Внешний мир обстоятельств приобретает очертания внутреннего
мира помыслов, и внешние условия, и приятные, и неприятные, всегда служат лишь на благо человеку.
Самоукорение имеет, при начале упражнения в нём, характер бессознательного механизма, то есть произносится языком без особенного сочувствия сердечного, даже в противность сердечному чувству; потом мало-помалу сердце начнёт привлекаться к сочувствию словам самоукорения; наконец, самоукорение будет произноситься от всей души, при обильном ощущении плача, умалит пред нами и закроет от нас недостатки и согрешения ближних, примирит ко всем человекам и к обстоятельствам, соберёт рассеянные по всему
миру помыслы в делание покаяния, доставит внимательную, исполненную умиления молитву, воодушевит и вооружит непреодолимою силою терпения.
Познав помрачение мирских расстройств, встретил от смятения сопровождающее мышление рассеивание, увидел от многомятежной жизни встречающее людей суетное отвлечение, уязвлён стрелой влечения к безмолвию и взыскал
мир помыслов, уяснил ведь – «взыщи мир и получи его».
Самоукорение имеет, при начале упражнения в нём, характер бессознательного механизма, то есть, произносится языком без особенного сочувствия сердечного, даже в противность сердечному чувству, потом, мало-помалу, сердце начнёт привлекаться к сочувствию словам самоукорения, наконец, самоукорение будет произносится от всей души, при обильном ощущении плача, умалит пред нами и закроет от нас недостатки и согрешения ближних, примирит ко всем человекам и к обстоятельствам, соберёт рассеянные по всему
миру помыслы в делание покаяния, доставит внимательную, исполненную умиления молитву, воодушевит и вооружит непреодолимою силою терпения.