Мы так привыкли к такому печальному положению дел, что большинство из нас не в состоянии понять, насколько неразумным стало историческое
массовое поведение человечества.
Механизм апперцепции обеспечивает и передачу прогрессивных традиций и навыков, и консерватизм, косность, инертность в
массовом поведении.
Собственно, именно разработка «новой демографической истории» приводит его к постановке проблемы изучения этого индивидуального «своеобразия» рядом с «
массовым поведением (и массовым сознанием)», к вопросу о механизмах взаимодействия массового и индивидуального, поскольку как раз демографическая сфера предстаёт в его глазах средоточием дихотомии между ними, той областью человеческой жизни, где более, чем где-либо ещё, «массовые стереотипы» подвергаются особенно «интенсивному испытанию на прочность» в «повседневной индивидуальной практике».
Коронарные выбросы солнечного вещества, воспользуемся его определением, «вызывают острые кризисы в
массовом поведении».
Массовое поведение – неорганизованная активность масс, которая не имеет определённой цели.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: бочарничать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Мода – процесс, постепенно создающий
массовое поведение.
Третья категория социальных фактов – «социальные течения» (например,
массовое поведение и мода).
Поэтому ниже мы заострим внимание на развитии средств массовой коммуникации и изучение их влияния на
массовое поведение людей.
Анализ современных исследований
массового поведения, в которых использовались, подтверждались или опровергались предлагаемые модели его объяснения, позволил выявить ряд относительно новых тем.
Это самая обыденная из ситуаций стихийного
массового поведения, которую доводилось в жизни наблюдать любому взрослому человеку, горожанину или жителю села.
Исследователям стало ясно, что
массовое поведение необходимо понимать как феномен межгруппового взаимодействия с учётом различных перспектив динамики в ин-группах и аут-группах.
Каковы же механизмы
массового поведения, их динамика и психологические детерминанты?
При этом отмечалось, что агрессия и насилие в
массовом поведении возникают от наличия и воздействия асоциальных личностей.
Здесь ответы не на всё, но на многие вопросы о технологиях управления
массовым поведением, жёсткой суггестии и истинных лицах большой политики.
Слушатели, сталкиваясь в своих странах с изощрёнными приёмами манипуляции
массовым поведением и политическими настроениями, нуждались в знании этих приёмов и владении ими.
Проанализируем современную исследовательскую литературу по данной проблематике и постараемся выделить основные тенденции, включая возможные новые направления в изучении психологии
массового поведения.
Эти параметры
массового поведения необходимо и практически разрабатывать, и использовать в прикладном плане.
Согласно первой теории лежавшее в основе обычного права однообразное,
массовое поведение людей слагается стихийно и инстинктивно.
Исследователям стало ясно, что
массовое поведение необходимо рассматривать в качестве феномена межгруппового взаимодействия с учётом различной динамики психологических состояний ин-групп и аут-групп.
Сущность нормативной теории
массового поведения составляет положение о том, что всякое коллективное поведение реально осуществляется на основе возникающих норм.
Это направление имеет большие перспективы в разработке прикладных вопросов воздействия на
массовое поведение.
Она внимательно следит за последними тенденциями в искусстве, новыми выразительными языками, особенностями частного или
массового поведения и многими другими областями, которые касаются нашей жизни.
Это самая обыденная ситуация стихийного
массового поведения, которую доводилось в жизни наблюдать любому взрослому человеку.
Наиболее актуальным и значимым фокусом исследований социальных явлений, способным привести к полномасштабным изменениям в жизни всего общества, выступает психология
массового поведения больших социальных групп.
Психология
массового поведения больших социальных групп как научное направление в социальных науках возникло на рубеже XIX–XX вв. и относилось к областям социальной психологии и психологической социологии.
Подобные макропсихологические исследования способствуют более глубокому пониманию мотивации
массового поведения, в том числе протестного поведения больших социальных групп.
Но таким значением обладает не всякое однообразное
массовое поведение, а только такое, которое сопровождается осознанием его общественной необходимости.
Основной характеристикой толпы считалась иррациональность, объяснявшая сложность понимания
массового поведения, непредсказуемость действий толпы и её практическая неуправляемость.
