Рассмотрим и проведём сравнительный анализ
космогонических мифов народов мира.
Древнейшие
космогонические мифы индоарьев сохранились в ведах и восходят к представлениям о мироздании, сложившимся у индоевропейцев.
Поскольку человек является последним звеном в цепи творения,
космогонические мифы включают в себя также и антропогонические мифы, рассказывающие о сотворении человека.
Наиболее распространены
космогонические мифы, мифы о культурных героях, мифы о рождении и воскрешении, мифы об основании городов.
Древние представляли мир как некое триединое начало, как мы увидим позже, разбирая
космогонические мифы.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: нивоз — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Здесь
космогонические мифы рассматриваются с точки зрения одной из граней, в аспекте отражения макрокосмических проявлений в человеке – микрокосмосе.
Ядром любой мифологической системы является группа
космогонических мифов, повествующих о космогонии, то есть происхождении всего космоса.
Если подобное объяснение действительно правомерно, то
космогонические мифы приоткрывают для нас волшебную замочную скважину, сквозь которую мы можем уловить отблески подлинного мира, который существовал давным-давно.
Сюжет в
космогонических мифах развивается в направлении от внешнего и далёкого к внутреннему и близкому: от прошлого к настоящему, от божественного к человеческому, от космического и природного к культурному и социальному, от стихий к конкретным предметам.
Почему же надо «согласовывать» с наукой именно
космогонический миф евреев, а не мифы их соседей – египтян и вавилонян, не говоря уже о всех прочих народах?
Водная стихия в
космогонических мифах является первоосновой мира [Климов, 1990: 236; Конаков, 1996: 7–8], представляет собой состояние первичного хаоса, что близко к пониманию демонического мира.
Таким образом, в
космогонических мифах становление мира рассматривается как результат введения, с одной стороны, бинарных оппозиций (небо – земля), а с другой – градуальных серий, основанных на убывании или возрастании, например растения – животные – люди.
Столкнувшись с лурианским
космогоническим мифом, современный человек не удержится от вопроса: «Как такое возможно?» События настолько невероятные и бездоказательные мы отбрасываем как вопиющую заведомую ложь.
Едва ли автор рассчитывал «обратить в свою веру» церковных христиан; в то же время он мог надеяться на большее понимание со стороны собратьев-гностиков, излагая им известный
космогонический миф в своём, более «истинном» варианте.
В индийских
космогонических мифах явственней и ярче, чем в каких-либо других, формируется первоначальная форма логического мышления, уводящая человеческий ум от конкретного к абстрактному и направляющая его к выявлению скрытых от непосредственного наблюдения связей между человеком и миром, в котором он живёт, и стоящими за этим миром могущественными силами.
В поздних
космогонических мифах всё явственнее ощущаются не только мощь индийской природы, её необычайное разнообразие, но и напряжённость духовных и религиозных исканий, пронизанных неотделимым от них духом восточной мудрости.
История – прежде всего рефлексия общества, а потому будет существовать, пока существует само общество, неважно, в форме
космогонического мифа или же компьютерной игры «про фашистов» (что, кстати, не так уж далеко друг от друга).
Так, среди
космогонических мифов выделяются, по крайней мере, несколько их вариантов.
Здесь мы имеем дело с самым ядром универсального
космогонического мифа.
Некоторые наиболее общие
космогонические мифы, вероятно, восходят к периоду палеолита.
Путь солнца по небосводу, от которого зависит существование человека и окружающей его природы, представляет собой главный сюжет
космогонического мифа древних славян, как его можно реставрировать по различным материалам (изображения на вышивках, прялках, посуде, фольклор и т. д.).
Основной
космогонический миф может меняться, заменяться, уходить из наличного оборота, но его исходные принципы сказываются и на облике заместителя, и на вырастающем на его основе общем построении, которое в опосредованной форме продолжает развитие в заданных им направлениях, как и в преобладающих подходах – поэтому следствия могут многое рассказать об исходном толчке.
Если мы уделим внимание
космогоническим мифам, то откроем четыре стихии мироздания: воздух – земля, вода – огонь.
Важнейшую роль в том, что человек осознал себя творцом культуры, сыграло в эпоху мезолита появление
космогонических мифов, которые позднее, в эпоху неолита и бронзового века, стали основой грандиозных поэм, где в мифопоэтической – образной форме повествовалось о мироздании как о едином целом, включающем в себя три мира, три главных поколения богов и три поколения людей.
К
космогоническим мифам примыкают эсхатологические мифы, – рассказы, пророчества о конце мира.
В основе «Пополь-Вух» лежат древние майяские
космогонические мифы, многочисленные мифические сказания и исторические предания киче, их смутные реминисценции о долгих миграциях, столкновениях с другими индейскими народами и внутренних раздорах, генеалогические списки знатных родов, пророческие и другие тексты.
Космогонические мифы ставят вопросы о том, что было, когда ничего не было, и через что всё стало быть?
Знал бы я его хуже – непременно решил бы, что приложенный к посланию текст не перевод вовсе, а компиляция
космогонических мифов, древних и современных, составленная с известной долей ехидства.
Вам будет понятнее, если я расскажу вам несколько
космогонических мифов.
Отделение света от тьмы (дня от ночи) равнозначно отделению космоса от хаоса и является одним дз основных мотивов
космогонических мифов.
Воплощая
космогонический миф, совокупляющиеся люди приобщались к священному: прославляли мудрое мироустройство, чувствовали связь с предками и высшими существами, увеличивали плодородие племенных стад и полей.
Как он мастерит башмаки из поношенных остатков, так он сшивает в своих сказках разнородные кусочки
космогонических мифов.
Исследователь, анализируя
космогонические мифы, приходит к выводу о наличии у всех финно-угорских и самодийских народов мифологического образа творца мира в виде утки.
Мы можем назвать наиболее характерные
космогонические мифы, отражающие локальные различия, но, тем не менее, сохраняющие общий идейный каркас их построения.
Многообразие и схожесть сюжетов
космогонических мифов поражают: яйцо, вода, охотничьи принадлежности, зарождение животного мира из глины и земли или скорлупы первояйца.
Нет горы в собственном смысле слова, ну так холм мы обнаружим, возникший из первоначального хаоса, как в некоторых вариантах египетского
космогонического мифа.
Трудно представить, но у индейцев пираха нет
космогонических мифов и нет народных сказок, есть только рассказы из повседневной жизни и простые бытовые беседы.
Хейзинга, следуя за древнейшими
космогоническими мифами, представляет игру как перводвижение, как начало, которое помогает миру превратиться из хаоса в космос.
Распространённым сюжетом в
космогонических мифах является описание, как из мирового яйца, универсального символа происхождения жизни, рождается мир.
Ценность работы заключается в том, что в ней даётся эволюция сюжетов
космогонических мифов, сделана попытка определить истоки возникновения и различного рода влияния и возможные заимствования основных сюжетов.