся к одной культуре, у них одни и те же вера, ценности, язык, да и быт отличается не качественно.        
     
            
        Остановимся поэтому на главных моментах эволюции 
московского самодержавия, которое впоследствии преобразуется в высшие формы государственности.        
     
            
        Был момент, когда 
московское самодержавие перерождалось в восточную деспотию.