Создание классики должно было изменить ситуацию, внести структурирующее начало, дать опору для оценки новых
литературных явлений.
Русская поэзия как непрерывное
литературное явление считает за собою не более двух-трёх веков развития из исполнившейся уже тысячелетней истории славяно-русской литературы.
Именно такой журнал осуществлял соединение тех или иных общих эстетических представлений с новыми проблематичными
литературными явлениями.
Всем кафедрам литературы высших педагогических учебных заведений усилить борьбу за повышение идейно-политического уровня преподавания и исследовательской работы; чётко и последовательно применять ленинский принцип партийности, разоблачать элементы объективизма, аполитичности в трактовке
литературных явлений, придавать историко-литературным курсам и исследованиям большую идейную направленность и политическую остроту.
Более того, этот механизм всячески затушёвывался: «Субъект оценки
литературных явлений как классических или неклассических – это не отдельные группы ценителей искусства с их пристрастиями, а сменяющие друг друга поколения читающей публики».
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: растачать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Она оказалась как бы в ничейной зоне, на границе интересов собственно литературоведения, имеющего дело с развитыми и устоявшимися
литературными явлениями, обладающими выраженной эстетической установкой, и различных мифологических, этнографических и антропологических дисциплин, обращённых к изучению первобытной архаики.
Благодаря этому ходу появилась возможность переводить семантику
литературных явлений в конструкции социального действия и их элементы (нормы, ценности, роли, санкции и т. п.).
Любое
литературное явление можно поместить в эту меняющуюся систему систем, и для каждого из них возникнет своё «эволюционное значение и характерность».
Если не будет опоры на целостную историческую картину, невозможно будет понять сущность и смысл
литературных явлений и произведений прошлого.
Не возникает ли здесь опасность перешагнуть границы автономной сферы литературоведения и предоставит другой науке описывать на своём языке и в рамках своего специфического задания
литературные явления?
Предложенная схема периодизации неизбежно должна включать и описание картины переходных периодов и
литературных явлений переходного типа.
Тогда могли возникнуть
литературные явления, не подкреплённые должным количеством читателей.
Чисто
литературные явления невозможно объяснить ходом гражданской истории.
Это делало их любовную лирику не только значительным
литературным явлением эпохи, но и крупным фактом европейской культуры.
Но над уровнем летописного повествования критики, чувствующие склонность к «индивидуализму», подняться не в силах; избегая рассматривать
литературные явления как продукты разных форм классового сознания, эти критики обречены, исповедовать культ героев искусства…
Таковы соображения, обязывающие нас, говоря о замечательных
литературных явлениях 1849 и 1850 годов, возобновить в; памяти наших читателей и несколько сочинений, помещённых в «Современнике»: это необходимо, как для полноты обзора, так и для того, чтобы отчасти показать ту долю, которую этот журнал принёс – говоря старинным выражением – в драгоценную сокровищницу русской литературы.
Итак, решивши вопрос: к какой литературе принадлежит известное
литературное явление, мы сделаем очень многое для характеристики этого явления и узнаем его самую существенную черту.
Но хотя предложенная классификация призвана, по мысли писателя, поставить под сомнение само существование романтизма как строго определённого, чётко зафиксированного в своих границах
литературного явления, осмелимся предположить, что некоторое целостное представление о романтической эпохе у него всё же имелось.
Однако это была ещё «историческая поэтика в себе», ибо сложный процесс преобразования канонических жанров в разновидности осуществления художественного целого был открыт и описан эмпирически, не осознавался ещё в качестве основного методологического принципа исследования
литературных явлений разных эпох, то есть не входил в зону исследовательской рефлексии.
Очевидно, что возведение двух или более разноязычных
литературных явлений к их общему контексту может служить принципом сопоставления этих явлений также и вне их прямого контакта.
Это, кстати сказать, сразу же проясняет плодотворность сопоставления двух путей осмысления
литературных явлений: то ли, как нам привычно думать, литература состоит из множества литературных произведений, то ли художественная литература расчленяется на множество произведений, проявляя в каждом из них свою сущность.
Совершенно очевидно, что «стиль эпохи» – категория, искусственно выделенная исследователями, поскольку не даёт объяснения происходящим в тот или иной период
литературным явлениям.
Я расскажу также о тех впечатлениях, которые производили на общество тогдашние
литературные явления именно в том круге, в котором я жил, или, правильнее сказать, куда я заглядывал до 1826 года.
Имманентное развитие
литературных явлений, старческая дряхлость господствовавшей школы и «усталость» интеллигенции от неё – таковы их общие аргументы.
Серьёзным
литературным явлением мы имеем право считать повесть «Чем люди живы» уже потому, что в течение одного лета она печатается в четвёртый раз.
