В этих предметах, как и в оформлении интерьеров, порою проступает влияние
исламского искусства.
Соответственно для
исламского искусства невозможнои бессмысленно фиксирование человека и его деяний(взаимодействий с обществом, с природой, участие в исторических событиях).
Исламское искусство прославилосьтакже миниатюрами с изображениями людей и природы.
Третье место будет предоставлено
исламскому искусству, ибо во многих отношениях существует полярность между исламским и христианским искусством.
Сегодня задача музеев – показывать
исламское искусство, исламскую культуру в контексте времён, влияний, увлекать его очарованием, удивлять мудростью, пленять изяществом.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: аллюзивный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Если внимательно вглядеться в огромное многообразие произведений
исламского искусства, созданного за очень долгое время и на обширных пространствах, то возникает вопрос об источнике принципов, объединяющих его.
Признавая наличие этой связи, иные могут искать исток
исламского искусства в социо-политической реальности, созданной исламом.
Проиллюстрировать непосредственную связь
исламского искусства и духовности можно на примере исполнительских форм искусства.
Более того, многие из величайших шедевров
исламского искусства были созданы до того, как произошла окончательная кодификация этих наук и их признание в качестве высших авторитетов.
Вот в этом внутреннем измерении исламской традиции и нужно искать источник
исламского искусства и той мощи, которая веками созидала, поддерживала и наделяла его поразительной гармонией и упоительной обращённостью к душе, свойственными ему.
Книга в целом затрагивает исламский период искусства и архитектуры различных стран и народов, вовлечённых арабами в огромный мир, который было бы неверно называть
исламским искусством.
Интеллектуальный характер
исламского искусства неоспорим, но это плод не рационализма, а интеллектуального видения архетипов земного мира, видения, ставшего возможным благодаря исламской духовности и благодати, исходящей из исламской традиции.
Чем глубже проникновение в смысл
исламского искусства, тем яснее глубиннейшая связь его и исламской духовности.
Максима св. Фомы – ars sine scientia nihil – очевиднейшим образом касается
исламского искусства.
Эра кинематографа открыла новые перспективы для развития
исламского искусства, его реализации в новой художественной форме.
Всё в этом дворце, построенном для христианских правителей, подчинено базовым принципам
исламского искусства – повторяющемуся ритму и изысканной стилизации (хотя встречаются здесь и более поздние ренессансные мотивы – из кессон наборного потолка выглядывают фигуры персонажей; в раме из орнамента «макарабе» помещена серия дамских портретов XVI в. – но не они доминируют).
Исламское искусство берёт начало непосредственно из исламской духовности, в то же время формируясь под воздействием особых характеристик носителя или сосуда коранического откровения: семитского кочевого мира, чьи позитивные аспекты универсализировал ислам.
Поскольку в исламской традиции с её духовностью гностического склада интеллектуальность и духовность неразделимы – они есть ипостаси единой реальности, то хикма, на которой основано
исламское искусство, есть не что иное, как интеллектуальный аспект исламской духовности.
При помощи этой науки и силой баракаМухаммада
исламское искусство делает явленными в наружной плоскости телесного существования реальности вещей, которые находятся в «Незримой сокровищнице» (хаза’ин аль-гаиб).
Не случайно, что всегда и повсеместно
исламское искусство поднималось до вершин креативности и совершенства при наличии мощного, живого, интеллектуального – а значит, и духовного – тока исламской традиции.
И напротив – эта причинно-следственная связь даёт основания понять, отчего при всяком упадке или потускнении духовного измерения ислама снижается качество
исламского искусства.
Если в
исламском искусстве возникают новые фазы или периоды, то, в свете этой связи, их надо рассматривать не как изменение в исламской духовности, но как неизменное использование принципов живой традиции в различных обстоятельствах и условиях.
Одной этой связи достаточно, чтобы свести на нет аргументацию тех, кто рассматривает
исламское искусство как продукт внешних исторических факторов, не связанных с принципами и духовными источниками исламского откровения.
Возможно, наиболее удачным определением
исламского искусства будет следующее: это сумма художественных проявлений, созданных под мусульманским покровительством художниками и ремесленниками, как мусульманами, так и не-мусульманами, в согласии с исламской эстетикой.
Этот хронотопологический подход к
исламскому искусству позволяет описать его развитие во времени, а равно его оригинальные и заимствованные черты.
Исламское искусство изобилует образами сталактитов.
Это говорит о том, что сложные узоры и арабески, как и каллиграфия, являющиеся столь характерной чертой
исламского искусства, впервые появились в качестве декоративных элементов книг.
В сцене охоты были изображены люди, что категорически запрещалось
исламским искусством, и от этого ткань была немыслимо редкой – в 1910 году ему предлагали за персидскую ткань сто тысяч золотом.
По мере того как астрология становилась всё более популярной в народе, в
исламское искусство включалось всё больше её символов, олицетворяющих планеты и зодиакальные созвездия.
Исламское искусство миниатюры развивалось как форма художественного изображения не внешнего облика человека, а смысла (маани) человека, его внутреннего содержания.
Те, кто на протяжении столетий создавали произведения
исламского искусства, творили либо благодаря своей способности получить видение архетипического мира средствами, даваемыми исламским откровением, в особенности баракаМухаммада, либо благодаря тому, что прошли обучение у испытавших это видение.
Однако решение проблем связей через века и культурные границы, хоть и представляющее интерес с точки зрения истории искусства, истоков
исламского искусства не раскрывает, ибо оно – как любое священное искусство – есть не просто использование материалов, а то, что сделала с этим материалом данная религиозная целокупность.
Ибо надличностный характер
исламского искусства не мог появиться на свет чисто индивидуальным вдохновением или творческим порывом.