Насколько гармонично развитие этих граней, отвечают ли
модели культуры и технологии эволюционно-обусловленным тенденциям человеческого поведения?
Сообщества древних охотников и собирателей уступили место более разнообразным группам. характеризуется появлением различных
моделей культуры.
Позднее он был операционализирован в таких концепциях, как «
модели культуры», «основной структуры личности», «модальной личности» и др.
Конечно, сегодня мы смотрим на эту
модель культуры с гораздо меньшей симпатией, чем её современники, поскольку знаем, как дорого заплатили за её энергичный оптимизм в наше время, но верно и то, что без такого дерзкого самоутверждения ни опыт свободы, ни опыт самопознания, без которых, как ни рассуждай, человеческой истории не существует, не был бы достаточно полным.
Превращение гуманистического идеала в господствующую
модель культуры было канонизовано гегелевской философией истории.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: наживляться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Как медик и философ, хочу отметить, что особое место в системе теоретических и методологических предпосылок становления биофилософии занимают не только организменная, эволюционная и коэволюционная концепции биологии, но и современная концепция развития медицины, выполняющая функцию своеобразных
моделей культуры оздоровления людей в век новых и сверхновых технологий, в условиях нравственного кризиса общества.
Страницы книги «
Модели культуры», к счастью для всех нас, – не пустые (во всех смыслах этого слова), их наполненность текстом и смыслами такова, что заставляет чаще стучать сердца читателей вот уже почти девять десятилетий.
Именно в библейском тексте появилась первая сформировавшаяся
модель культуры, когда происходит объединение сакрального и секулярного и была выражена базовая парадигма будущей европейской цивилизации.
Отдельные главы и параграфы посвящены описанию развёрнутой типологии культуры, которая представляет собой классификацию всевозможных концепций и направлений, раскрывающих
модели культуры, сравнивая их по системо-образующим признакам.
Под
моделями культуры мы подразумеваем целостное концентрированное отображение философских, эстетических и исторических концепций, психологических наблюдений и переосмысленных ощущений.
Сторонники этого направления, сознавая, что изучением культуры занимаются многие науки (история, археология, социология, этнография, искусствоведение, антропология и др.), что существует несколько сот различных определений того, что можно назвать культурой, десятки подходов к её изучению, теоретических концепций,
моделей культуры, сочли наилучшим отказаться от идеи поиска и утверждения какого-либо осмысления культуры как единственно верного.
Как и почему различные формы национальной идентичности и национального сознания были перенесены на формы общественного строя и
модели культур, и таким образом были созданы социальные и политические структуры общностей, впоследствии ставшие нациями?
Сочетание деятельностного, ценностно-смыслового и структурно-семиотического подходов к культуре в качестве взаимодополняющих и в чём‐то пересекающихся друг с другом позволило отечественным культурологам построить многомерную
модель культуры, позволяющую представить фактически любой объект, относящийся к природе, обществу, к человеческому творчеству в качестве феномена культуры.
Исследуется, как, в каких
моделях культура предлагает своему носителю осмысливать риски, какие оценки рисков она диктует, какие механизмы поведения в ситуации риска предполагает.
Неклассическая (модернистская)
модель культуры ориентирована на повседневную жизнь человека.
Неклассическая
модель культуры связывает культуру не с творчеством субъекта, а с некой «бессубъективностью», делая её «массовой».
Системный подход к культуре предполагает несколько последовательных этапов в её исследовании: определение самого понятия культуры, анализ её элементов и структуры, выявление закономерности развития культуры как системы, создание общего представления или, как принято говорить,
модели культуры.
Но и укрепляются единые корни под знаком общей автохтонам арктической
модели культуры.
В этом определении характерные особенности, элементы, или лучше,
модели культуры организованы, или структурированы, в систему, или совокупность систем, которые в силу исторического формирования открыты и подвержены постоянным изменениям.
