Третье место будет предоставлено
исламскому искусству, ибо во многих отношениях существует полярность между исламским и христианским искусством.
По мере того как астрология становилась всё более популярной в народе, в
исламское искусство включалось всё больше её символов, олицетворяющих планеты и зодиакальные созвездия.
Если внимательно вглядеться в огромное многообразие произведений
исламского искусства, созданного за очень долгое время и на обширных пространствах, то возникает вопрос об источнике принципов, объединяющих его.
Признавая наличие этой связи, иные могут искать исток
исламского искусства в социо-политической реальности, созданной исламом.
Проиллюстрировать непосредственную связь
исламского искусства и духовности можно на примере исполнительских форм искусства.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: дымогарный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Более того, многие из величайших шедевров
исламского искусства были созданы до того, как произошла окончательная кодификация этих наук и их признание в качестве высших авторитетов.
Вот в этом внутреннем измерении исламской традиции и нужно искать источник
исламского искусства и той мощи, которая веками созидала, поддерживала и наделяла его поразительной гармонией и упоительной обращённостью к душе, свойственными ему.
Книга в целом затрагивает исламский период искусства и архитектуры различных стран и народов, вовлечённых арабами в огромный мир, который было бы неверно называть
исламским искусством.
Интеллектуальный характер
исламского искусства неоспорим, но это плод не рационализма, а интеллектуального видения архетипов земного мира, видения, ставшего возможным благодаря исламской духовности и благодати, исходящей из исламской традиции.
Чем глубже проникновение в смысл
исламского искусства, тем яснее глубиннейшая связь его и исламской духовности.
В этих предметах, как и в оформлении интерьеров, порою проступает влияние
исламского искусства.
Исламское искусство миниатюры развивалось как форма художественного изображения не внешнего облика человека, а смысла (маани) человека, его внутреннего содержания.
Максима св. Фомы – ars sine scientia nihil – очевиднейшим образом касается
исламского искусства.
Эра кинематографа открыла новые перспективы для развития
исламского искусства, его реализации в новой художественной форме.
Всё в этом дворце, построенном для христианских правителей, подчинено базовым принципам
исламского искусства – повторяющемуся ритму и изысканной стилизации (хотя встречаются здесь и более поздние ренессансные мотивы – из кессон наборного потолка выглядывают фигуры персонажей; в раме из орнамента «макарабе» помещена серия дамских портретов XVI в. – но не они доминируют).
Исламское искусство берёт начало непосредственно из исламской духовности, в то же время формируясь под воздействием особых характеристик носителя или сосуда коранического откровения: семитского кочевого мира, чьи позитивные аспекты универсализировал ислам.
Поскольку в исламской традиции с её духовностью гностического склада интеллектуальность и духовность неразделимы – они есть ипостаси единой реальности, то хикма, на которой основано
исламское искусство, есть не что иное, как интеллектуальный аспект исламской духовности.
При помощи этой науки и силой баракаМухаммада
исламское искусство делает явленными в наружной плоскости телесного существования реальности вещей, которые находятся в «Незримой сокровищнице» (хаза’ин аль-гаиб).
Не случайно, что всегда и повсеместно
исламское искусство поднималось до вершин креативности и совершенства при наличии мощного, живого, интеллектуального – а значит, и духовного – тока исламской традиции.
И напротив – эта причинно-следственная связь даёт основания понять, отчего при всяком упадке или потускнении духовного измерения ислама снижается качество
исламского искусства.
Если в
исламском искусстве возникают новые фазы или периоды, то, в свете этой связи, их надо рассматривать не как изменение в исламской духовности, но как неизменное использование принципов живой традиции в различных обстоятельствах и условиях.
Одной этой связи достаточно, чтобы свести на нет аргументацию тех, кто рассматривает
исламское искусство как продукт внешних исторических факторов, не связанных с принципами и духовными источниками исламского откровения.
Возможно, наиболее удачным определением
исламского искусства будет следующее: это сумма художественных проявлений, созданных под мусульманским покровительством художниками и ремесленниками, как мусульманами, так и не-мусульманами, в согласии с исламской эстетикой.
Этот хронотопологический подход к
исламскому искусству позволяет описать его развитие во времени, а равно его оригинальные и заимствованные черты.
Сегодня задача музеев – показывать
исламское искусство, исламскую культуру в контексте времён, влияний, увлекать его очарованием, удивлять мудростью, пленять изяществом.
Это говорит о том, что сложные узоры и арабески, как и каллиграфия, являющиеся столь характерной чертой
исламского искусства, впервые появились в качестве декоративных элементов книг.
Соответственно для
исламского искусства невозможнои бессмысленно фиксирование человека и его деяний(взаимодействий с обществом, с природой, участие в исторических событиях).
Исламское искусство прославилосьтакже миниатюрами с изображениями людей и природы.
В сцене охоты были изображены люди, что категорически запрещалось
исламским искусством, и от этого ткань была немыслимо редкой – в 1910 году ему предлагали за персидскую ткань сто тысяч золотом.
Те, кто на протяжении столетий создавали произведения
исламского искусства, творили либо благодаря своей способности получить видение архетипического мира средствами, даваемыми исламским откровением, в особенности баракаМухаммада, либо благодаря тому, что прошли обучение у испытавших это видение.
Однако решение проблем связей через века и культурные границы, хоть и представляющее интерес с точки зрения истории искусства, истоков
исламского искусства не раскрывает, ибо оно – как любое священное искусство – есть не просто использование материалов, а то, что сделала с этим материалом данная религиозная целокупность.
Ибо надличностный характер
исламского искусства не мог появиться на свет чисто индивидуальным вдохновением или творческим порывом.