Закономерно возникает вопрос: в каком направлении следовало бы канализировать
массовое поведение, и какие механизмы можно считать достаточно эффективными в практическом формировании такого направления?
Проблема виртуального когнитологического образа затрагивает и механизмы
массового поведения, восприятия народов и стран, формирования отношения к ним со стороны международного сообщества.
Отдельно выделяют понятие
массового поведения.
Анонимность смещает индивидуальность и остаётся только
массовое поведение: толпа вершит дела.
Задачи властных структур по противодействию этим процессам должны быть направлены на сохранение политической и социально-экономической стабильности российского общества: как уже отмечалось выше, сегодня не приходится рассчитывать исключительно на силовые методы и традиционные технологии управления
массовым поведением людей для преодоления деструктивных тенденций.
Феномен возникновения «чувства силы» в ин-группе также был идентифицирован исследователями как важный фактор, оказывающий влияние на
массовое поведение ин-группы.
Что же сейчас может предложить психологическая наука (особенно социальная и политическая психология) для понимания и решения новых проблем функционирования больших социальных групп, их
массового поведения?
Проблема парадоксальности когнитологического образа исторического творчества имплицитно присутствует и во многих секулярных спорах, затрагивающих методологические вопросы автономности истины (как личных убеждений, так и их влияния на
массовое поведение).
Обратимся к истории возникновения и развития теорий
массового поведения (или теорий толпы) в научной литературе.
Она затронула целую массу сфер и областей психологического знания: психологию социальной справедливости, психологию
массового поведения в контексте конфликтной проблематики; исследование проблематики переговоров при разрешении конфликтов в современных условиях, межнациональных и межконфессиональных конфликтов, психологических операций как инструмента разрешения конфликтов, технологий социальной деструкции, информационно-психологических войн, терроризма, проблем стратегической стабильности и ядерного сдерживания.
Многие люди переживают сходные эмоциональные состояния при высокой степени неопределённости и думают об одном и том же, охотно группируются, обсуждают волнующую тему, лихорадочно ищут информацию, распространяют слухи – и это чревато взаимной эмоциональной индукцией, переходящей в стихийные формы
массового поведения.
Современное
массовое поведение стало складываться под влиянием панацейного мышления, веры в универсальную силу рынка и рыночных отношений в решении любых социальных проблем, идеализации установок индивидуализма.
В христианстве управление
массовым поведением складывается из отношения паствы к авторитету и духовному руководству пастыря, признания этого руководства как прояснения пути к спасению.
Никогда идеология не играла такой роли в жизни людей, не оказывала такого воздействия на
массовое поведение.
Отсюда два совершенно разных подхода к определению социологии: один – в направлении развёртывания её предмета как науки о целостности общественного организма, о социальной и социокультурной системах, другой – как науки о массовых социальных процессах и
массовом поведении.
Массовое поведение, пронизанное мелкособственническим духом, мотивами эгоизма и индивидуализма, не могло не вызвать отрицательных последствий, связанных прежде всего с ослаблением начал коллективизма и чувства ответственности за судьбу советского государства.
Хотя эта проблема и не является новой, однако она обрела особую актуальность в связи с обнаружением некоторых «странностей» современного
массового поведения.
Иными словами, дискурсивная практика оправдывает себя в эффекте влияния на сознание и
массовое поведение.
Стихийное
массовое поведение (англ. – collective behavior) – несколько расплывчатый термин социальной и политической психологии, которым обозначают различные формы поведения толпы, циркуляцию слухов, иногда также моду, коллективные мании, общественные движения и прочие «массовидные явления».
В XX в. фашизм практически осуществил систему манипулирования
массовым поведением путём создания информационных образов, как выражения истин исторической и социальной жизни нации.
В условиях современных глобальных кризисных тенденций возникает потребность в определении новых путей адекватного
массового поведения, основанного на эмпирическом знании механизмов жизни.
Между тем по мере исторического возрастания роли человека как субъекта, как образца, а значит, и первопричины происходящих внешних изменений, вставал вопрос о тех формах знания, которые автономно влияют как на индивидуальное, так и на
массовое поведение.