Чтобы наукообразность спасти, чтобы наука была, Тэн попытался сущность
литературных явлений понять как органическое следствие трёх определяющих факторов: расы, среды и момента.
Не признай мы за собою права этого вопроса, тогда бы не могло вовсе существовать вопроса о литературной деятельности; ибо всё то, что имеет только значение в области литературы, есть уже необходимый её момент при её историческом развитии, и в этом заключается смысл всякого существенного
литературного явления.
Мы должны бы начать наше обозрение с
литературных явлений настоящего года; но, на первый раз, мы позволим себе небольшое уклонение от предположенного плана в пользу нескольких более или менее примечательных произведений прошлого года, о которых нам приятно поговорить.
Как
литературное явление паломническое сочинение продолжает существовать в XIX в. наряду с «сентиментальным путешествием» и путевым очерком.
Надо отметить и такое удивительное
литературное явление, как роман, большой пасторальный или героический роман!
Обзор главнейших
литературных явлений конца 20-х и начала 30-х годов облегчит нам эту оценку.
Непримиримость в борьбе с ложными ценностями, активное использование лексики со значением борьбы, войны и моделирование ситуаций боя, значимость концептов «героическое», «свой», «чужой», отсутствие гибкости в критериях оценки
литературного явления определили поиск гносеологического инварианта на уровне используемых стратегий и тактик «захвата» литературного/идеологического поля.
Аналитическая критика, внимательная к тексту (традиция «эстетической» критики) и ориентированная на опыт автора, проявляется в более стабильное в социальном плане время, когда сетка «вертикали» обнаруживает свою исчерпанность и недостаточность для понимания
литературного явления.
Такой общей областью интересов адресанта и адресата литературной критики является интерес к современной литературной действительности (от профессионального до любопытства), в котором могут доминировать интерес к частному мнению/оценке, к литературному факту в его связи с социальными процессами, желание «проверить» свою интерпретацию
литературного явления, свои «вычитанные» смыслы, «ответы» с представленными в критическом тексте (соотнести своё дорефлексивное понимание с вариантами отрефлексированного) и шире – онтологически критика и читателя объединяет общая позиция «спрашивающего».
Цель критика – изначально – познать
литературное явление как часть бытия.
Литературно-критическая деятельность, понимаемая как формализованный акт само(интерпретации), претендующий на общезначимость, несомненно, шире акта истолкования
литературного явления.
Время подтверждает и жизнеспособность раскритикованных
литературных явлений, ставших классикой.
Прошедших десятилетий не хватило, чтобы в полной мере осмыслить неоднородность, глубину и сложность, эволюционность, особую укорененность в историко – литературном процессе
литературного явления, обозначенного многострадальным термином «деревенская проза».
На сегодня однозначно можно утверждать, что журнал как
литературное явление состоялся.
Значит, бывали-таки и вероятно будут
литературные явления неповторимые.
Её творчество – интересное
литературное явление начала XXI века.
Отдел «Перед первой революцией» заключает в себе характеристику
литературных явлений того периода, когда в поэзии появились декаденты, а в публицистике легальные марксисты.
Это и есть явные признаки намечающегося
литературного явления, окрещённого «прозой сорокалетних» или же «московской школой».
И, чтобы пустить в ход это новшество,
литературному явлению совершенно последовательно будут приписаны свойства электрического аппарата.
Составители издания не замыкаются в рамках определённых тем или жанров, демонстрируя широкий охват
литературных явлений самого разного характера.
Всякое существенное явление в литературе есть необходимо исторический момент её, но не всякое явление в литературе художественно;
литературное явление может быть необходимым истинным явлением, и в то же время не иметь само по себе поэтического значения, может быть явлением чисто историческим.
Они совсем не то, что люди движения, которые в своей крайности, восторгаясь новым
литературным явлением, отрицают всякую заслугу со стороны прежних писателей.
Сейчас уже становится очевидным, что если ограничиваться как при построении самой истории литературы, так и при разработке её периодизации только «историческим подходом» (пусть даже расширенным за счёт ещё и «географического»), то мы никогда не воспроизведём объективного течения литературного процесса, поскольку не сможем не с литературных позиций объяснить чисто
литературные явления: появление жанра оригинальной мирской (бытовой) повести в XV веке; или эволюцию пейзажа в древнерусских сочинениях XI–XVII вв.; или появление личностного начала в древнерусской литературе; или возникновение поэзии в XVII веке.
Цензура мешала признать значительным
литературным явлением того и другого, но препятствие наибольшее – инерция преобладающего вкуса.
Критическое высказывание характеризуется тем, что говорит не о целостном смысле
литературного явления, а об актуальном для критика/ критического направления/журнала.