Прежде под субъектом понималось
метафизическое основание вещей, предметов, прежде всего тех, которые существуют объективно реально (Лекторский, 2010).
Данная проблема соотносится с тематикой психологического здоровья (Психологическое здоровье личности…, 2014), которое анализируется с позиции
метафизических оснований психологического знания, обретая статус духовно-нравственного здоровья.
Ввиду важности для последующего исследования, здесь необходимо дать краткий аналитический обзор проблемы ценностей как феноменального проявления заглублённых
метафизических оснований культуры, метафизики духа народов.
От глубины и полновесности проявления и осмысления
метафизических оснований процессуальности, степени комплексности теоретического их освоения зависит полнота их реализации и масштаб воздействия на культуру в целом.
Разнообразие и различия концепций процессуальности определяется разнообразием
метафизических оснований культур и мировоззрений.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: перенаведённый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Причём, как отмечено, собственно характер
метафизических оснований интерпретации может быть различным – спектр интерпретаций от предельных типов полного покоя – до перманентного движения.
Накапливаемые факты, приобретаемые знания о социуме, если они отлучены от
метафизических оснований бытия и мироистолкования и целиком пребывают во власти позитивистских установок, искажают картину социальной реальности.
Например, они заявляют, что словарный запас кашинава не сочетается с современными технологиями и что отказ от технологий во имя благополучия кашинава не стоит того. <…> Прагматисты надеются, не имея
метафизических оснований верить, что будущая всемирная история человечества будет представлять западных социал-демократов XX века в наилучшем свете.
Всякая концепция процессуальности (в том числе концепция развития) выступает как культурно укоренённая парадигма, произрастающая на древе
метафизических оснований мировоззренческого поиска той или иной культуры, осмысления её бытия, созидания и конструирования бытия в процессе человеческой деятельности как таковой.
Данное утверждение относится как к культурной оболочке, так и к
метафизическим основаниям культурной деятельности, к метафизике, под которой нужно понимать дискурсивный поиск оснований бытия мира и человека посредством мысленного выхода за пределы всякого сущего.
Однако начиная с середины XX века глубинные
метафизические основания культур шире и масштабнее проявляют свою сущность, становясь в теории и на практике определяющей силой организационно-управленческой деятельности человека в планетарном масштабе, причиной и условием планетарной прагматики.
Соответственно, в рамках одной культуры (и даже национальной культуры) могут воспроизводиться различные
метафизические основания и мировоззрения различных социальных групп (включая смыслы, характер процессуальности и времени, ценности), отличных как по численности носителей, так и по мощности воздействия на культуру в целом, на социальную динамику и управление ею в тот или иной период времени.
Не изменилась и природа взаимосвязи мировоззрения с социально-групповой и культурно-исторической принадлежностью, которые, как и прежде, формируют
метафизические основания духовности и мировоззрение человека, его версии великих смыслов, его ценностные ориентации и жизненные цели.
От содержания
метафизических оснований, характера их освоенности и осмысленности, глубины и полноты теоретического понимания и практической реализации напрямую зависит степень конкурентоспособности и конкурентный потенциал каждой культуры и цивилизации.
Пока необходима и достаточна собственно констатация того, что основанием духовного (идеального) комплекса каждой культуры, всех мировоззренческих систем и духовности в целом являются
метафизические основания «кристаллической решётки» культуры (субкультуры) (§ 9) и некоторое дискурсивное доказательство органичности (непротиворечивости) данного тезиса для материалистической философии (§ 12–14).
Причём, «временная модальность», включающая в себя оценки и ценности, уже высвечивает
метафизические основания – потребности, интересы, мотивации опосредованы метафизическими интерпретациями процессуальности.
Она могла бы быть вразумляющим примером нынешнему мыслителю в постижении связи между свободой и истиной, между уважением к праву и утверждением
метафизических оснований человеческого, в том числе и общественного бытия, – связи личной свободы с «родимой обителью», почвой, традицией и культурной преемственностью.
Указанные две тенденции в развёртывании содержания феномена идеологии определили два направления исследований пространства идеологии: с одной стороны, прояснение предельных философских,
метафизических оснований коллективного сознания и идеологии, с другой стороны – разработку новых методов управления коллективным сознанием и поведением индивидов.
Таким образом, оба довода становятся гораздо понятнее, если интерпретировать их как поставленные перед номиналистами задачи – разработать систематические и интуитивно убедительные теории предикации и абстрактной референции, которые объяснили бы нам
метафизические основания субъектно-предикатной истины и использования механизмов абстрактной референции, не отсылая к общим или разделяемым многими предметами сущностям.
Предполагается, что существуют общие вместилища или тенденции психических операций, которые с течением времени заполняются или квалифицируются определённым образом: и когда этот вопрос решён, остаётся зафиксировать
метафизические основания этих фактов.
Поскольку мы способны познать сущность только как
метафизическое основание мира и стоим внутри мирового процесса, то в течение его длительности так же мало сущности, которая не появляется, как и вообще может быть появление, которое не имеет сущности и не покоится на основании сущности.
Теперь его племя навечно было отделено от других племён двойной и обоюдоколючей проволокой: с одной стороны, иудеи получали
метафизическое основание смотреть на других с превосходством, с другой стороны, другие получали основание смотреть на них с подозрением и опаской.
Более того, последний может рассматриваться в качестве
метафизического основания первого.
Субъектная проблематика находилась в «андеграунде» отечественной психологии советского периода не только потому, что она обнажает – через конфликтность и противоречивость теоретических построений – вопрос о
метафизических основаниях психологических исследований (ответ на который был давно дан в трудах основоположников отечественной психологической науки).
Иерархия ценностей корректируется в каждой конкретной ситуации выбора и может быть различна, однако есть основания полагать, что и доминанты ситуативного выбора могут быть заложены в
метафизические основания культуры.