Целостность человеческого опыта предполагает
единство познания человека.
И следовательно, если нет
единства познания, то нет и убедительности в нём.
То, что априорные нормы создают
единство познания, отнюдь не доказывает рост их значения или подтверждение их значимости, ибо единство – не что иное, как название связей, которые устанавливает действие этих норм между элементами представления.
Он пишет: «Лишь в систематическом
единстве познания, лишь в единстве логики и науки обосновывается познание в науке и научность всего познания» (там же, с. 442).
Она принимает вид
единства познания, личности и общения.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подшиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Зато меньше всего можно рассчитывать как раз на общее признание самой предпосылки, то есть именно того положения, что психология в общемимеет дело с многообразием в последнем счёте или, как мы сказали, диаметрально противоположным всякому единству понимания, всякому понятию, в особенности всякому понятию закона, а потому и всякой науке, а вследствие этого, вполне естественно, – и отыскиваемому философией
единству познания.
Тем не менее, пожалуй, и возможно, пользуясь приёмами, не отличающимися в принципе от приёмов эмпирического исследования и лишь освобождёнными от некоторых особенно строгих требований эмпирической методики, достичь таких положений относительно возможного всеохватывающего
единства познания, которые в силу особого характера их обоснования, конечно, не сумеют притязать на полное научное признание, но которые всё же дадут возможность, опираясь на достовернейшие и самые основные результаты всего опыта в его целостности, заглянуть благодаря более свободному и смелому применению гипотезы в направлении, уже предуказанном самим опытом, за его пределы и таким путём, без того, чтобы порывать с основоположениями эмпиризма, всё же сумеют удовлетворить, хотя и не безусловно, стремление к последнему завершению.
Этому пониманию философии как гипотетического построения если и не абсолютного, то по крайней мере относительно наивысшего
единства познания на основе отдельных эмпирических наук и при посредстве приёмов, принципиально от приёмов этих наук не отличающихся, противостоит другое понимание, которому задачи философии представляются совершенно особенными и глубоко отличными от задач опытной науки, имеющими свои особые принципы и метод и как бы лежащими в совсем другом проблемном измерении.
Так открывается нам новый смысл
единства познания, а вместе с тем и философии.
Но наше подразделение понятий философии, как мы видели, основывалось на той первой предпосылке, что философия, во всяком случае, направлена на последнее
единство познания.
Если с этим согласиться, то можно сказать, что всем различным значениям, в которых может пониматься
единство познания, с очевидной необходимостью должно было бы соответствовать столько же значений долженствующего быть сведённым к единству многообразия: должно, следовательно, существовать многообразие эмпирического, трансцендентного и трансцендентального единства закона и, наконец, многообразность того последнего конкретного единства, которое стремится, насколько это методически вообще доступно, воплотить в понятие именно самое последнее основоотношение между самим единым и самим многообразным.
Однако такое генетическое объяснение не в состоянии обеспечить те внутренние логические связи, которые составляют специфическую особенность научного знания, а потому и устанавливаемое им
единство познания носит чисто внешний характер, не вырастает органически из объективного состава науки.
Так можно положить основание
единства познания.
В виде возможности научного объяснения сознания, его появления и существования как специфической формы движения в форме идеального
единства познания, появившегося в результате развития живой материи, представлен материал этой книги.
Не поняв человека, как можно достичь
единства познания?
Только если бы исследование познания смогло сделать однородными процессы сознания, которые вносят вклад в познание в целом, так, чтобы не оставалось различий между так называемым ощущением и так называемым представлением, только тогда можно было бы признать, что оно раскрывает
единство познания.
Видно, что содержания, к которым относится познание и с которыми оно вступает в контакт или сталкивается, настолько многообразны и настолько запутаны, что с этой точки зрения
единство познания не должно возникать легко или с уверенностью.
Человек осваивает окружающий мир, позиционирует себя во внешнем пространстве в целостном
единстве познания и праксиса.
Если уяснить себе это, то тогда вполне понятным сделается мнение, будто психология или сама является философией (именно: если понимать под отыскиваемым философией
единством познания как раз это конкретное единство), или же по крайней мере её прямой противоположностью (именно: как конкретная сторона абстрактного единства философии).