Описание этого процесса через призму сдвига, произошедшего в оценке
модернистской литературы, предполагает несколько важных ответвлений.
Как он пояснял впоследствии, «в то время „модерн“ подразумевал буквально
модернистскую литературу, вызвавшую к жизни „новую критику“ (new criticism), а та определила модернизм так, чтобы самой стать его конечной целью».
К общему знаменателю хулители модернистского вырождения так и не пришли: от чего же страдала
модернистская литература – от формальной гипертрофии, декадентской избыточности (слишком много формы) или, напротив, от формального распада (слишком много изломов, фрагментации)?
Её переклички, соединения с русской
модернистской литературой носят характер именно страсти, но в разных значениях этого термина, включая страсть как страдание, испытание.
Это качественно отличает
модернистскую литературу от её постмодернистского аналога.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: деаэрация — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Модернистская литература не стремится к описанию и классификации существующей реальности, она моделирует свою художественную действительность.
Главный принцип
модернистской литературы – интроверсия.
Здесь, вероятно, полезным было бы авторское (в более высоких жанрах его именуют лирическим) отступление, которое позволило бы нам сразу поставить точки над i и над е, как того требуют правила реалистической, а не какой-нибудь там
модернистской литературы, заполонившей ныне самиздат, тамиздат и даже проникающей порою в наш отечественной госиздат, куда, казалось бы, и вообще проникнуть невозможно.
Он утверждал, что в отличие от классической и
модернистской литературы, ориентированной на индивидуальное, прямое высказывание художника, современный автор может быть лишь посредником, «пространством, на котором сходятся языки».
Модернистская литература с большим интересом отнеслась к теме «механизации» человека.
Однако со временем его начали использовать, характеризуя
модернистскую литературу вообще.
Модернистская литература характеризуется диалогичностью, интертекстуальностью, мифологизированностью, ссылками на наследие прошлого, иронией, игрой с традицией, пародиями и стилизациями.
Стремление не к отражению, а к пересозданию реальности, вера в трансцендентное, в жизнепреобразующую роль искусства, эксперименты в области жанровой и композиционной структуры произведений, обращение к мифу и символу – всё это в равной степени было характерно как для романтизма, так и для
модернистской литературы в широком смысле слова.
И как раз идеи неклассического подхода, столь ярко выражены в романтизме и
модернистской литературе XX века, в которых демонстративно отождествляются автор и лирический герой произведения.
На фоне её культурного расцвета роль берлинского натурализма как инициатора
модернистской литературы подвергается – уже со стороны современников этого полемического диалога – существенной переоценке.