Это та самая метафизика, проявляющаяся в некоторой степени во всех
моделях культуры, которая направляет восприятия и размышления тех, кто задействован в культурном процессе, и которая предрасполагает их к определённым формам наблюдения и интерпретации.
История культуры знает три основные
модели культуры: натуралистическую, классическую и неклассическую (модернистскую).
Теоретический метод культурологической атрибуции, в отличии «от художественной и исторической атрибуции, стремящихся к установлению индивидуальных признаков каждого объекта», устанавливает типичность явлений в рамках теоретической
модели культуры, их нормативность в рассматриваемой системе культурных порядков, наряду с совокупностью множества контекстуальных связей.
Вот почему так интересны нам те
модели культуры, что открываются перед нами в философской публицистике.
По сути, это – творческий акт, в котором процесс развития человека направлен на воспроизведение исторически сформировавшихся человеческих свойств, способностей и способов поведения через освоение культурных ценностей и
модели культуры в целом.
Но и «
Модели культуры», переводом которой мы можем сейчас насладиться, не есть ключ к пониманию всего того, что характеризовало в целом упомянутое выше направление «культура и личность», базировавшееся на ряде фрейдистских установок.
Далее автор подчёркивает, что диктующая культура («диктатура») – лишь одна из возможных
моделей культуры, и проводит исторические параллели.
Сформированная же романтизмом
модель культуры жертв – вновь резко актуализированная военными событиями – взывала к чему-то прямо противоположному: к подавлению этих переживаний, к укрытию «страдания другого» в своём собственном или же универсальном страдании.
Но в «
Моделях культуры» надежда на то, что антропология может быть использована людьми для достижения выбранных ими целей, была ещё свежа и молода, и эта свежесть, как роса, лежит на её словах, и её ощущает каждый читатель, впервые столкнувшийся с таким взглядом на мир.
Происходит столкновение несовместимых друг с другом или конкурирующих
моделей культуры.
Наиболее радикально этот подход сформулирован в концепции символического господства, осуществляемого со стороны доминирующей
модели культуры, проводником которой является общеобразовательная школа и образовательное пространство в целом.
Это означает, что имеет такое же количество
моделей культуры, каждая из которых работает в рамках породившей это определение науки.
Для процедуры культурологической атрибуции необходимы теоретические
модели культуры (или обоснованные локации: исторические, территориальные, этнические, конфессиональные, политические и т. д.), по отношению к которым и возможна атрибуция артефакта.
Эти две тенденции обуславливают культурную атрибуцию повседневных концептов к тернарной либо бинарной
моделям культуры.
Всё, о чем повествуется в «
Моделях культуры», – более чем серьёзно.
Поэтому философские модели славянофилов – производное от
моделей культуры.
Все генуэзцы – торговцы, торговля определяет все – это особая
модель культуры, в которой коммерческий успех важнее социальных различий.
В предложенной нами национальной
модели культура входит в состав фундамента экономической деятельности.
Свободная беседа – это, вообще, базовая
модель культуры, разве стоит этого стыдиться?
Авторы письма предугадали грядущий распад исходной сталинской
модели культуры и попытались внести в советское кинопроизводство элементы экономически мотивированных принципов управления и хозяйствования.
Морфологическая
модель культуры, как известно, представляет собой совокупность функционально взаимосвязанных сфер культуры, имеющих свои символические коды, а также механизмы их трансляции.
Унитарная
модель культуры, выступавшая ранее эффективным средством борьбы с «чуждыми» культурными влияниями и отклонениями, постепенно уступает место нарождающейся альтернативной плюралистической модели.
Мы постараемся отойти от модели культурологии как калейдоскопа многообразия и обратиться к
модели культуры как формы творческого переосмысления натурального человеческого существования – при его логически определяемой вариантности.
Для понятия «культурно-исторический процесс» чрезвычайно важно содержание понятия «культура» и указание на острейшую дискуссионность этого содержания, так как невозможно в полной мере выявить пространство значений и смыслов философско-культурологической категории «культурно-исторический процесс» вне опоры на ту или иную концептуальную
модель культуры.