Во второй главе аналитики я, надеюсь, дал удовлетворительный ответ одному правдивому и резкому, но достойному уважения рецензенту указанных «Основоположений
метафизики нравов» на его упрёк относительно того, что понятие блага не установлено там до морального принципа (как это было бы, по его мнению, необходимо); в ней приняты во внимание и некоторые другие возражения, которые дошли до меня от людей, доказывающих, что им дороги поиски истины (ведь те, кто видит только свою старую систему и уже заранее решил, что должно быть одобрено или не одобрено, не желают никакого обсуждения, которое могло бы быть препятствием для их частных целей); так я буду поступать и впредь.
Первая часть «
Метафизики нравов» была озаглавлена «Метафизические начала учения о праве», а вторая – «Метафизические начала учения о добродетели».
В его философских трудах, посвящённых этике, в частности, в первой части «
Метафизики нравов», поставлен тезис и далее выстроена целая система соотношения двух сфер, метафизики нравов – морали и права.
В «
Метафизике нравов» он ещё отчётливее разделяет нравственность и религию.
Сущность нравственного поведения человека, отчётливое познание разумом человека его моральных компонентов есть
метафизика нравов.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: расклассифицировать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Правда, она предполагает уже «Основоположения
метафизики нравов», но лишь постольку, поскольку эти «Основоположения» предварительно знакомят нас с принципом долга и дают и обосновывают определённую формулу долга; в остальном же она обходится без посторонней помощи (besteht es durch sich selbst).
Само собой разумеется, что для способности суждения там не окажется места, ибо ей теорию заменяет критика; в соответствии с делением философии на теоретическую и практическую и чистой философии на такие же части, эта задача будет решена в метафизике природы и
метафизике нравов.
Точно так же „этическая методология“ в „
Метафизике нравов“ противопоставляет строгому „Ты можешь делать то, что должен делать“ чистой этики психологически обоснованное: „Ты не можешь сразу делать всё, что хочешь“; сила действовать морально должна быть сначала приобретена через практику, культивирование.
Ибо именно это означает различение «интеллигибельного» или «интеллектуального мира» от мира чувств, на котором уже основано учение об эмпирическом и интеллигибельном характере и который затем ясно представлен в «Основаниях
метафизики нравов».
Так как за время этих работ я уже успел состариться (в этом месяце мне исполняется шестьдесят три года), то я должен бережливо относиться ко времени, если я хочу выполнить свой план – построить метафизику природы и
метафизику нравов в подтверждение правильности критики как спекулятивного, так и практического разума.
Тем более он мог воздержаться от ответа, поскольку всё равно намеревался вернуться к этому вопросу в контексте в своей «
Метафизике нравов».