Перенос
литературной политики на иные искусства представлялся простым, ведь в текстоцентрической парадигме именно словесность была прообразом любой интеллектуальной деятельности.
В ключевых документах советской культурной политики есть нарушения родовидовых связей между литературой и искусствами в пользу простоты переноса
литературной политики на иные искусства.
Именно ему театр «поручил» цитировать введённые в спектакль строки из документов, связанных с
литературной политикой разных лет.
Лаконизм третьего пункта об «аналогичном изменении по линии других видов искусства» [Яковлев 1999: 173] словно говорил: перенос
литературной политики на другие искусства не требует внимания к их особенностям.
К середине 1930-х
литературная политика – термин уже устоявшийся и официально принятый.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: эзофагоскоп — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Тем не менее недовольство существующей
литературной политикой стало почти общим местом.
Какое-то время наряду с
литературной политикой ещё используются литературная борьба, художественная политика и другие.
Проблемы
литературной политики поднимаются и в связи с сокращением чтения.
Неоднороден и исторически изменчив и объект
литературной политики – сама литература.
Итак, хотя понятие
литературной политики широко и исторически изменчиво, основная часть её значений связана всё же именно с использованием литературы в интересах политических сил – прежде всего находящихся у власти.
И, как я попытаюсь показать дальше, эта неясность, непроявленность как раз является наиболее отчётливым признаком современной российской
литературной политики.
Она, как и сказано в подзаголовке – который на этот раз, надеюсь, не выпадет, – о
литературной политике.
О
литературной политике государства. О политике внутри самой литературы.
На протяжении 2000-х
литературная политика проводилась в основном косвенно, через негосударственные фонды.
За последние два десятилетия термин
литературная политика перестал быть государствоцентричным.
Таким образом, внутри двух моделей
литературной политики заметна её значительная историческая изменчивость.
Однако усиление консервативных сил в обществе начинало подталкивать и к реабилитации консервативной модели
литературной политики.
Предложение выслушали, но выразили сомнение, что
литературная политика сегодня вообще существует.
На протяжении тысячелетий государства прекрасно обходились без
литературной политики.
Литературная политика 2010-х в целом сохранила динамику конца 2000-х.
Я ответил, что сегодня
литературная политика, естественно, не столь декларируема и поддержана административным ресурсом.
Соответственно, literary politics – это не только
литературная политика, но и вся совокупность связей и отношений между литературой и политикой вообще.
Впрочем, «островная» модель
литературной политики всё более отличалась от континентальной.
Осинского «К вопросу о
литературной политике партии», вызвавшая широкую полемику.
Аналогичный процесс происходил, впрочем, и по другую сторону «железного занавеса», где господствовала иная модель
литературной политики…
Не только о
литературной политике, но и о литературе.
Первую, третью и пятую части и составляют эти «барометровские» очерки, касающиеся самых разных сторон
литературной политики и шире – литературы и общества.
Субъектами
литературной политики выступают писательские организации, средства массовой информации (и, прежде всего, редакции толстых литературных журналов), литературные направления и школы и – особенно в последнее десятилетие – разного рода премиальные и конкурсные жюри.
Термин
литературная политика будет взят в традиционном, узком смысле этого слова: как часть государственной политики.
Да, чувствовал себя существом с другой планеты, из другого, иного мира, стеснялся этого, и хотел быть как все: определять
литературную политику, редактировать журнал.
Не буду, впрочем, забегать вперёд – о том, что такое
литературная политика, говорится в отдельной статье, вошедшей в эту книгу: «Зачем нужна литературная политика».
После распада социалистического лагеря консервативная модель
литературной политики фактически прекратила своё существование; либеральная стала преобладающей.
Вот в 1970-е, действительно, была
литературная политика.
Взглянуть на
литературную политику sine ira et studio.
Это не означало отсутствия
литературной политики.
Свой разбор автор, как и обещано им в подзаголовке, начинает с определения, что именно следует называть «
литературной политикой» и есть ли смысл пользоваться этим словосочетанием сегодня.
Характерным «кейсом»
литературной политики стали возникшие в середине 2000-х новые литературные премии.
На протяжении всей истории символизма связь его представителей с теми или иными печатными органами определяла как
литературную политику, так и принципиальную художественную ориентацию и отдельных художников, и целостных литературных групп.
Вторая часть, более теоретическая: о самом понятии
литературной политики, её истории, её современности, а также отдельных социальных аспектах современной российской прозы.
Главным «заказчиком»
литературной политики выступает политическая власть, государство.
Литературная политика выступает здесь как часть политики образовательной; основной акцент при этом делается на классике.
Общекультурная и
литературная политика.
Субъектом
литературной политики мог быть монарх (или, в более недавней истории, – всевластный генсек).