Литературный дольник укорачивает междуударные интервалы к
концу стиха, как бы убыстряя темп, народный дольник, наоборот, удлиняет интервалы, замедляет темп.
По-видимому, потому, что их главная функция – фиксировать
конец стиха, отмечать паузу, препятствовать слиянию смежных стихов.
Так же как и в дольниковых строках, интервалы к
концу стиха удлиняются, темп замедляется.
Может быть, замедление темпа к
концу стиха служит своего рода подготовкой к межстиховой паузе, значение которой в нерифмованном народном стихе важнее, чем в рифмованном литературном.
Пример силлабического стихосложения – сербохорватский народный эпический стих: 10 слогов в стихе, обязательный словораздел (цезура) после 4‐го слога, расположение ударений произвольное (но с тенденцией к нечётным позициям), расположение долгот и повышений тона произвольное,
конец стиха (клаузула) отмечен долготой предпоследнего слога.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: тенистость — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
По
концам стихов: светь – севе – своё, комони – Куряни – възлелеяни – въскормлени – напряжени – отворени – изъострени, ведоми – знаеми, ищучи – себе чти.
Оба эти наблюдения позволяют сказать, что в народном четырехиктном стихе уже намечаются те тенденции к «облегчению»
конца стиха, которые, как известно, приобретают полную силу в литературном стихе.
В конце
концов стих даже артиллерийский обстрел.
Последняя стопа в стихе несёт ударение всегда – является ударной константой; вторая стопа от
конца стиха несёт ударение реже всех, третья от конца – опять чаще, четвёртая – опять реже и т. д., причём по мере удаления от конца стиха разница между этими «чаще» и «реже» постепенно слабеет; это чередование сильных и слабых стоп образует ритмическую волну, которая начинается от ударной константы и затухает к началу стиха.
Асимметрия фразоразделов первой строфы подчёркнута одинаковыми знаками препинания (многоточие в
конце стиха – и такое же многоточие в середине полустишия), иерархичность словоразделов последней строфы – меняющимися знаками препинания (точка в конце полустрофия, точка с запятой в конце стиха, точка с запятой в конце полустишия).
Теперь мы можем ещё добавить, что регрессивный сдвиг (односложным наращением в начале стих цепляется за предыдущий) употребителен чаще, чем прогрессивный (односложным наращением в
конце стих цепляется за последующий).
Пример силлабо-тонического стихосложения – русский 4-стопный ямб: 8 слогов в стихе, нечётные позиции (слабые) заняты безударными слогами (или односложными ударными словами), чётные (сильные) – произвольными слогами,
конец стиха отмечен обязательным ударением на 8‐м слоге и допущением добавочных безударных слогов после этого ударения (женские и дактилические клаузулы).
Теперь он расширенными- то ли от страха, то ли от удивления – зрачками наблюдал, как исчезла и поставленная незнакомцем в
конце стиха жирная точка.
Рассматривая рифменные формулы ряда строф, ученики придут к выводу, что, например, сочетание в одной строфе резкой мужской рифмы с ударением в
конце стиха с более «мягкой» женской рифмой обычно придаёт стихам ритмическую выразительность.
Вопрос, который задаётся в
конце стиха, указывает на то, что не может быть определённого момента, когда начинается движение.
Голоса на трибунах ещё не до
конца стихли, но спешно переходили в шёпот.
Особенностью этого жанраявляется и то, что целостное поэтическое повествование разбито на небольшие смысловые части, которые включают в себя три синхронных момента: заголовок-вопрос, в строфе ответ и в
конце стиха в качестве вывода – афоризм.
Когда я поставила точку, я знала, что это всё –
конец стиха.
Он ставит на
конец стиха – слово «непрочно», и получается «но сильней всего непрочно» – путаница.
В
конце стихов итог, судьбы финал.
Поэтическая сущность текста происходит от употребления всякого рода шаблонов классической поэзии (главным образом, анафор, но также использования выразительности односложных слов в
конце стиха), рифмы и больше всего – ритма.
В
конце стих на английском языке.
Голос был хриплым и к
концу стих до едва слышного шёпота.